Номинация «Лучшие методические материалы»(методические разработки) по подготовкекадров(вожатско-педагогического состава)»

Программа подготовки педагогических кадров «Школа вожатого»¹

Муниципальное учреждение «Городской оздоровительный центр для детей и молодежи «Орленок».

Автор: Шалунова Виктория Валерьевна, заместитель директора МУ ГОЦ «Орленок».

 

Постановка, описание проблемы:

Программа подготовки молодых педагогических кадров «Школа вожатого» имеет социально – педагогическую направленность.

Анализ современной ситуации заставляет сделать вывод, что в большинстве образовательных учреждений утрачена традиция самоуправления и какого-либо общественного движения. Студенты - вчерашние школьники, пришедшие работать в детский оздоровительный центр в должности вожатых, не имеют даже начальных знаний по организации самоуправления и содержанию деятельности детских коллективов. Кроме того, многие студенты никогда не были в детском лагере, и не имеют никакого представления об особенностях организации летнего отдыха детей в оздоровительном центре. Между тем, современная государственная политика в области организации отдыха и оздоровления детей и подростков нацелена на развитие эффективных и разнообразных форм детского отдыха, формирование оптимального для каждого учреждения содержания воспитательной работы. Устранение этого противоречия – есть идеальный педагогический результат реализации программы подготовки педагогических кадров «Школа вожатого» в МУ ОЦ «Орлёнок».

Новизнаданной программы состоит в самом ее создании. Автор предлагает новый подход в обучении, где полученные на занятиях знания сразу же внедряются в практику обучающихся. А теоретический курс преподносится участникам Интернет рассылкой.

Данная программа помогает обучить современного вожатого, так необходимого в наших оздоровительных центрах. Поэтому она является педагогически целесообразной.

Цель:

Разработка и реализация технологии подготовки педагогических кадров для эффективной работы с детьми в Детских оздоровительных лагерях.

_____________

¹ © Шалунова В.В.

Задачи:

1.Изучить основы работы временных детских коллективов.

2. Изучить формы работы с временными детскими коллективами разного возраста и направленности.

3.Создать условия, максимально способствующие освоению обучающимися специфики работы с временными детскими коллективами.

4.Сформировать у обучающихся умение оптимизировать формы работы с конкретными временными детскими объединениями.

5.Создать ситуацию творческого поиска будущих вожатых в области    организации детского отдыха.

Программа гармонично сочетает изучение теоретических вопросов и практических форм обучения. Кроме того, наиболее сложные для изучения темы предлагаются автором в виде деловых и интерактивных игр, что позволяет обучающимся без особых затруднений с ними справиться.

 

  Ожидаемые результаты:

В результате реализации проекта «Школа вожатого» предполагается, что обучающиеся смогут самостоятельно организовать содержательную воспитательную работу во временном детском коллективе.

Это означает, что обучающиеся должны знать:

-Спектр современного детского движения в России.

-Конвенцию ООН «О правах ребенка».

-Закон РФ «Об образовании».

-Должностные обязанности вожатого.

-Виды и формы планов вожатого временного детского коллектива.

-Более 10-и песен для работы с детьми.

-Игровые формы для работы в детском коллективе.

-Способы игрового моделирования и конструирования.

-Классификацию игровых форм по назначению.

-Технологию организации и проведения праздников.

-Способы рациональной организации работы вожатого.

-Классификацию КТД.

-Технологию организации и проведения КТД.

-Оптимальные материалы для оформительских работ в детском объединении.

-Варианты оформления уголка временного детского коллектива.

-Варианты оформления газеты временного детского коллектива.

-Варианты написания заметок для детской газеты.

Обучающиеся должны уметь:

-Проектировать программу отдыха детского лагеря.

-Исполнить и разучить с детьми более 20 песен.

-Организовать и провести не менее 3-х игр по каждому из 6 назначений.

-Написать сценарий праздника.

-Организовать и провести праздник.

-Оптимально использовать различные элементы праздника в работе с детским коллективом.

-Организовать и провести не менее десяти различных КТД.

-Оптимально использовать различные материалы для оформления.

-Использовать в оформлении различные шрифты.

-Оформить объявление, рубрику, газету, уголок детского коллектива.

-Подготовить заметку для газеты.

-Выполнять не менее пяти поделок в технике оригами.

-Выполнять не менее 2 объемных игрушек из бумаги.

-Провести и проанализировать мероприятие в детском коллективе.

-Подготовить вожатский спектакль.

-Распланировать смену в лагере.

-Подготовить тематический день.

-Провести утреннюю общелагерную линейку.

Главным результатом реализации данной программы будет успешное проведение смены в МУ ОЦ «Орлёнок».

 

География проекта:

Участниками программы «Школа вожатого» предполагаются молодые люди из четырех муниципальных образований Волгоградской области: Среднеахтубинский район, г. Камышин, Светлоярский район, Городищенский район, из г. Волгограда.

 

Целевая группа:

Предполагается обучение студентов и молодежи в возрасте 18 – 30 лет в количестве 80 человек, планирующие работать в детском оздоровительном лагере педагогическим персоналом и желающие повысить уровень теоретических и практических навыков работы во временном детском коллективе в условиях загородного лагеря с круглосуточным пребыванием.

 

Основное содержание проекта и механизм реализации:

Реализация данного проекта предполагает 4 этапа:

1 этап. Организационный. 01.09 – 17.09.2017 г.

- Организационный сбор руководителей проекта, тренеров;

- Решение вопросов технического обеспечения, определение с местом и временем проведения встреч.

- Взаимодействие с заинтересованными структурами (Комитетом по делам молодежи Администрации Волгоградской области, Администрациями загородных лагерей, Волгоградским Государственным педагогическим университетом).

2 этап. Подготовительный. 17.09– 13.02.2017 г.

- Разработка программы обучения, подбор и приглашение тренеров к участию в реализации проекта;

- Оповещение и приглашение слушателей «Школы вожатых» при содействии заинтересованных лиц (Комитета по делам молодежи Администрации Волгоградской области, Администраций загородных лагерей, Волгоградского Государственного педагогического университета).

- Подготовка раздаточного материала, методической литературы, снаряжения; закупка канцелярских товаров, расходных материалов.

3 этап. Исполнительный.14.02. – 14.05.2017 г.

- Выездной семинар (инструктивные сборы) – открытие «Школы вожатых»;

- Организация и реализация дистанционного обучения посредством электронной почты;

- Непосредственная реализация проекта через проведение лекций-тренингов, ролевых игр, семинаров, практических занятий с детьми, веревочных курсов и т. д.

- Выездной семинар – зачет оценки полученных знаний и умений участниками проекта, закрытие «Школы вожатых».

4 этап. Итоговый. 15.05.-25.05.2017 г.

- Анализ анкет обратной связи, подведение итогов с организаторами, исполнителями, (организационный, психолого-педагогический);

- Выпуск методической литературы;

- составление финансовой отчетности по осуществлению проекта.

 

Тематический план работы с целевой группой:

Тема мероприятия:

Форма работы

I. Выездной семинар – открытие «Школы вожатых»;

1. Выявление уровня подготовки слушателей школы, ожиданий и пожеланий

Анкета, тренинги.

2. Торжественное открытие «Школы вожатых» с приглашением заинтересованных лиц и органов государственной власти.

Концерт – собрание.

2. Игры, тренинги, ролевые игры на знакомство и сплочение коллектива, выявление лидеров.

Игры «Расскажи мне обо мне», «Любимое занятие», «Кто умеет», «Вождение», «Атомы - Молекулы», «Скалолаз», «Треугольник, круг», «Тайный друг», и т. д. (см. приложение).

3. Веревочный курс.

Преодоление полосы препятствий, включающей в себя задания с веревками: «паутина», «электрическая сеть», «слепой», «бабочка», «тарзанка», различные виды переправ.

4. КТД «Светлячки».

Ночная игра на преодоление страха.

II. Темы лекций, которые предполагается рассылать по электронной почте (дистанционное обучение)

1.

Основные функции свободного времени детей и подростков.

2.

Задачи воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере.

3.

Модели летних оздоровительных лагерей (центров).

4.

Программа деятельности детского оздоровительного лагеря.

5.

Влияние методики коллективно-творческих дел на раскрытие творческого начала личности ребенка.

6.

Функции, обязанности, права вожатого.

7.

Организационный период. Цели и задачи, основные формы работы.

8.

Основной период. Цели и задачи, основные формы работы.

9.

Итоговый период. Цели и задачи, основные формы работы.

10.

Организация самоуправления во временном детском коллективе.

11.

Методика организации конкурсных программ.

12.

Методика проведения творческих конкурсов.

13.

Ситуационно – ролевая игра: разработка и проведение.

14.

Тренинги. Деловые игры.

15.

Конвенция о правах ребенка: знакомимся и размышляем.

16.

Экологическое воспитание детей в условиях летнего лагеря. Основы природоохранной деятельности. Формы работы в данном направлении.

III. Практические занятия по тематике теоретических материалов, рассылаемы по электронной почте (один раз в две недели)

IV. Выездной семинар – зачет оценки полученных знаний и умений участниками проекта, закрытие «Школы вожатых»

1.

Игры, тренинги, ролевые игры итогового периода.

«Конверт откровений», «Баня», «Взлет», «Суслик» и т. д. (см. приложение).
2.

Эколого-краеведческая игра «Родной край»

Игра на местности по станциям.
3.

Разработка программы смены в летнем лагере

Практическое зачетное задание.
4.

«Обратная связь».

Анкета, стена гласности.
5.

Торжественное закрытие «Школы вожатых» с приглашением заинтересованных лиц и органов государственной власти.

 

Концерт – собрание.
       

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: