В словарях понятие «ресурс» определяют как запас, источник чего-либо. Рассмотренная в разделе I модель фирмы позволила определить фирму, во-первых, как сложную организацию, во-вторых, как открытую систему, выживание которой зависит от внешнего мира. Это и определяет роль информационного ресурса в деятельности фирмы (рис. 17.1). К целям фирмы относятся получение прибыли, выход на новый рынок, увеличение ее доли рынка и др. В этой связи для управления фирмой важно вовремя получать информацию, которая может помочь найти оптимальные пути достижения поставленных целей. Какая же информация необходима для управления фирмой?
Рис.17.1.. Структура информационных ресурсов
Для управления фирмой требуется информация из внешней и внутренней среды фирмы. В разделе 1 детально были рассмотрены структура внешней среды фирмы и факторы прямого и косвенного воздействия на ее деятельность. Именно анализ этих факторов и прогнозирование их изменений позволяют эффективно управлять деятельностью фирмы. В разделах II и III были рассмотрены элементы внутренней среды фирмы и факторы, влияющие на них. Анализ и учет этих факторов позволяют планировать деятельность компании и контролировать выполнение ее планов. Таким образом, фирма — это сложная и динамичная система, характеризующаяся большим объемом, интенсивностью и разнонаправленностью информационных связей между подсистемами и элементами, к тому же постоянно обменивающаяся с внешней средой различного рода информацией.
|
|
Система управления фирмой состоит из управляющей части и управляемых процессов. Чтобы управляющая часть могла осуществлять управление, ей требуется сопоставлять фактическое состояние управляемого процесса с целью управления, т.е. управляемый процесс также оказывает воздействие на управляющую часть. Взаимовлияние и воздействие друг на друга обоих элементов системы управления осуществляются через передачу информации. Другими словами, в системе управления всегда присутствует замкнутый информационный контур (рис, 17.2)[24].
Рис. 17.2. Информационный контур
В рамках информационного контура передается информация о состоянии объекта управления (управляемого процесса) и управляющих воздействиях. Информационный контур, средства сбора, передачи, обработки и хранения информации, а также персонал обслуживающий информационный контур, являются элементами информационной системы фирмы. В задачи информационной системы организации входят:
· обеспечение процесса принятия решений;
· предоставление нужной информации в нужное время и в нужном месте;
|
|
· оптимизация системы управления, повышение ее эффективности;
· создание информационной и технической среды для осуществления управления организации;
· структурирование информации и др.
Вид и характер информационной системы зависят от ряда факторов, таких, как вид деятельности, организационная структура фирмы, корпоративная культура, состав персонала. Информационная система полностью повторяет структуру управления организации: в соответствии с уровнями управления выделяют стратегические и тактические информационные системы, а также информационные системы, оперативного управления. Соответственно пользователями этих систем являются высшее руководство, совет директоров, руководители подразделений и функциональных служб, менеджеры подразделений.
Таким образом, информационные технологии управления позволяют решать множество задач управления фирмой, но прежде всего это- учет, анализ и принятие решений. В современных условиях ни одна компания не может быть эффективной вне использования информационных технологий в своей деятельности.30% времени работники тратят на поиск и согласование документов. При этом 6% документов в организации безвозвратно теряется. 80% времени руководитель тратит на работу с информацией. Производительность труда персонала при использовании электронного документооборота возрастает на 25-30%.
Западные аналитики ставят российских менеджеров на одно из последних мест в Европе по собственности правильно распоряжаться и управлять информацией. 80% российских технологий, бывшими передовыми 10 лет назад, не соответствуют современным требованиям.