Она начала активно внедрятся в образовательную практику с середины 60-х годов 20-го века, основная цель – улучшение управления учебным процессом. Технологию программированного обучения начали разрабатывать: Скиннер и С. Пресси.
В истории отечественной школы этим занимались: Гальперин П.Я., Ланда Л.Я., Матюшкин А.М. и др.
ТПО – технология самостоятельного, индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств, то есть обучающей программы. Она обеспечивает каждому учащемуся возможности обучения в соответствии с индивидуальными особенностями.
Характерные черты:
- Разделение учебного материала на небольшие, легко усваиваемые части
- Проверка усвоения каждой части. При правильном выполнении учащийся получает новый материал и выполняет следующий шаг в обучении, при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения.
- Фиксирование результатов выполнения контрольных заданий, которые доступны самим учащимся и педагогу.
|
|
Основное средство реализации этой технологии – обучающая программа. Могут быть использованы три принципа программирования:
1. Линейная. Ученик последовательно переходит от одного шага программы к следующему.
2. Разветвлённая. Дифференцирует учеников, давших верные и неверные ответы. Если ученик выбрал верный ответ, то получает подкрепление в правильности ответа и указание перехода к следующему шагу. Если ответ неправильный, то ему разъясняется сущность допущенной ошибки и предлагается справка или указание вернутся к какому-то из предыдущих шагов или перейти к некоторой подпрограмме. Разветвлённая программа позволяет больше индивидуализировать обучение, ученик, который даёт правильный ответ быстро продвигается по программе, а ученик, который даёт неправильный ответ получает больше разъяснений.
3. Смешанная. Шеффилдская технология и блочная технология.
Технология модульного обучения
Приобрела популярность в 60-е годы 20-го века. Этой технологией у нас занималась Шамова Т.Г.
Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им.
Состав модуля:
1. Система целей, что ученик должен изучить, понять, научиться, приобрести.
2. Банк информации.
3. Методическое руководство.
Сущность модульного обучения в том, что ученик полностью самостоятельно или с определённой дозой помощи достигает конкретных целей обучения в процессе работы с модулем. Педагог разрабатывает вопросы для промежуточного контроля и выходного контроля, они позволяют ученику на каком этапе работы он находится и учителю осуществлять управление учением.
|
|
Модуль позволяет перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить форму общения учителя и учеников. Модуль улучшает качество и повышает эффективность процесса обучения. Модульную технологию результативно сочетают с традиционными способами обучения, что улучшает качество традиционного обучения
Ещё изучить: технология проектного обучения и технология полного усвоения знаний.