Индивидуализация и дифференциация обучения

Индивидуализация – организация учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпов обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, учёт индивидуальных особенностей в процессе обучения.

Нужно учитывать:

- Обучаемость

- Обученность

- Развитие учебных умений и навыков

- Познавательные интересы

- Состояние здоровья

- Половые, возрастные отличия

Цель индивидуализации – повышение усвоения знаний, умений, навыков, повышение мотивов и познавательных интересов, развитие индивидуальности ребёнка.

Формы индивидуализации:

- Прохождение учебного курса в индивидуальном темпе (Акселерация и ретардация)

- Внутриклассная индивидуализация (Индивидуальные задания разного вида)

Дифференциация как вид индивидуализации – это учёт индивидуальных особенностей учащегося и деление учащихся на группы для обучения их по специальным программам.

Модели дифференциации:

- Модель потоков. (Продвинутые, средние, низкие потоки)

- Модель гибкого состава класса. (Некоторые пары вместе)

- Модель разнородных классов. (Всё время разные дети на один предмет)

- Интерактивная модель. (Разнородные группы, учитель делит на группы и отслеживает индивидуально прогресс каждого ребёнка)

Есть внешняя и внутренняя дифференциации:

- Внешняя – на уровне школ и классов.

- Внутренняя – дифференциация на уроке, когда учитель может делить детей на группы.

 

Формы организации обучения

 

Форма – определённый порядок, внешнее выпадение какого-либо содержания.

Форма обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определённом режиме.

Форма организации обучения показывает где, за какой промежуток времени, с каким количеством учащихся будет осуществляться обучение.

Критерии выбора форм организации обучения:

1. Цель обучения, вы зависимости от целей выбираем форму.

2. Особенность содержания учебного предмета.

3. Методы обучения.

4. Возраст и индивидуальные особенности учащихся.

Среди Форм Организации Обучения (ФОО) выделяют общие и конкретные.

Общие:

- Фронтальная

- Групповая

- Индивидуальная

- Парная

Конкретные:

- Урок

- Экскурсия

- Домашняя работа

- Самостоятельная работа

- Экзамен

Фронтальная форма предполагает, что все ученики класса работают над общей целью и выполняют общее для всех задание, позволяет осуществить одновременное обучение большого количества учащихся, позволяет вовлекать учащихся в обсуждение проблем и эмоционально воздействовать на ход обучения, т.е. управлять усвоением знаний направлена на среднестатистического ученика, сложно учитывать индивидуальность и степень включённости каждого.

Групповая форма предполагает деление на группы от 3-х до 7-ми человек, выполнение общего задания, обсуждение задачи, определение способов её решения и установление роли каждого в выполнении задания. Группа кооперация, дифференциация и т.д.

Групповая форма позволяет дифференцировать интересы, запросы учеников, повысить их активность, побуждает к сотрудничеству, формирует коллективистские взаимоотношения.

Группа часто требует подбора учащихся, замены. Общение может строиться на авторитарности лидера, может быть нечёткое распределение ролей, незаслуженное использование результатами всей группы, бывает сложно оценить вклад каждого, поэтому используют разные способы оценки в группе.

Парная – задания выполняет пара учеников постоянного или переменного состава. Учит учеников сотрудничать, работать вместе. Эта форма требует хорошей организации.

Индивидуальная форма организации обучения предполагает, что каждый ученик самостоятельно выполняет индивидуальные учебные задания, при этой форме максимально учитываются индивидуальные особенности, темп работы. Индивидуальная форма организации обучения оказывает большое влияние на развитие ученика, но не обучает сотрудничеству и требует от учителя очень большой подготовки.

Урок как основная форма организации обучения

 

Урок имеет следующие особенности:

- Постоянный состав класса.

- Точно установленное время (40-45 минут).

- Урок включён в расписание.

- На уроке существует возможность использовать разнообразные методы и способы обучения, возможно чередование разных видов деятельности.

- Руководство учителем познавательной деятельностью класса с учётом особенностей каждого школьника, урок даёт возможность формировать у детей мировоззрение и даже нравственные качества.

- На уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений, навыков, но и способами познавательной деятельности.

- Дети обучаются умениям учиться, умениям познавать.

Уроки бывают разных форм:

- Урок – смотр знаний

- Урок – аукцион

- Урок – клуб

- Урок – кафе

- Урок – суд

- Урок – диспут

- Урок – лабораторная работа, практическая работа

- Урок – лекция

Существуют и другие формы обучения, которые могут существовать как на уроке так и вне его. Кружок, факультатив, консультация, собеседование, конференция, олимпиада. Зачёт, экзамен, семинар – контролирующие формы организации обучения. и т.д.

Особенности урока, которые подчёркивают его воспитательное значение.

 

- Общение с педагогом и друг с другом позволяет обучаться способом налаживания контактов, обращения друг с другом и т.д. Когда учитель знает учащихся, он может использовать индивидуальные методы воздействия на ученика. На уроке существует возможность стимулирующего влияния коллектива («я не хочу отстать от всех», «мне стыдно перед остальными»), личный пример учителя.

-Содержание материала урока. Необходим оптимальный подход, учитывающий интересы школьников, реальную картину мира, научность знаний. Оптимальный подбор методов, приёмов, средств обучения

Организация деятельности школьников. Приучает к чёткости, самостоятельности, формирует волевые усилия

Требования к уроку.

1) Дидактические или образовательные требования:

   - Формулировка целей урока (Образовательные, воспитательные, развивающие)

- Реализация принципов обучения на уроке

- Выбор рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля

- Использование разнообразных форм работы

- Реализация межпредметных связей

2) Развивающие требования

   - Необходимо формировать познавательные процессы

   - Развитие познавательных интересов

   - Учёт развития школьников и их психологических особенностей

   - Развитие творческих способностей

   - Развитие навыков учебной деятельности (способов познания)

3) Воспитательные требования

   - На уроке необходимо формировать мировоззрение школьника.

   - Воспитание нравственных качеств, эстетических чувств.

   - Соблюдение учителем педагогического такта, выдержки и терпимости.

   - Создание положительного эмоционального фона.

   - Развитие опыта общения и отношений.

4) Организационные требования:

   - Наличие продуманного плана урока

- Организационная чёткость урока (Организованное начало урока, высокий темп работы, логическая стройность и законченность каждого этапа)

- Поддержание сознательной дисциплины на уроке.

- Подготовка и использование технических средств в обучении и информационных технологий.

- Целостность урока, его завершённость внутри системы уроков.

5) Гигиенические требования к уроку:

   - Чистота в помещении

   - Растения для очищения воздуха

   - Помещение должно быть проветриваемым

   - Необходимо следить за правильной установкой оборудования

Структура урока – соотношение элементов урока в их определённой последовательности и взаимосвязи между собой.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Объяснение нового материала

4. Решение задач

5. Проверка знаний

6. Закрепление знаний

7. Домашнее задание

Можно выделить некоторые типы урока исходя из структуры комбинированного урока:

Урок изучения материала

Урок повторения

Урок контроля

Урок решения задач

Урок, который объединяет разные элементы, комбинированный урок

Структура урока определяется задачами, содержанием материала, методами и приёмами обучения, возрастными особенностями школьников.

Технологии обучения

Понятие педагогическая технология возникло не так давно, долгое время технологический подход использовался лишь на производстве или в профессиональной деятельности.

Сначала термин Педагогическая технология использовался только в обучении. Сама технология воспринималась как обучение с помощью технических средств, потом стали говорить не только о технологии обучения, но даже о технологии воспитания, хотя у идеи технологизации есть очень много противников. Они считают, что недопустимо творческий процесс воспитания загонять в рамки технологического подхода. Технологический подход предполагает последовательность взаимосвязанных этапов.

Сегодня педагогическая технология понимается как последовательная система действия педагога по решению педагогических задач или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса, гарантирующего успех педагогических действий.

Технологический подход используют к разнообразным видам обучения.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у школьников формируются новые знания, умения, навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, творческое мышление и другие личностно – значимые качества. При проблемном обучении педагог не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником проблему, заинтересовывает его, побуждает школьника найти способ её решения. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том:

1. Перед учащимися ставится проблема

2. При участии учителя или самостоятельно школьники обсуждают способы решения этой проблемы и выдвигают гипотезы

3. Организуется проверка истинности гипотез. Школьники аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения.

4. Выбор наиболее верных способов решений или тех гипотез, которые подтвердились.

5. Окончательное решение проблемы, подведение итогов.

 

Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, она возникает, если у школьника не хватает имеющихся знаний для решения проблемы или известных способов действия. То есть возникает противоречие между знанием и незнанием. Проблемная ситуация может возникать, когда возникает противоречие между старыми знаниями и новыми фактами, между житейскими представлениями и научными знаниями, когда необходимо использовать ранее усвоенные знания в новых условиях и так же может возникать ситуация, когда есть противоречие между теорией и практикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: