Сущность и противоречия обучения.
Сущность обучения – то, что отличает обучение от других процессов, отражает его внутренние связи, выраженные в закономерностях и принципах.
Можно определить особенности процесса обучения:
- Обучение – один из видов познания, но не всякое познание является обучением, обучение – специально организованное, управляемое познание.
- Обучение всегда идёт в общении между учителем и учеником.
- Обучение связано с ценностно-ориентационной деятельностью, ребёнок начнёт учиться, если обучение будет для него важным, значимым, будет иметь для него смысл.
- Обучение – двухсторонний процесс, в котором равное значение имеет и преподавание и учение.
- Имеет задачную структуру, движение происходит от решения одной учебной задачи к другой, от непонимания к пониманию, обучение – процесс динамичный, основной движущей силой являются противоречия, основное среди них – противоречие между потребностями общества, которые предъявляются как необходимая подготовка молодого поколение и уровнем подготовки этого поколения.
|
|
На первых порах движущей силой являются противоречия между необходимостью ученика в удовлетворении своих потребностей или способностей и возможностью удовлетворить их самостоятельно.
В школе обучение не всегда движимо только внутренними противоречиями и тогда движущей силой являются противоречия между поставленными целями обучения и уровнем необходимой подготовки школьника.
Противоречия между интересами школьника и его уровнем знаний, между знаниями школьника и практическим умением их использовать, между ранее изученным и изучаемым сегодня, между обыденными, житейскими и научными знаниями. Для преодоления этих противоречий ставятся задачи:
- Возбуждение у учащихся потребностей в познании, учении
- Вооружение учащихся научными знаниями и выработка практических умений и навыков в процессе обучения.
- Организация их активной познавательной деятельности.
- Развитие творческих способностей и дарований.
- Усиление воспитательного воздействия процесса обучения.
Закономерности и принципы обучения
Закономерности педагогического процесса - Объективные, устойчивые, существенные, повтряющиеся связи между процессами и явлениями, характеризующие их развитие.
К закономерностям относятся следующие положения:
- Соц. обусловленность, цели содержания и методов обучения и воспитания
- Непрерывность и неравномерность педагогического процесса.
- Закон целостности педагогического процесса (взаимосвязи обучения, воспитания и развития)
- Ведущая роль деятельности и общения в педагогическом процессе.
|
|
- Активно - деятельностный характер обучения и воспитания, т.е. подчёркивать роль активности самой личности в педагогическом процессе.
- Целостный педагогический процесс влияет на всю личность в целом, т.е. на сознание, чувства и поведение личности.
Принципы обучения – обобщённые требования к организации и осуществлению педагогического процесса, процесса обучения, руководящая идея, основное правило деятельности. Те правила, которые обеспечивают успешность или эффективность процесса обучения.
Принципы субъективны, зависят от личности педагога и школьников, которых педагог обучает.
Принципы:
- Проявление уважения и требовательности к учащимся, укрепление их достоинства (гуманистический подход)
- Учёт индивидуальных и возрастных особенностей в процессе обучения.
- Воспитание и обучение в коллективе, учёт влияния коллектива на активизацию воспитания и обучения.
- Единство и согласованность педагогических усилий школы, семьи и общественности в организации обучения и воспитания.
- Принцип культуросообразности, который говорит об учёте народной культуры в обучении и воспитании детей и об опоре на культурные особенности, ценности, учёт народных традиций и в то же время отношение к воспитанию и обучению как к ценности.
Специфические принципы обучения:
- Научность
- Проблемность
- Наглядность
- Активность и сознательность учащихся
- Доступность
- Прочность обучения и его цикличность
- Систематичность и последовательность
Функции обучения и его двухсторонний характер.
В процессе обучения осуществляется образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Функции определяют какие изменения происходят в личности ребёнка под влиянием обучения.
Образовательная функция определяет усвоение системы знаний, ведущих идей, достижений и методов науки, умение объяснить факты на основе закономерностей, причинно-следственных связей, применение знаний к решению новых нетрадиционных познавательных и практических задач. (Реализация этой функции связана с повышением обученности школьников)
Воспитательная функция обучения заключается в следующем: обучение способствует формированию научного мировоззрения, нравственной, эстетической, интеллектуальной и другой культуры трудовому воспитанию учащихся, содействует воспитанию в коллективе класса, формирует потребность следовать общечеловеческим ценностям. (Реализация этой функции связана с повышением воспитанности школьников)
Развивающая функция заключается в развитии речи, памяти, восприятия, воображения учащихся, их мыслительных процессов и операций, их наблюдательности, активности, самостоятельности, вооружение учащихся способами познавательной деятельности (практическими, интеллектуальными, исследовательскими, организационными и другими), привитие умений и навыков учебной работы. (Реализация этой функции приводит к повышению обучаемости школьников)
Вывод: Все функции процесса обучения взаимосвязаны на практике, реализуются через комплекс задач урока, через отбор учителем содержания материала, который позволяет максимально реализовать каждую из этих функций, через контроль и самоконтроль результатов обучения.
Направление и логика учебного процесса
Звено – составная часть учебного процесса, которая характеризуется особым видом познавательной деятельности учащихся на этом этапе.
Характеризуя логику учебного процесса можно сформулировать известную фразу, содержание которой приписывают Ломоносову и повторение её Ленину: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, таков путь познания истины, познания объективной реальности», т.е. методологической основой обучения является теория отражения, суть которой в следующем.
|
|
Этапы учебного процесса:
Познание | Учения |
1. Живое созерцание | Выдвижение и осознание познавательной задачи, создание стимула к обучению, восприятие учащимися нового материала из различных источников |
2. Абстрактное мышление | Обобщает, осмысливает, понимает, т.е. у него формируются научные понятия |
3. Практика | - Запоминание и совершенствование знаний, использование упражнений практических и лабораторных занятий, направленных на формирование умений и навыков - Применение знаний - Анализ достижений учащихся и проверка усвоения ими знаний, умений и навыков |
Таким образом происходит усвоение знаний об окружающем мире. Усвоение – законченный акт познавательной деятельности, основной путь приобретения человеком общественно-исторического опыта.
Обучение имеет двухсторонний характер и включает в себя и преподавание и учение.
Процесс преподавания включает следующие виды деятельности учителя:
- Планирование (подбор материалов, сведений и т.д.)
- Организация своей деятельности (Выяснение того что будет рассматриваться школьниками, в какой последовательности)
- Организация деятельности учеников (Постановка целей, мотивация обучения, создание условий для выполнения учениками учебной задачи, инструктаж, сотрудничество и взаимодействие со школьниками)
- Стимулирование активности школьников (Актуализация, привлечение к теме, возбуждение интереса школьников, использование технологий активного обучения и т.д.)
- Контроль и регулирование (Системы контрольных вопросов)
- Анализ результатов
Процессы учения:
-Этап постановки целей, учебных задач
-Самопланирование, самоорганизация учебной деятельности
-Самостимулирование и организация, формирование внутренних и внешних мотивов
-Осуществление учебных действий, восприятие и осмысление учебного материала
-Самоконтроль и саморегулирование
-Самоанализ и коррекция
|
|