Исторические предпосылки современного функционирования НА

Экономическая сущность налогов

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому нужны были финансовые средства для решения общественных нужд (охрана, образование, медицинские услуги).

Карл Маркс утверждал, что в налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса, и составляет сущность налога.

Взносы в государственную казну осуществляют участники производства валового продукта. Категории:

1 категория. Работники своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход.

2 категория. Хозяйствующие субъекты, владельцы капитала действующие в сфере предпринимательства.

Т.о. налоги – это совокупность отношений, возникающих между государством и налогоплательщиком по поводу перераспределения ВВП в целях формирования финансовых средств государства.

Современное понимание природы налогов позволяет выделить ряд их специфических черт, которые отличают налоги от других финансовых платежей. К таковым черта относят:

1. Обязательность платежей. Налоги платежи не добровольные, а обязательные. В обществе с отлаженной налоговой системой, вопрос платить или не платить налоги, не стоит. Все платят налоги и все имеют представление о том, как, по каким схемам, с помощью каких форм налоги возвращаются каждому гражданину.

2. Законодательный характер. Налоги это законодательные платежи. И вопрос, платить или не платить, не стоит, в силу того, что налоги вводятся не по желанию монарха или президента, а на основании закона. Именно налог определяет, как должен уплачиваться каждый налог, по какой ставке и в какие сроки.

3. Безэквивалентность. Она имеет двойственный характер: с точки зрения налогоплательщика налог безусловно безэквивалентен и несправедлив, но с точки зрения государства весьма эквивалентен.

4. Целевой характер налогов, заключается в обеспечении государства налоговыми ресурсами.

 

Необходимость учета фактической платежеспособности налогоплательщика с одной стороны, и коллективных потребностей членов общества с другой стороны, на удовлетворение которых взимается налог, выражается в критериях налогообложения, которые могут быть определены как:

1. Справедливость, т.е. должны быть созданы условия, при которых налогоплательщики с более высоким уровнем дохода, располагающие увеличенной способностью к уплате налога, действительно уплачивают налог в больших суммах. Справедливость проявляется в горизонтальном и вертикальном разрезах. В горизонтальном – это наличие одной ставки для лиц с одинаковым доходом. В вертикальном – налоги взимаются в строгом соответствии с материальными возможностями.

2. Эффективность, т.е. налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы способствовать максимально возможному экономическому росту производства.

3. Простота, т.е. легкость и доступность к пониманию методик расчета налогов и заполнения форм налоговой отчетности.

 

Исторические предпосылки современного функционирования НА.

Администрирование, слово заимствованное, и в разных словарях его сущность раскрывается как: управлять, заведовать, управлять формально, бюрократически.

А.В. Иванова: «НА можно определить как повседневную деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающую своевременную и полную уплату налогоплательщиками в бюджеты и во внебюджетные фонды налогов, сборов и иных обязательных платежей». Данное определение сосредотачивает свое внимание только на осуществлении функции уплаты налогов. Признавая значимость этой функции, в тоже время, хочется расширить названные рамки и охватить ими другие административные функции.

Несколько шире представляется сущность НА Груниной: «НА является специфической деятельностью управления по налогам и сборам РФ и осуществлению контроля за полнотой и своевременностью исполнения налогоплательщиками своих обязательств». Она выделяет 2 функции налогового администрирования:

1. Выполнение управления налоговыми органами со стороны УФНС.

2. Осуществление контроля за ……………………………………….

Сущность НА несколько шире и основные ее структурные составляющие можно показать на рисунке.

 

Обобщая сказанное, можно выделить, что НА представляет собой специфический вид управления налоговой системой, включающий:

· Моделирование фискальной функции;

· Организацию реализации на практике фискальной функции;

· Учет налоговых поступлений;

· Анализ выявленных отклонений.

Задачи НА классически следует представлять:

· В методическом аспекте

· Организационном аспекте

· Информационном аспекте

· Юридическом аспекте.

 

Методический аспект представляет собой отражение техники расчета конкретного налога.

Организационный аспект выделяет особенности взимания, соблюдение сроков оплаты, выделение уровней проплаты.

Юридический аспект ориентируют на соблюдение правовых норм при моделировании, организации, учете в рамках налогового администрирования.

Информационный ориентирует на необходимость применения………………………………………………………………………….

 

 

Лекция №3.

Теоретические основы организационных преобразований в налоговой системе.

План.

1. Взаимосвязь общественно-экономических формаций и форм налоговых изъятий.

2. Теории институтов и развития налоговой системы.

3. Возможности применения современных теоретических разработок в налоговой системе (Реинженеринг; Концепция внутренних рынков; Теории альянсов).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: