Эффективность информационной системы предполагает наличие у этой системы ряда свойств. Минимальный перечень требований к системе, претендующей на звание корпоративной, сводится к следующему[26]:
· функциональная полнота системы (выполнение международных стандартов управленческого учета — МRP II, ERP,CSRP; автоматизация в рамках системы решения задач — планирование, бюджетирование, прогнозирование, оперативный учет, бухгалтерский учет, статистический учет, финансово-экономический анализ; формирование отчетов и ведение учета одновременно по российским и международным стандартам; оптимальное число учитываемых параметров деятельности предприятия);
· локализация информационной системы (интерфейс и система помощи на русском языке; учет особенностей российского законодательства);
· обеспечение надежной защиты информации;
· реализация удаленного доступа и работы в распределенных сетях;
· наличие инструментальных средств адаптации и сопровождения системы (изменение структуры и функций бизнес-процессов, генератор произвольных отчетов, изменение организационного и функционального наполнения рабочего места пользователя);
|
|
· обеспечение обмена данными между информационной системой и другими программными продуктами, функционирующими на предприятии;
· возможность консолидации информации (на уровне предприятия, решения отдельных задач, временных периодов);
· наличие специальных средств анализа состояния системы в процессе эксплуатации.
Перечисленные выше требования относятся прежде всего к классу корпоративных информационных систем. Ключевыми свойствами этих систем являются интегрированность и автоматизация функций. В первую очередь такие системы применяются в крупных компаниях, включающих несколько предприятий. Это управленческие системы, пришедшие на смену операционно-учетным. Функцией операционно-учетных систем является отображение изменений различных сторон жизнедеятельности предприятия. Управленческие системы обладают не только контрольными функциями, но и функциями управления. Они включают целый комплекс операционно-учетных систем. Однако менеджер может не только оперативно получать информацию с различных участков и подразделений, но и непосредственно регулировать их деятельность.
Интегрированные системы управления предприятием
В настоящее время системы такого класса носят общее название «интегрированные системы управления предприятием» (ИСУП). Однако автоматизация управления предприятием (и даже отраслью) широко внедрялась в бывшем СССР еще в 1970—80-е годы. Теорией и практикой АСУ занимались многочисленные академические и отраслевые НИИ, службы АСУП на предприятиях. Ставились и решались такие задачи, как расчет заработной платы, учет движения материалов, получение определенной отчетности. Тем не менее, несмотря на определенные достижения в этой области, это системы вчерашнего дня, так как были рассчитаны, во-первых, на другую организационную культуру, во-вторых, на использование больших ЭВМ с централизованной обработкой данных.
|
|
В 1990-е годы с началом рыночных реформ произошли изменения и на рынке программных продуктов: стали появляться программы для персональных компьютеров, решающие задачи автоматизации бухгалтерского учета, сбытовой и складской деятельности. Именно тогда и было заложено основное различие в отечественных программных продуктах с точки зрения базовой концепции управления. Одни разработчики считали первичной задачей автоматизацию бухгалтерского учета; другие, хотя и были вынуждены прежде всего автоматизировать бухучет (этого хотели клиенты), построили свои продукты «на вырост», не забывая, что первично управление, а учет — лишь инструмент контроля. Среди российских продуктов, претендующих на звание ИСУП, выделяются «Галактика», «Парус-предприятие», «БОСС-Корпорация», «БЭСТ», «Система 1с: Предприятие 8,0».
Вместе с тем на российском рынке появилось немало западных систем, многофункциональных, высокоинтегрированных, ориентированных на различные типы производства — от сборки на заказ до производства с непрерывным циклом. В основу этих систем положен управленческий принцип, и охватывают они все функции предприятия. В первую очередь это SAP R /3, Baan, Oracle Application, Microsoft Business Solition (MSBS), Navision/ Axapta, Oracle, SyteLine. При выборе такого рода систем в расчет обычно принимаются следующие критерии: 1) функциональные возможности; 2) совокупная стоимость владения[27]; 3) перспективы развития, поддержки и интеграции; 4) технические характеристики. В табл. 17.2 приведены результаты опроса руководителей, участвующих в принятии решения при выборе системы, но не являющиеся специалистами в информационных технологиях.[28]