Данный план является не обязательным, а рекомендательным. Вопросы плана необходимо разделить на подпункты.
Раскрывая данную тему, необходимо рассмотреть следующие основные положения:
• история становления идеи правового государства;
• значение и роль концепции правового государства в развитии демократических принципов общественного устройства;
• основные этапы формирования концепции правового государства и их наиболее видные представления;
• понятие правового государства в современной науке;
• основные признаки правового государства (принцип разделения властей, демократизм, гарантия правовых свобод граждан, законность и др.).
• характеристика состояния современного общества, тенденции его развития;
• актуальные проблемы становления правового государства в ЛНР, а именно:
• а) совершенствование законодательства, приведение его в соответствие с потребностями общества и принципа международного права;
• б) повышение уровня правотворческой деятельности;
|
|
• в) дальнейшее развитие избирательного процесса, обеспечение демократического характера формирования, функционирования органов государственной власти;
• г) совершенствование судебной системы, ее структуры, обеспечение независимости суда.
ТЕМА 10. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ВЛАСТЬ
Примерный план:
1. Сущность и основные формы социального управления.
Власть как средство социального управления: понятие и источники власти.
Политическая власть: сущность и роль в общественной жизни.
Данный план является не обязательным, а рекомендательным. Вопросы плана необходимо разделить на подпункты.
Раскрывая данную тему, необходимо рассмотреть следующие основные положения:
• понятие социального управления как целенаправленной деятельности по обеспечению целостности нормального функционирования и развития общества как социальной системы;
• структура социального управления, включающая в себя 2 главных элемента:
• а) власть,
• б) система социальных норм.
• понятие власти как особого рода отношений между субъектами, а также возможность одного субъекта определять своей волей поведение других;
• источники власти: материальное богатство, сила, авторитет, традиции, воля народа; оценка их значения в условиях современного общества;
• основные виды власти в зависимости от сфер общественной жизни (экономическая, социальная, духовная).
• сущность политической власти, ее признаки (аппаратная власть, публичная власть, легитимная власть, легальная власть);
• значение вышеуказанных признаков и уровень их реализации в условиях современного государства, примеры и ссылки на нормативно-правовые источники.
|
|
ТЕМА 11. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Примерный план:
1. Понятие механизма государства, его основные элементы.
Понятие и виды органов государственной власти.
Основные направления совершенствования механизма государственной власти ЛНР.
Данный план является не обязательным, а рекомендательным. Вопросы плана необходимо разделить на подпункты.
Раскрывая данную тему, необходимо рассмотреть следующие основные положения:
• понятие механизма государства, его связь с сущностью государства;
• различия между понятиями «механизм государства» и «аппарат государства»;
• структура механизма государства, а именно:
• а) органы государственной власти;
• б) государственные учреждения и организации;
• в) государственные предприятия.
• понятие органа государственной власти – должностное лицо или группа лиц, наделенных полномочиями решать определенный круг вопросов, касающихся государственного управления;
• классификация органов государственной власти по следующим основаниям:
• а) место в системе государственной власти и управления;
• б) функции;
• в) порядок формирования;
• г) порядок принятия решений.
• характеристика состояния достижений и недостатков развития механизма современного государства;
• нормативно-правовая база формирования и функционирования ЛНР;
• актуальные проблемы дальнейшего совершенствования механизма ЛНР, а именно:
• а) демократизации;
• б) повышение уровня профессионализма;
• в) совершенствование взаимодействия различных органов власти по вертикали и горизонтали и др.
ТЕМА 12. ПРАВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Примерный план:
1. Право как высокоэффективный социальный регулятор.
Социальное значение права.
Возрастание роли права на современном этапе развития ЛНР.
Данный план является не обязательным, а рекомендательным. Вопросы плана необходимо разделить на подпункты.
Раскрывая данную тему, необходимо рассмотреть следующие основные положения:
• понятие сущности права как наиболее важной его характеристики, отражающей роль права в жизни общества;
• политическая и идеологическая обусловленность ответа на вопрос о сущности права.
• понятие концепции права как логически завершенной системы взглядов на сущность права;
• общая характеристика наиболее распространенных концепций права: нормативистская, нравственно-психологическая, социологическая.
• определение права, его значение, как этапа в развитии научного понимания сущности права;
• определение права Кантом, Гегелем, их значение;
• определение права в современной научной литературе на основании трех подходов:
• а) право как мера свободы;
• б) право как выражение справедливости;
• в) право как система общеобязательных норм.
ТЕМА 13. СУЩНОСТЬ ПРАВА
Примерный план:
1. Проблема сущности права в современной науке: причины возникновения разных точек зрения на право.
Три концепции права: нормативная, нравственная, социологическая.
Определение права.
Данный план является не обязательным, а рекомендательным. Вопросы плана необходимо разделить на подпункты.
Раскрывая данную тему, необходимо рассмотреть следующие основные положения:
• понятие «исторической школы права» - сложившаяся на протяжении длительного исторического времени традиция определенного понимания права как социального феномена;
• характеристика естественноисторической школы права как учения, подчеркивающего самопроизвольный естественно-стихийный характер возникновения права, который как и язык, отражает все многообразие условий жизни того или иного народа;
|
|
• положительные стороны и недостатки данной концепции (учет экономических и социальных факторов развития права, подчеркивающее объективные обусловленности законами общества, недооценка роли правотворческой деятельности в процессе формирования права).
• определение позитивизма как особого направления в философии и науке акцентирующее внимание на значении опыта, эксперимента как главных источников знания;
• сущность позитивизма в юриспруденции – понимание права в качестве фактически данной совокупности норм издаваемых и поддерживаемых государством;
• положительные стороны и недостатки позитивистской школы, ее наиболее видные представители в истории и современной науке.
• учение о праве Л.И. Петражицкого – основателя школы, который видит источник права в технике и эволюциях людей;
• достоинства психологической школы – отражение значения психологическое отношение человека к праву, его понимание справедливости и т.д.;
• недостаток – отсутствие объективных критериев оценки поведения, противопоставление интуитивного права позитивному.