double arrow

Методы стимулирования и мотивации обучения

Эта группа направлена на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности учащихся.

К первой подгруппе относятся методы стимулирования и мотивации интереса. С помощью этих методов мы добиваемся воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Эти методы направлены на формирование навыков управления своими чувствами, понимание своих эмоциональных состояний. К этой группе методов относятся методы создания эмоциональных ситуаций новизны, неожиданности, актуальности. Сюда же относятся познавательные игры, мини спектакли. Создание ситуации успеха. Ситуация поддержки.

Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности.

Воздействие осуществляется на волевую сферу. Методы направлены на развитие инициативы, уверенности в своих силах. Развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели. Формировать умения владеть собой, направленное на совершенствование навыков самостоятельного поведения. Методы: Убеждение социальной и личной значимости обучения. Предъявление требований, требования должны быть понятными, доступными и чёткими.

Метод упражнений - метод систематической и эффективной отработки умений путём повторяющихся умственных действий и практических операций. Необходимо не только дать значение упражнения, но и чёткий инструктаж что, за чем и как нужно выполнять. Использовать сознательное отношение к овладению знаниям.

Методы поощрения и наказания. Поощрение – метод поддержания положительного поведения, метод наказания – метод пресечения отрицательных действий школьника.

То, что говорили учителя, когда хвалили Слова, с помощью которых ругали
Молодец Хорошо Замечательно Безответственный Лось, Лентяй, Олень, Овец, Конь, Баран, Идиот, Балбес, Осел

 

Хвалить надо при всех. Наказывать можно ограничением общения или свободы, удовольствия. Наказание не должно оскорблять, унижать ребёнка и приносить физические страдания.

 

Методы контроля и самоконтроля

Группа методов для получения учителем и обучающимися информации о результатах обучения.

Требования: Объективность, всесторонность, систематичность, гласность, индивидуализация, дифференциация, учёт специфики учебного предмета, разнообразие форм и методов контроля.

Отметка, как балл, оценочное суждение, самооценка, символическая оценка.

Недостатки:

- Неправильное понимание функций контроля (Получение информации о результатах обучения, а не укор ребёнка)

- Переоценивание роли контроля в учебном процессе.

- Превращение контроля в самоцель.

- использование однообразных методов и форм проверки и оценки знаний.

- Субъективизм в оценке и оценочных высказываниях.

- Отсутствие чётких критериев оценки.

Развивающее обучение

Нет начала

Формы уроков по системе Давыдова-Эльконина:

- Урок постановки учебной задачи

- Урок моделирование учебной задачи

- Урок комбинированный

- Урок решения конкретных задач

- Урок оценки

- Урок контроля

 

Основные методы: проблемные и диалогические, к ним могут относится эвристические беседы и учебные дискуссии.

 

Большое значение имеют методы, связанные с самостоятельной работой учащихся.

 

Много работы индивидуально, в группах, в парах по решению индивидуальных задач.

 

Результатом обучения являются:

- Высокий уровень логического развития учащихся

- Ученики активные, самостоятельные

- Имеют высокий уровень развития познавательных интересов.

- Хотят, могут и умеют учиться

- Умеют вести диалог, дискутировать, отстаивать свою точку зрения

- Часто бывает плохо развита эмоциональная сфера, слишком много прагматизма

 

Теория поэтапного формирования умственных действий

 

Авторы: Гальперин, Талызина.

 

В этой теории разработан вопрос как происходит усвоение знаний, благодаря этой теории мы не только понимаем как ребёнок получает знания, но ещё и можем сформировать условия для усвоения знаний.

Цель обучения: Управление процессом формирования умственных действий учащихся через организацию обучения, учитывающего основные этапы формирования интеллектуальной деятельности.

 

6 этапов формирования:

1. Формирование мотивационной основы деятельности. Предполагает выработку у обучаемого собственного отношения к целям и задачам интеллектуальной деятельности.

2. Составление схемы – ориентировочной основы действия. Учитель выделяет ориентиры, алгоритмы, даёт указания, которые необходимо выполнять для того, чтобы это действие освоить.

3. Формирование действия в материальную форму, т.е. обучаемый осуществляет требуемые действия опираясь на представленный образец.

4. Формирование действия во внешней речи. То есть объяснить что сделал, рассказать как решал задачу и т.д.

5. Формирование действия во внутренней речи. То есть происходит переход речи в мысль, обучаемый должен осмыслить свои действия.

6. Переход действия в глубокие, свёрнутые процессы мышления, происходит понимание.

Весь этот процесс называется Интериоризация.

 

На практике это происходит так: Дети слушают, воспринимают, записывают, воспроизводят, сопоставляют, сравнивают, обобщают, анализируют, представляют материал в системе, связывают с другими знаниями, составляют схемы, таблицы, делают записи.

Теория поэтапного формирования действий связана с теорией формирования критического мышления, которая основана на таксономии целей Блума.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: