В настоящее время в России уже целый ряд компаний внедрили или собираются внедрить ИСУП. При этом руководство компании оказывается перед выбором: какую систему внедрять — западную или российскую? Преимущества западных систем очевидны: они значительно богаче по функциональности, в их создание вложены сотни тысяч человеколет, они поддерживаются мощной инфраструктурой и аккумулируют в себе мировой бизнес-опыт. В то же время проблемы применения западных систем в России вытекают из их достоинств: рынок России и стран СНГ пока не является приоритетным для западных компаний, поэтому фирмы-разработчики не могут и не хотят вкладывать значительные средства в адаптацию систем к российским условиям (специфика законодательства, учета и т.д.). Локализация нередко ограничивается переводом документации и экранных форм. Кроме того, внедрение западных систем требует серьезной реорганизации структуры и управления компаниями.
Преимуществами отечественных систем являются: отсутствие груза старых проектных решений, большая ориентация на российский рынок и потребности российских предприятий. Отечественные разработчики знают предмет изнутри, ориентируются на привычные для российского пользователя технологические схемы работы. А невысокая надежность и функциональность отечественных систем компенсируется ценовой политикой, а также готовностью оперативно исправлять выявленные недостатки. Конкуренция на рынке ИСУП усиливается. Между тем российский рынок по-прежнему остается информационно-закрытым: во многих компаниях сведения об используемых программно технических средствах и затратах на автоматизацию считаются внутренней служебной информацией. В то же время обнадеживает все больший интерес, который проявляют многие российские компании к информационным технологиям и системам.
|
|
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НА РЫНКЕ
КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
· Как уже отмечалось, программы автоматизации бухгалтерского учета обращены в прошлое, а ИСУП — это настоящее корпоративных информационных систем. Что же ожидает пользователей КИС в будущем? В числе общемировых тенденций, как правило, называют:
· переход от монолитных и нерушимых систем к открытой компонентной архитектуре, позволяющей легко наращивать функциональность (компоненты собираются в продукты на основе рамочной архитектуры, могут использоваться в самых различных продуктах и решениях, их конструкция позволяет гибко реагировать на требования заказчика);
· максимальная независимость от конкретных операционных систем, систем управления базами данных и пользовательских интерфейсов;
|
|
· широкое использование новых коммуникационных средств;
· развитие электронной коммерции, сочетающей широкие возможности Интернета с огромными ресурсами традиционных информационных систем;
· разделение корпоративной системы, тестовой системы и системы для разработок/доработок (т.е. работающая система ограждается от рискованных экспериментов);
· построение и использование баз корпоративных знаний, экспертных систем, баз прецедентов. В настоящее время речь идет не просто об управлении знаниями, а об управлении человеческими отношениями;
· формирование единой «цепочки поставок», интегрирующей информацию и решения и связывающей продавцов, поставщиков, производителей и потребителей;
· достижение максимальной открытости информационной системы, увеличение ее способности расти и изменяться вместе с бизнесом, который она поддерживает (например, при переходе от одного вида производства к другому или от локальной дистрибьюции к разветвленной, со многими центрами производства и дистрибьюции);
· выход за рамки задач по оптимизации и автоматизации трансакционных процессов внутри предприятия;
· включение в стандарты корпоративных информационных систем стандарта СRМ (customer relationship management) — управление взаимоотношениями с клиентами;
· развитие платформ (С-соmmerce– colaborative– соmmerce), позволяющих строить единое межкорпоративное пространство для ведения совместного бизнеса — так называемых виртуальных корпораций.
Контрольные вопросы
1. Почему информация стала важнейшим стратегическим ресурсом?
2. Какова роль информационных технологий в управлении фирмой?
3. Через какие этапы развития прошли информационные системы и
4. Какие типы информационных систем вы знаете?
5. Каким требованиям должна соответствовать информационная система?
6. Что вы можете сказать о тенденциях развития российского и мирового рынков ИСУП?
[1] См.: Иноземцев В.Л. Сегодня и завтра экономики, основанной на знаниях.– Вестник Российской академии гаук. Т.70.2000.№ 1.С. 73-78
[2] См.: Инноваиионный менеджмент: Справочное пособие / Под рея. П.Н. Завлина. А.К. Кишинева и Л.Э. Миндели. - М.: ЦИСН, 1998. С. 5.
[3] Подробнее см.: Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь / Под ред. Л.М, Гохберга. - М.: Центр исследований и статистики науки. 1996; Статистический словарь / Под ред. Ю.А, Юркова. - М.: Финстатинформ. 1996. С. 219-220.
[4] Янсен Ф. Эпоха инноваций. - М.: ИНФРА-М, 2002. С. 4.
[5] См.: Инновационный менеджмент: Учебник дли вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997. С. 10.
[6] См.: Янсен Ф. Указ. соч. С. 13. 424
[7] См.: Кушин В.И. Структурные преобразования в экономической политике // Структурная перестройка экономики и экономический рост. -М., 1999. Сб.
[8] Ведущим разработчиком этой теории является профессор Калифорнийского университета (Беркли) Пол Ромер. См.: Информационный бюллетень ВНТИЦ. 1999, № 12, С. П.
[9] См.: Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают.–М.: Прогресс, 1987. С. 33.
[10] См.: Фостер Р. Указ. соч. С. 57-65.
[11] См.: Фостер Р. У\ 428
[12] См.: Кушан В.И., Фоломьев А.Н., Селезнев А.З., Смирницкий Е.К. Инновационность хозяйственных систем. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 200—201.
[13] http://www.kremlin.ru/events/395.html
[14] См.: Поиск. 2001, №15. 20 апреля. С. 13.
[15] См.: Вапсе А. Why and How to Invest in Private Eguity.- ЕVСА, 2002.
[16] В рамках данной темы допускается определенный уровень упрощения, так как рассматриваются только инновационные компании, в которых основной целью владельцев является увеличение стоимости этой компании.
[17] См.: Гражданский кодекс РФ (ст. 816).
[18] См.: Брэпли Р., Майерс С. Принципы корпаративных финансов.– М.: Олимп-Бизнес, 1997. С. 441.
|
|
[19] www.personnltoday.com
[20] Harvard Busines Review.2005,June-July
[21] См.: Мартин М., Джексон Т. Практика работы с персоналом, — НIРРО, 2005.
[22] См.: Иванова И.И. Национальные инновационные системы. — М.: Наука. 2002. С. 7.
[23] www.nvca.com
[24] См.: Годин В.В., Корнеев И.К. Управление информационными ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 17.— М.: ИНФРА-М, 2000. С. 10.
[25] С.М.: Годин В.В.; Корнеев И.К. Указ. Соч. С. 40.
[26] См.: Дворникова Е.М. Минимальный перечень требований к системе, претендующей на «звание» КИС. — М.: Экономика и жизнь, 1999.
[27] Совокупность стоимости владения (total cjst of ownership, TCO)– сумма прямых и косвенных затрат, которые несет владелец системы за период жизненного цикла последней.
[28] См.: Мурадян А. ТСО изнутри.– Компьютера, №10 (238). Приложение.