double arrow

Типология регионов (отечественный опыт)


 

Критерии типологии Типы регионов Примеры

1.

 

По географическому признаку

Приморские Запорожская область
Приграничные Волынская область
Внутренние Кировоградская область

2.

По уровню урбанизации

Высокоурбанизированные Луганская область
Регионы со средним уровнем урбанизации Одесская область
Руральные Тернопольская область

3.

По отраслевой

специализации

Моноотраслевые г. Шостка (Сумская область)
Многоотраслевые г. Кривой Рог (Днепропетровская область)

4.

По времени хозяйственного освоения

Старопромышленные Донецкая область
Вторичного освоения Ивано-Франковская область
Нового освоения Иркутская область (Россия)

5.

По преобладающему типу хозяйствования

Индустриальные Донецкая область
Индустриально-аграрные Черкасская область
Аграрные Кировоградская область

6.

По уровню финансовой обеспеченности

Регионы-доноры Днепропетровская область
Депрессивные регионы Херсонская область

7.

По выполняемым функциям

Столичные г. Киев, г. Париж (Франция)
Рекреационные Закарпатская обл.

 




 

На локальном и региональном уровнях решающую роль играют природ­ные и социально-экономические элементы территориальной организа­ции, на национальном - социально-экономические, на глобальном - по­литические и экономические. Ведущую роль в ТОО локального и регио­нального уровня играют непосредственные связи, а на национальном и глобальном уровнях - опосредованные.

Территориальная организация общества характеризуется террито­риальной структурой (ТС). Рассмотрим несколько наиболее характер­ных типов ТС, представленных на рисунке 1.

1. Моноцентрический, или моноядерный радиально-кольцевой тип (рис. 1 а).

Моноцентрический тип ТС формируется вокруг больших городов. Для него характерно наличие одного главного, сильно выраженного цен­тра. Центры-спутники тяготеют к главному и их радиальные связи явля­ются наиболее интенсивными. Связи большей части экономических цен­тров между собой осуществляются через центр. Для ТС такого типа ха­рактерна большая неравномерность развития центральных и периферий­ных объектов и территорий и растущая перенасыщенность - демографи­ческая, инфраструктурная, экономическая, экологическая - центрально­го ядра. Классическим примером такого типа территориальной структу­ры является равнинная часть Львовской области, где мощным ядром рас­селения и коммуникаций служит г. Львов.

Полицентрический (многоядерный) регулярно-линейный тип ТС (рис. 2. Полицентрический регулярно-линейный тип территориальной структуры характерен для освоенных территорий, где размещены много­численные экономические центры. В этом случае отсутствует очевидная «столица» региона. Транспортная сеть объединяет главные центры свое­образной «решеткой» магистралей. Главные центры имеют свои спутни­ки - поселения более низких рангов, а главные магистрали - многочис­ленные ответвления. Такой тип ТС характерен для регионов Правобе­режной Украины - Подолья и Полесья. Полицентрический регулярно-линейный тип территориальной структуры характерен для освоенных территорий, где размещены много­численные экономические центры. В этом случае отсутствует очевидная «столица» региона. Транспортная сеть объединяет главные центры свое­образной «решеткой» магистралей. Главные центры имеют свои спутни­ки - поселения более низких рангов, а главные магистрали - многочис­ленные ответвления. Такой тип ТС характерен для регионов Правобе­режной Украины - Подолья и Полесья.



 

 


 

 

 

3. Полиценрический (многоядерный) линейно-узловой тип ТС (рис. 2 в).

Полицентрический линейно-узловой тип ТС характерен для регио­нов, которые имеют хорошо развитую транспортную сеть - железнодо­рожную магистраль или автостраду, судоходную реку. В Украине ТС та­кого типа сформировались вдоль Днепра, в Прикарпатье.

4. Полицентрический (многоядерный) приморско-фасадный тип ТС (рис. 2 г).

Полицентрический приморско-фасадный тип формируется вдоль гу­стонаселенных морских и океанических побережий. Основные экономи­ческие центры - морские порты, размещены линейно вдоль береговой линии. От них в глубь суши идут транспортные магистрали, которые об­служивают все порты. К портам примыкают так называемые «хинтер-ланды», территории, хозяйственная деятельность которых тесно связана с морем и портами. Территории, отдаленные от побережья, формируют периферийную (окраинную) полосу. Хозяйство периферийных террито­рий также связано с морем, но уровень интенсивности значительно ниже, чем в приморской или переходной зонах. Приморско-фасадный тип ТС характерен для приморских регионов Украины - Причерноморского и Приазовского.



5. Полицентрический (многоядерный) бассейновый тип ТС (рис. 2 д).

Полицентрический бассейновый тип территориальной структуры ха­рактерен для регионов, имеющих значительные запасы полезных иско­паемых и развитую горнодобывающую промышленность. Многочислен­ные поселения возникают в местах добычи сырья и топлива. Со време­нем соседние поселения сливаются и образовываются города и городс­кие агломерации. Около основных экономических центров возникают центры-спутники второго, третьего и т.д. порядков, связанные с меньши­ми месторождениями. Транспортная сеть связывает мелкие центры о сред­ними, средние - с большими. ТС такого типа характерна для Донбасса, Прикарпатья (Калуш, Стебник) и др.

6. Моноядерный линейно-очаговый тип (рис. 2 е).

Моноядерный линейно-очаговый тип ТС формируется в районах на­чального (пионерного) хозяйственного освоения. Учитывая, что вся тер­ритория Украины имеет достаточно высокий уровень хозяйственного ос­воения, данный тип ТС встречается фрагментарно в местах новых не­фтяных и газовых промыслов.

Процесс развития территориальной структуры хозяйства региона идет непрерывно. Он проявляется как в изменении границ, форм, струк­тур сложившихся территориальных хозяйственных и административно-хозяйственных образований, так и в зарождении новых.

Степень развития, местоположение, формы и связи социально-эко­номических объектов в регионе, использование его природных и соци­ально-экономических ресурсов определяются интересами собственников предприятий данного региона и страны в целом. Процесс территориаль­ной структуризации хозяйства некоего региона проходит в непрерывной связи с аналогичным процессом в тех территориальных образованиях, частью которых он является.

С развитием науки и техники, открытием месторождений полезных ископаемых, постройкой транспортных артерий и т.д. изменяются усло­вия строительства и функционирования социально-экономических объек­тов, жизни населения, протекания природных процессов. Каждое новое состояние отдельных явлений экономической действительности влечет за собой новые связи, тенденции в развитии других явлений этой дей­ствительности, реализация которых со своей стороны может дать другие связи, тенденции и т.д. Новые возможности возникают не беспричинно, а как результат новых состояний действительности. Все это свидетель­ствует об итеративности процесса нахождения лучшего варианта тер­риториальной структуры хозяйства региона и неустойчивости его струк­турного оптимума в каждый момент времени.

Отмеченные выше процессы, а также сложившееся многоуровне­вое регулирование их говорит нам о системной организации хозяйства на территории конкретного региона. Кажущаяся автономность управле­ния отдельными объектами является всегда относительной.

Все воспроизводственные связи тесно переплетаются между собой, что требует согласования решений, принимаемых центральными и тер­риториальными органами исполнительной и законодательной власти. На каждом уровне территориальной структуры хозяйства решается свой круг задач, но с обязательным учетом результатов решения экологических, социальных и экономических задач соседних уровней. Результаты реше­ния задач на верхнем (предыдущем) уровне территориальной структуры определяют направление хозяйственного развития регионов рангом ниже, в то же время учет реальных возможностей этих установок в регионах рангом ниже позволяет уточнить результаты решения задач верхнего уров­ня, территориальное распределение производственных задач и ресур­сов. При переходе от регионов высших рангов к низшим конкретизируют­ся условия функционирования хозяйства. Постепенно переходя от уровня к уровню, осуществляется увязка результатов решения задачи развития про­изводительных сил на всех уровнях их территориальной организации.

 



Рис. 3. Основные типы территориальных структур регионов

 

3. Опорный каркас регионов

Учение об опорном каркасе территории в региональной экономике сформировалось в XX веке на основе идей В. Кристаллера и А. Лёша, занимавшихся исследованием пространственных закономерностей размещения объектов экономической сферы. Впоследствии эту теорию развил Г. М. Лаппо, согласно мнению которого опорный каркас территории - целостная система двух составляющих ее элементов (линий и узлов), тесно взаимосвязанных в сво­ем развитии и функционировании. Опорный каркас региона выступает результатом географического разделения труда и отражает особенности территориальной структуризации экономики регионов.

Объединение узлов и линий экономических связей в пределах региона формирует своеобразный каркас территории, который предопределяет тот или иной тип расселения и хозяйствования и, соответственно, территориальную структуру экономики региона. По общей насыщенности экономическими центрами и линиями связи регион может быть более или менее освоенным, по иерархии экономических центров - моноцентрическим или поли­центрическим. Притом, линейные элементы опорного каркаса территории региона - транспортные магистрали, соединяющие экономически разнородные территории, проявляют себя тем сильнее, чем резче выражены особенности пространства, определяющие их местоположение.

На рис. 3. представлены основные типы территориальной структуры хозяйства регионов, выделенные по характерным соотношениям разнопорядковых экономических центров и линий связи, среди которых:

- моноцентрический радиально-кольцевой тип (рис. 3, а), который характерен преимущественно для столичных регионов. Линии экономических связей данного типа имеют радиальный характер, направлены к центру и отличаются насыщенными грузо-и пассажиропотоками. Размещение экономических центров второго и третьего порядка вокруг ядра (центра) осуществляется на определенном расстоянии, имеет вид своеобразных колец разнопорядковых городов-спутников. Кольцевые линии связи характеризуются меньшей интенсивностью. Этот тип опорного каркаса способствует возникновению проблем социально-экономического и экологического характера;

- полицентрический решетчатый тип опорного каркаса (рис. 3, б) характерен для хорошо освоенных и плотно населенных регионов, в которых главный экономический центр несколько превосходит другие экономические центры. Этот тип территориальной структуры не вызывает катастрофической концентрации населения и хозяйства в регионе и способствует более равномерному хозяйственному освоению;

- полицентрический линейный тип (рис. 3, в) характерен для регионов, в пределах которых имеется мощная экономическая ось транспортного или географического характера. Экономическая активность региона с таким типом территориальной структуры проявляется вдоль этой оси (например, размещение экономических центров в долине реки Днепр);

- полицентрический фасадный типопорного каркаса характерен для приморских регионов (рис.3, г). Главные экономические центры - портовые и курортные города -размещаются вдоль морского побережья. Вокруг них формируются хинтерланды (зоны экономического тяготения). Транспортные магистрали, идущие в глубь территории региона, имеют мощные грузо- и пассажиропотоки. Магистрали поперечной ориентации менее загружены и, соответственно, менее мощные;

- полицентрический бассейновый тип опорного каркасахарактерен для регионов горнодобывающей специализации (рис. 3, д). Экономические центры в пределах регионов с каркасом данного типа (Донбасс, Криворожье, Стебник) формируются бессистемно, оказывая существенное воздействие на окружающую природную среду;

- очаговый типнаблюдается в районах пионерного освоения и отличается локализацией экономической жизни региона в местах разработки минерального сырья, заготовки леса, очагового земледелия (например, регионы Восточной Сибири Российской Федерации).

В реальности такая дифференциация территориальной структуры экономики регионов весьма относительна, и возможно наличие смешанных вариантов опорных каркасов, имеющих одновременно признаки нескольких вышеуказанных типов.

 

Таким образом, изучив данную, тему можно сделать вывод в виде логико-графической модели эколого-экономической системы регионов.

 







Сейчас читают про: