Эта группа направлена на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности учащихся.
К первой подгруппе относятся методы стимулирования и мотивации интереса. С помощью этих методов мы добиваемся воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Эти методы направлены на формирование навыков управления своими чувствами, понимание своих эмоциональных состояний. К этой группе методов относятся методы создания эмоциональных ситуаций новизны, неожиданности, актуальности. Сюда же относятся познавательные игры, мини спектакли. Создание ситуации успеха. Ситуация поддержки.
Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности.
Воздействие осуществляется на волевую сферу. Методы направлены на развитие инициативы, уверенности в своих силах. Развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели. Формировать умения владеть собой, направленное на совершенствование навыков самостоятельного поведения. Методы: Убеждение социальной и личной значимости обучения. Предъявление требований, требования должны быть понятными, доступными и чёткими.
Метод упражнений - метод систематической и эффективной отработки умений путём повторяющихся умственных действий и практических операций. Необходимо не только дать значение упражнения, но и чёткий инструктаж что, за чем и как нужно выполнять. Использовать сознательное отношение к овладению знаниям.
Методы поощрения и наказания. Поощрение – метод поддержания положительного поведения, метод наказания – метод пресечения отрицательных действий школьника.
То, что говорили учителя, когда хвалили | Слова, с помощью которых ругали |
Молодец Хорошо Замечательно | Безответственный Лось, Лентяй, Олень, Овец, Конь, Баран, Идиот, Балбес, Осел |
Хвалить надо при всех. Наказывать можно ограничением общения или свободы, удовольствия. Наказание не должно оскорблять, унижать ребёнка и приносить физические страдания.
Методы контроля и самоконтроля
Группа методов для получения учителем и обучающимися информации о результатах обучения.
Требования: Объективность, всесторонность, систематичность, гласность, индивидуализация, дифференциация, учёт специфики учебного предмета, разнообразие форм и методов контроля.
Отметка, как балл, оценочное суждение, самооценка, символическая оценка.
Недостатки:
- Неправильное понимание функций контроля (Получение информации о результатах обучения, а не укор ребёнка)
- Переоценивание роли контроля в учебном процессе.
- Превращение контроля в самоцель.
- использование однообразных методов и форм проверки и оценки знаний.
- Субъективизм в оценке и оценочных высказываниях.
- Отсутствие чётких критериев оценки.
Развивающее обучение
Нет начала
Формы уроков по системе Давыдова-Эльконина:
- Урок постановки учебной задачи
- Урок моделирование учебной задачи
- Урок комбинированный
- Урок решения конкретных задач
- Урок оценки
- Урок контроля
Основные методы: проблемные и диалогические, к ним могут относится эвристические беседы и учебные дискуссии.
Большое значение имеют методы, связанные с самостоятельной работой учащихся.
Много работы индивидуально, в группах, в парах по решению индивидуальных задач.
Результатом обучения являются:
- Высокий уровень логического развития учащихся
- Ученики активные, самостоятельные
- Имеют высокий уровень развития познавательных интересов.
- Хотят, могут и умеют учиться
- Умеют вести диалог, дискутировать, отстаивать свою точку зрения
- Часто бывает плохо развита эмоциональная сфера, слишком много прагматизма
Теория поэтапного формирования умственных действий
Авторы: Гальперин, Талызина.
В этой теории разработан вопрос как происходит усвоение знаний, благодаря этой теории мы не только понимаем как ребёнок получает знания, но ещё и можем сформировать условия для усвоения знаний.
Цель обучения: Управление процессом формирования умственных действий учащихся через организацию обучения, учитывающего основные этапы формирования интеллектуальной деятельности.
6 этапов формирования:
1. Формирование мотивационной основы деятельности. Предполагает выработку у обучаемого собственного отношения к целям и задачам интеллектуальной деятельности.
2. Составление схемы – ориентировочной основы действия. Учитель выделяет ориентиры, алгоритмы, даёт указания, которые необходимо выполнять для того, чтобы это действие освоить.
3. Формирование действия в материальную форму, т.е. обучаемый осуществляет требуемые действия опираясь на представленный образец.
4. Формирование действия во внешней речи. То есть объяснить что сделал, рассказать как решал задачу и т.д.
5. Формирование действия во внутренней речи. То есть происходит переход речи в мысль, обучаемый должен осмыслить свои действия.
6. Переход действия в глубокие, свёрнутые процессы мышления, происходит понимание.
Весь этот процесс называется Интериоризация.
На практике это происходит так: Дети слушают, воспринимают, записывают, воспроизводят, сопоставляют, сравнивают, обобщают, анализируют, представляют материал в системе, связывают с другими знаниями, составляют схемы, таблицы, делают записи.
Теория поэтапного формирования действий связана с теорией формирования критического мышления, которая основана на таксономии целей Блума.