Требования к корпоративным информационным системам

Эффективность информационной системы предполагает на­личие у этой системы ряда свойств. Минимальный перечень тре­бований к системе, претендующей на звание корпоративной, сво­дится к следующему[26]:

· функциональная полнота системы (выполнение международ­ных стандартов управленческого учета — МRP II, ERP,CSRP; автоматизация в рамках системы решения задач — планиро­вание, бюджетирование, прогнозирование, оперативный учет, бухгалтерский учет, статистический учет, финансово-эконо­мический анализ; формирование отчетов и ведение учета одновременно по российским и международным стандартам; оптимальное число учитываемых параметров деятельности предприятия);

· локализация информационной системы (интерфейс и система помощи на русском языке; учет особенностей российского законодательства);

· обеспечение надежной защиты информации;

· реализация удаленного доступа и работы в распределенных сетях;

· наличие инструментальных средств адаптации и сопровож­дения системы (изменение структуры и функций бизнес-про­цессов, генератор произвольных отчетов, изменение органи­зационного и функционального наполнения рабочего места пользователя);

·  обеспечение обмена данными между информационной сис­темой и другими программными продуктами, функциониру­ющими на предприятии;

· возможность консолидации информации (на уровне предпри­ятия, решения отдельных задач, временных периодов);

· наличие специальных средств анализа состояния системы в процессе эксплуатации.

Перечисленные выше требования относятся прежде всего к классу корпоративных информационных систем. Ключевыми свой­ствами этих систем являются интегрированность и автоматизация функций. В первую очередь такие системы применяются в круп­ных компаниях, включающих несколько предприятий. Это управ­ленческие системы, пришедшие на смену операционно-учетным. Функцией операционно-учетных систем является отображение изменений различных сторон жизнедеятельности предприятия. Управленческие системы обладают не только контрольными фун­кциями, но и функциями управления. Они включают целый ком­плекс операционно-учетных систем. Однако менеджер может не только оперативно получать информацию с различных участков и подразделений, но и непосредственно регулировать их деятель­ность.

 

Интегрированные системы управления предприятием

В настоящее время системы такого класса носят общее на­звание «интегрированные системы управления предприятием» (ИСУП). Однако автоматизация управления предприятием (и даже отраслью) широко внедрялась в бывшем СССР еще в 1970—80-е годы. Теорией и практикой АСУ занимались много­численные академические и отраслевые НИИ, службы АСУП на предприятиях. Ставились и решались такие задачи, как расчет заработной платы, учет движения материалов, получение опре­деленной отчетности. Тем не менее, несмотря на определенные достижения в этой области, это системы вчерашнего дня, так как были рассчитаны, во-первых, на другую организационную куль­туру, во-вторых, на использование больших ЭВМ с централи­зованной обработкой данных.

В 1990-е годы с началом рыночных реформ произошли из­менения и на рынке программных продуктов: стали появляться программы для персональных компьютеров, решающие задачи автоматизации бухгалтерского учета, сбытовой и складской де­ятельности. Именно тогда и было заложено основное различие в отечественных программных продуктах с точки зрения базо­вой концепции управления. Одни разработчики считали первич­ной задачей автоматизацию бухгалтерского учета; другие, хотя и были вынуждены прежде всего автоматизировать бухучет (этого хотели клиенты), построили свои продукты «на вырост», не за­бывая, что первично управление, а учет — лишь инструмент контроля. Среди российских продуктов, претендующих на зва­ние ИСУП, выделяются «Галактика», «Парус-предприятие», «БОСС-Корпорация», «БЭСТ», «Система 1с: Предприятие 8,0».

Вместе с тем на российском рынке появилось немало запад­ных систем, многофункциональных, высокоинтегрированных, ориентированных на различные типы производства — от сбор­ки на заказ до производства с непрерывным циклом. В основу этих систем положен управленческий принцип, и охватывают они все функции предприятия. В первую очередь это SAP R /3, Baan, Oracle Application, Microsoft Business Solition (MSBS), Navision/ Axapta, Oracle, SyteLine. При выборе такого рода систем в рас­чет обычно принимаются следующие критерии: 1) функциональ­ные возможности; 2) совокупная стоимость владения[27]; 3) перспективы развития, поддержки и интеграции; 4) технические ха­рактеристики. В табл. 17.2 приведены результаты опроса руко­водителей, участвующих в принятии решения при выборе сис­темы, но не являющиеся специалистами в информационных технологиях.[28]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: