Содержание образования

Содержание образования – перечень предметов, изучаемых школьником.

 

Вопросы:

1.Сущность содержания образования, его исторический характер.

2.Принципы и критерии отбора содержания образования.

3.Государственный стандарт, учебный план, учебники, как документы, отражающие содержание образования.

 

Содержание образования – совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, а так же определённый уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутой личностью в результате учебно-воспитательного процесса.

Содержание образования – модель социального заказа, система требований к уровню духовного развития личности, отражение социального опыта и культуры общества.

Содержание образования исследовалось в истории педагогики с разных позиций, обобщив можно выделить 2 основные теории содержания образования:

1. Теория формального образования (Джон Локк, Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег) Они считали, что важны не знания сами по себе, а то влияние, которое они оказывают на развитие ума ребёнка, поэтому не настолько важно расширят кругозор ребёнка, сколько использовать специальные упражнения и науки, развивающие мышление ребёнка.

2. Теория материального образования (Ян Амос Каменский)считали, что умственное развитие ребёнка происходит само по себе на основе приобретения им системы знаний, умений, навыков, то есть необходимо ребёнку давать энциклопедические знания.

3. Современный подход: содержание образования требует комплексной реализации обеих теорий, ведущей тенденцией современного образовании является его личностно-ориентированная направленность (профилизация старшей школы) нацелено на развитие человека как биологического, социального существа, как субъекта мировой культуры.

Тенденции современного содержания образования связаны с требованиями производства, уровнем развития общества и научного знания, таким образом содержание образования носит исторический характер, т.е. зависит от общественных условий.

Современное представление о содержании образования включает следующие его элементы:

1. Знания о природе, обществе, технике, принципах мышления, способах деятельности, которые служат формированию у учеников научной картины мира, и являются основой для включения их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

2. Умения и навыки осуществления известных способов деятельности, умение воспроизводить, которое способствует сохранению и передаче культуры молодым поколениям и включает в себя как предметные, так и обще-интеллектуальные умения и навыки.

3. Опыт осуществления творческой деятельности, умения творческого характера, которые направлены на дальнейшее освоение культуры общества в её широком понимании

4. Опыт ценностного отношения к объектам, средствам деятельности, к миру, людям, который является основой для формирования убеждений и положительного отношения к знаниям, т.е. отношения к знаниям как к ценности

 

Первый – когнитивный компонент содержания образования, а второй и третий операционно-деятельностные, четвёртый – аксиологический (ценностный) компонент.

Все эти компоненты взаимосвязаны и являются основой для подготовки ученика к жизни в конкретном обществе, обеспечивает социальную адаптацию, а так же способствуют формированию ребёнка, как субъекта культуры.

Можно выделить некоторые критерии отбора современного содержания образования:

1. Критерий целостного отражения задач формирования творческой личности.

2. Критерий высокой научной и практической значимости содержания образования.

3. Критерий соответствия содержания образования учебным возможностям и личным потребностям учащихся.

4. Соответствие содержания образования времени, отводимому на изучение.

5. Соответствие содержания образования материальной базе.

6. Международный опыт при отборе содержания образования.

Одной из современных тенденция содержания образования является его стандартизация, это обусловлено необходимостью создания единого образовательного пространства России, а так же задачами вхождения в мировое образовательное пространство.

Стандарт образования – система основных параметров, принятая за государственную норму образованности, отражает общественный идеал и учитывает возможности отдельной личности.

Стандарт является основным нормативным документом, в нём нормируется минимальный уровень образования.

В стандарте выделяют 3 компонента:

- Федеральный (Обеспечивает единое образовательное пространство)

- Национально – региональный (содержит нормативы в области родного языка, истории, географии, искусства, трудовой подготовки, которые находятся в компетенции региона)

- Школьный компонент (Отражает специфику отдельного образовательного учреждения)

С помощью стандарта государство гарантирует личности её образование на начальный основной и на ступени полного среднего образования, так же существуют стандарты дополнительного образования и высшего образования, во вторых описывает требования к минимальной подготовке учащихся, в третьих определяет максимально допустимый объём школьной нагрузки по годам.

В соответствии с содержанием стандарта разрабатываются учебные планы, программы, учебники.

Учебный план – нормативный документ, который определяет перечень образовательных областей, их распределение по годам и количество часов, выделяемых на их изучение.

Учебные планы бывают:

- Базисные

- Типовые

- Школьные

Структура учебного плана включает в себя 3 компонента:

- Федеральный

- Региональный

- Школьный

Учебная программа – нормативный документ, который раскрывает содержание знаний, умений, навыков по предмету, а так же логику изучения и общую дозировку времени, отводимую на изучение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: