Информационные системы в своем развитии прошли несколько эволюционных этапов. Если оставить в стороне историю информационных систем управления, базирующихся на информационных технологиях «доэлектронного» периода, то можно выделить четыре этапа (табл. 17.1). В основе эволюции информационных систем прежде всего лежит совершенствование технических средств обработки информации.
Изменение подхода к использованию информационных систем
Период | Концепция использования информации | Вид информационных систем | Цель использования |
В 1950-60 годы | Бумажный поток счетных документов Концепция «необходимого зла» | Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах | Повышение скорости обработки документов Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты |
В 1960-70 годы | Поддержка основной цели | Информационные системы управления | Ускорение процесса подготовки отчестности |
В 1970-80 годы | Управленческий контроль | Системы поддержки принятии решений Системы для высшего уровня управления | Выработка наиболее рационального решения |
1980-2000 годы | Информация— стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество | Стратегические информационные системы Автоматизированные офисы | Обеспечение выживания и процветания организации |
Источник: Информатика: Учебник /Под ред. Н.В. Макаровой. — М.: Финансы и статистика, 1997; Информационные системы в экономике: Учебник/ Под рел. В.В. Дика.— М.: Финансы и статистика, 1996.
Первый этап (до конца 1960-х годов) характеризуется проблемой обработки большого объема данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств. Второй этап (до конца 1970-х годов) связан с распространением ЭВМ. Основная проблема этого этапа — отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств. Для этих двух этапов характерна довольно эффективная обработка информации при выполнении рутинных операций. В это время получили распространение
вычислительные центры с централизованной обработкой данных и коллективным использованием ресурсов вычислительных центров. Вместе с тем на этом этапе проявилась такая психологическая проблема, как плохое взаимодействие и взаимопонимание разработчиков информационной системы и пользователей, для которых они создавались. В результате достаточно большие возможности вычислительных центров использовались не в полной мере.
Третий этап (с начала 1980-х годов) — компьютер становится инструментом профессионального пользователя, а информационные системы — реальным средством поддержки принятия решений. В этот период информационные системы получают все более индивидуальный характер с учетом потребностей пользователя. Используется как централизованная, так и децентрализованная обработка данных. Четвертый этап (с начала!990-х годов) — создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. На этом этапе в полной мере оказались задействованы достижения телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Главной направленностью внедрения новых технологий стала задача достижения фирмой стратегических конкурентных преимуществ. В то же время на этом этапе проявились следующие проблемы:
· разработка и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;
· организация доступа к стратегической информации;
· организация защиты и безопасности информации.