Эволюция информационных систем

Информационные системы в своем развитии прошли несколько эволюционных этапов. Если оставить в стороне историю инфор­мационных систем управления, базирующихся на информационных технологиях «доэлектронного» периода, то можно выделить че­тыре этапа (табл. 17.1). В основе эволюции информационных систем прежде всего лежит совершенствование технических средств обработки информации.

Изменение подхода к использованию информационных систем

Период Концепция использования информации Вид информационных систем Цель использования
В 1950-60 го­ды   Бумажный поток счетных документов     Концепция «необхо­димого зла»   Информационные системы обработки расчет­ных документов на элек­тромеханических бухгалтерских машинах   Повышение скорости обработки документов     Упрощение проце­дуры обработки счетов и расчета зарплаты
В 1960-70 годы   Поддержка основной цели   Информационные системы управления Ускорение процесса подготовки отчестности  
В 1970-80 годы   Управленческий контроль   Системы поддержки принятии решений   Системы для высшего уровня управления Выработка наибо­лее рационального решения  
1980-2000 годы Информация— стратегический ре­сурс, обеспечива­ющий конкурентное преимущество Стратегические информационные системы Автоматизированные офисы Обеспечение выживания и  процветания организации  

Источник: Информатика: Учебник /Под ред. Н.В. Макаровой. — М.: Финансы и статистика, 1997; Информационные системы в экономи­ке: Учебник/ Под рел. В.В. Дика.— М.: Финансы и статистика, 1996.

 

Первый этап (до конца 1960-х годов) характеризуется про­блемой обработки большого объема данных в условиях ограни­ченных возможностей аппаратных средств. Второй этап (до конца 1970-х годов) связан с распространением ЭВМ. Основная проблема этого этапа — отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств. Для этих двух этапов ха­рактерна довольно эффективная обработка информации при  выполнении  рутинных  операций.    В    это  время  получили      распро­странение

вычислительные центры с централизованной обработ­кой данных и коллективным использованием ресурсов вычис­лительных центров. Вместе с тем на этом этапе проявилась та­кая психологическая проблема, как плохое взаимодействие и  взаимопонимание разработчиков информационной системы и пользователей, для которых они создавались. В результате дос­таточно большие возможности вычислительных центров исполь­зовались не в полной мере.

Третий этап (с начала 1980-х годов) — компьютер становится инструментом профессионального пользователя, а информацион­ные системы — реальным средством поддержки принятия реше­ний. В этот период информационные системы получают все бо­лее индивидуальный характер с учетом потребностей пользователя. Используется как централизованная, так и децентрализованная обработка данных. Четвертый этап (с начала!990-х годов) — создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. На этом этапе в полной мере оказались задействованы достижения телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Главной направленнос­тью внедрения новых технологий стала задача достижения фирмой стратегических конкурентных преимуществ. В то же время на этом этапе проявились следующие проблемы:

· разработка и установление стандартов, протоколов для ком­пьютерной связи;

· организация доступа к стратегической информации;

· организация защиты и безопасности информации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: