По признаку способа существования системы согласно классификации В.И. Новосельцева /2/ подразделяют на: адаптивные, целенаправленные, целеполагающие и самоорганизующиеся системы.
Под адаптивными системами (от адаптация[4]) понимают системы, приспосабливающие к условиям окружающей среды. Первоначально такое свойство трактовалось как приспособление живых организмов к условиям существования. С развитием кибернетики понятие адаптации распространилось на объекты неживой и социальной природы. Тем самым было общепризнано, что все без исключения системы по существу являются адаптивными, то есть в них присутствуют механизмы, обеспечивающие самосохранение их формы и структуры в условиях внешних воздействий.
Хотя среда может быть неблагоприятной и даже агрессивной, однако в ней могут происходить отдельные явления, благоприятным образом воздействующие на систему. Используя приспособительные механизмы, адаптивная система распознает такие воздействия и черпает из среды энергию, вещество и информацию, которые используются для самосохранения.
|
|
Таким образом, адаптивные системы могут приспосабливаться как к среде, так и к изменениям внутри самих себя.
Признание всеобщности адаптации одновременно явилось признанием того факта, что всем системам (физическим, биологическим, гуманитарным), несмотря на их многочисленные и существенные различия, присуща как минимум одна общая целевая стратегия - стремление к самосохранению.
С другой стороны, если бы в природе действовал только закон самосохранения, то окружающий мир представлял собой нечто застывшее и неизменное. Все то, что появилось в нем единожды, сохранялось бы вечно. Однако такого не наблюдается. Наоборот, наш мир - это мир дифференцированного, динамичного и преходящего, в котором любое явление имеет начало и конец. Оно движется и развивается под действием не только внешней силы, но и внутренней активности, так как без нее никакое развитие невозможно.
Гуманитарные системы (включая человека) существуют только потому, что в ходе эволюции научились совмещать способность к самосохранению со способностью к саморазвитию. Это же утверждение является справедливым по отношению к биологическим и физическим системам.
Целенаправленные системы характеризуются в своем действии некоторой целью, определенной извне системы, и направлены на некоторую перспективу своего развития (при этом возможны проявления усилий по адаптации к условиям существования со средой).
Иногда такие системы называют предопределенными, тем самым, подчеркивая, что они развиваются строго в соответствии с определенным, заранее оптимизированным планом. Для таких систем характерна следующая особенность. Стремление к неукоснительному выполнению оптимальных параметров плана может привести (зачастую и приводит) не к сохранению и развитию системы, а к ее неустойчивости. Последняя проявляется в том, что, исчерпав, например, ресурсы, необходимые для реализации плана, система оказывается перед дилеммой: либо изменять параметры плана (тем самым, признав его неоптимальным), либо изыскивать дополнительные ресурсы. В первом случае система приобретает de facto черты нецеленаправленной. Во втором - такая система становится агрессивной по отношению к среде, из которой она вынуждены черпать недостающие ресурсы. Ее взаимоотношения со средой переходят в область конфликтов, исход которых слабо предсказуем.
|
|
В таком случае восстановить устойчивость можно, если заменить жесткое (директивное) планирование отрицательной обратной связью, то есть связать управляющие решения с реальным состоянием дел, а не только с планами. Но тогда система переходит из класса целенаправленных в класс целеполагающих или самоорганизующихся систем.
Целеполагаюшие системы отличаются способностью самостоятельно формировать цели и планировать свое поведение в зависимости от внешних обстоятельств. Они обладают некоторой совокупностью ценностей, на основе которой сами формируют последовательность целей, причем последующие цели выдвигаются и уточняются в зависимости от достижения предыдущих. Гибкое изменение целей поведения позволяет таким системам сохранять свою жизнедеятельность в достаточно широком диапазоне внешних и внутренних возмущений.
Отличительным признаком целеполагающей системы является относительное постоянство ее структуры и функционирования на фоне целевой динамики.
Целеполагающие системы вынуждены менять цели своего поведения под давлением внешних факторов, но с появлением новой цели в них не происходит коренного изменения структуры и заложенных ранее принципов функционирования. Развитие целеполагающих систем постоянно сопровождается скрытыми внутренними конфликтами, зачастую переходящими в структурные кризисы. Основная причина конфликтов заключена в несоответствии старой структуры и сложившихся принципов функционирования вновь поставленным целям. А кризисы возникают главным образом из-за неспособности (или нежелания) управляющих органов производить мягкую перестройку сложившихся внутрисистемных отношений и изменять традиционные критерии принятия управленческих решений.
Самоорганизующиеся системы объединяют в себе черты адаптивных, целенаправленных и целеполагающих систем. Речь идет не о простом суммировании свойств и качеств, а об их особом синергетическом соединении, коренным образом меняющем поведенческий облик этого класса систем и позволяющем выйти на новый уровень самосохранения. По мнению Г. Хакена систему можно назвать самоорганизующейся, если она без специфического воздействия извне обретает какую-то целевую, пространственную, временную или функциональную структуру. При этом под специфическим внешним воздействием понимается такое воздействие, которое навязывает системе структуру или цели функционирования.
В настоящее время изучением механизмов самоорганизации занимается научная дисциплина - синергетика.
При разделении систем на адаптивные, целенаправленные, целеполагающие и самоорганизующиеся происходит последовательное возрастание уровня системности изучаемого объекта. Каждый последующий тип систем включает в себя свойства предыдущего типа и дополняет их новыми свойствами так, что способность к самосохранению возрастает. Системы более высокого уровня могут содержать в своем составе подсистемы более низкого уровня. Например, человек - самоорганизующаяся система, состоит из органов (целенаправленных подсистем), а органы состоят из тканей — адаптивных подсистем. Но не исключены другие варианты, в частности, когда система состоит из подсистем такого же уровня сложности, как и она сама, или, может быть, еще выше.
|
|
Последний вариант интересен в том плане, что может порождать неустойчивость в развитии системы. Подсистемам с более высоким уровнем организации становится как бы «тесно» в рамках системы с низшим уровнем развития. В результате образуются внутренние противоречия со слабо предсказуемыми исходами, чреватыми катастрофическими последствиями как для системы в целом, так и для ее отдельных компонентов. Такое развитие событий особенно характерно для социальных систем и неоднократно наблюдалось в истории почти всех государств (революции, контрреволюции, кризисы и т.п.).
Следует отметить, что отображение объекта в виде самоорганизующейся системы — это подход, позволяющий исследовать наименее изученные объекты и процессы. Самоорганизующиеся системы обладают признаками диффузных систем: стохастичностью поведения и нестационарностью отдельных параметров и процессов. К этому добавляются такие признаки, как: непредсказуемость поведения, способносгь адаптироваться к изменяющимся условиям среды, изменять структуру при взаимодействии системы со средой, сохраняя при этом свойства целостности, способность формировать возможные варианты поведения и выбирать из них наилучший и др. Иногда этот класс разбивают на подклассы, выделяя адаптивные или самоприспосабливающиеся системы, самовосстанавливающиеся, самовоспроизводящиеся и другие подклассы, соответствующие различным свойствам развивающихся систем.
В качестве примера к таким системам можно отнести биологические организации, коллективное поведение людей, организация управления на уровне предприятия, отрасли, государства в целом, т. е. в тех системах, где обязательно имеется человеческий фактор.