Этот метод позволяет каждому участнику сосредоточиться на действительно волнующих вопросах, взять на себя ответственность за процесс и результат работы, обрести уверенность в собственных силах и принять обязательства по реализации намеченных планов, разработанных в ходе интенсивного общения. Ценность метода заключается в том, что обсуждается любой вопрос, предлагаемый участником, даже если на продолжении обсуждения настаивает только один слушатель. Все проблемы расставляются в приоритетном порядке, определяются критические вопросы и для их разрешения разрабатывается план действий.
АНАЛИЗ КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ
Стимулирует обращение к опыту других, стремление к реализации имеющихся и приобретению новых знаний для решения профессиональных проблем в стандартных и нестандартных ситуациях. Этот метод возможно использовать для:
а) закрепления имеющихся теоретический знаний;
б) для отработки практических навыков;
в) экспертизы знаний, полученных в ходе теоретического изучения.
|
|
Пример анализа конкретной ситуации.Студентам предъявляется достаточно обширная информация по проблеме. Может использоваться любой тип задач. Требуется провести тщательный анализ ситуации, при необходимости запросить дополнительные сведения, избавиться от «шумовой» информации и т.д. В заключение работы необходимо принять мотивированное решение. Разбор ситуации можно проводить как фронтально со свей группой, так и использовать дискуссии в микрогруппах с последующим обсуждением решений. Время разбора конкретных ситуаций может значительно варьировать (от 10 - 15 минут, до 1,5 – 2 часов).
Главная задача преподавателя при анализе конкретных ситуаций после предъявления исходной ситуации и формулировки вопросов к ней – организация групповой дискуссии с участием в ней всех студентов учебной группы.
Ориентировочная структура занятия по анализу конкретной ситуации.
1. Введение (актуальность, сложность, связь с жизнью и т.д.).
2. Постановка целей и задач. Получение исходных данных конкретной ситуации. Установление времени и режима работы. При необходимости разделение на микрогруппы.
3. Групповая работа над ситуацией.
4. Общегрупповая дискуссия. Сообщение результатов работы по группам. Обсуждение всех точек зрения, формирование единого подхода к решению подобных проблем, выбор наилучшего варианта решения.
5. Заключительная беседа преподавателя.
Возможно несколько вариантов предъявления конкретной ситуации:
1. Одномоментное предъявление всех данных условия. Можно использовать задачи различных типов. После предъявления условия формулируются конкретные вопросы, которые необходимо разрешать в ходе анализа ситуации.
|
|
2. Предъявление информации на отдельных карточках. После предъявления исходной информации студенты получают дополнительные сведения только в случае соответствующего запроса. Когда сбор сведений по мнению студентов заканчивается, они переходят к анализу ситуации и ее решению.
3. Вся информация для решения исходной проблемной ситуации, заносится в компьютер. Студенты получают ее, работая в диалоговом режиме с компьютером.
ЭКСКУРСИИ
Цель экскурсионного метода - обучение (передача определенной системы знаний) и воспитание (формирование всесторонне развитой личности). В узком смысле экскурсионный метод представляет собой совокупность методических приемов, которые применяют на экскурсиях. В широком смысле - это комплексный метод, он имеет ряд особенностей: выбор в наблюдаемых объектах самого важного и существенного; увязывание вновь изучаемого материала с ранее полученным экскурсантами опытом и знаниями и др.
Для экскурсионного метода характерен учет таких признаков экскурсии, как предметность, вещественная доказательность (наглядность). Экскурсионный метод построен на примате (преобладании, первенствующем значении) показа. Нередко рассказ является лишь комментарием к зрительной характеристике экскурсионных объектов.
Экскурсионный метод направлен на изучение главного в теме. Он допускает, чтобы отдельные стороны выделялись и изучались более углубленно, целое расчленялось на отдельные части, но при условии сохранения тесной связи между ними. Основанием для того, чтобы назвать экскурсионный метод комплексным, является то, что в нем органически сочетаются методы обучения и методы воспитания.
Основу совокупности способов и приемов сообщения знаний составляют: наглядность; обязательное сочетание двух элементов - показа и рассказа; оптимальное взаимодействие трех компонентов - экскурсовода, экскурсионных объектов и экскурсантов; движение экскурсантов (моторность) по определенному маршруту с целью изучения объектов по месту их естественного расположения. Комплексный характер экскурсионного метода находит свое выражение в действии механизмов сообщения знаний экскурсоводом и усвоения этих знаний экскурсантами.
Таким образом, во время проведения экскурсии следует руководствоваться следующими основными положениями:
o в основе любой экскурсии лежит один экскурсионный метод сообщения знаний;
o показ и рассказ - составные части экскурсии и основные элементы;
o движение (моторность) - один из признаков экскурсии;
o экскурсионная методика является частной методикой и состоит из двух частей - методики подготовки и методики проведения экскурсий;
o методика проведения экскурсий представляет собой совокупность методических приемов показа экскурсионных объектов и рассказа о них.