Открытое пространство

Этот метод позволяет каждому участнику сосредоточиться на действительно волнующих вопросах, взять на себя ответственность за процесс и результат работы, обрести уверенность в собственных силах и принять обязательства по реализации намеченных планов, разработанных в ходе интенсивного общения. Ценность метода заключается в том, что обсуждается любой вопрос, предлагаемый участником, даже если на продолжении обсуждения настаивает только один слушатель. Все проблемы расставляются в приоритетном порядке, определяются критические вопросы и для их разрешения разрабатывается план действий.

АНАЛИЗ КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ

Стимулирует обращение к опыту других, стремление к реализации имеющихся и приобретению новых знаний для решения профессиональных проблем в стандартных и нестандартных ситуациях. Этот метод возможно использовать для:

а) закрепления имеющихся теоретический знаний;

б) для отработки практических навыков;

в) экспертизы знаний, полученных в ходе теоретического изучения.

Пример анализа конкретной ситуации.Студентам предъявляется достаточно обширная информация по проблеме. Может использоваться любой тип задач. Требуется провести тщательный анализ ситуации, при необходимости запросить дополнительные сведения, избавиться от «шумовой» информации и т.д. В заключение работы необходимо принять мотивированное решение. Разбор ситуации можно проводить как фронтально со свей группой, так и использовать дискуссии в микрогруппах с последующим обсуждением решений. Время разбора конкретных ситуаций может значительно варьировать (от 10 - 15 минут, до 1,5 – 2 часов).

Главная задача преподавателя при анализе конкретных ситуаций после предъявления исходной ситуации и формулировки вопросов к ней – организация групповой дискуссии с участием в ней всех студентов учебной группы.

Ориентировочная структура занятия по анализу конкретной ситуации.

1. Введение (актуальность, сложность, связь с жизнью и т.д.).

2. Постановка целей и задач. Получение исходных данных конкретной ситуации. Установление времени и режима работы. При необходимости разделение на микрогруппы.

3. Групповая работа над ситуацией.

4. Общегрупповая дискуссия. Сообщение результатов работы по группам. Обсуждение всех точек зрения, формирование единого подхода к решению подобных проблем, выбор наилучшего варианта решения.

5. Заключительная беседа преподавателя.

Возможно несколько вариантов предъявления конкретной ситуации:

1. Одномоментное предъявление всех данных условия. Можно использовать задачи различных типов. После предъявления условия формулируются конкретные вопросы, которые необходимо разрешать в ходе анализа ситуации.

2. Предъявление информации на отдельных карточках. После предъявления исходной информации студенты получают дополнительные сведения только в случае соответствующего запроса. Когда сбор сведений по мнению студентов заканчивается, они переходят к анализу ситуации и ее решению.

3. Вся информация для решения исходной проблемной ситуации, заносится в компьютер. Студенты получают ее, работая в диалоговом режиме с компьютером.

ЭКСКУРСИИ

Цель экскурсионного метода - обучение (передача определенной системы знаний) и воспитание (формирование всесторонне развитой личности). В узком смысле экскурсионный метод представляет собой совокупность методических приемов, которые применяют на экскурсиях. В широком смысле - это комплексный метод, он имеет ряд особенностей: выбор в наблюдаемых объектах самого важного и существенного; увязывание вновь изучаемого материала с ранее полученным экскурсантами опытом и знаниями и др.

Для экскурсионного метода характерен учет таких признаков экскурсии, как предметность, вещественная доказательность (наглядность). Экскурсионный метод построен на примате (преобладании, первенствующем значении) показа. Нередко рассказ является лишь комментарием к зрительной характеристике экскурсионных объектов.

Экскурсионный метод направлен на изучение главного в теме. Он допускает, чтобы отдельные стороны выделялись и изучались более углубленно, целое расчленялось на отдельные части, но при условии сохранения тесной связи между ними. Основанием для того, чтобы назвать экскурсионный метод комплексным, является то, что в нем органически сочетаются методы обучения и методы воспитания.

Основу совокупности способов и приемов сообщения знаний составляют: наглядность; обязательное сочетание двух элементов - показа и рассказа; оптимальное взаимодействие трех компонентов - экскурсовода, экскурсионных объектов и экскурсантов; движение экскурсантов (моторность) по определенному маршруту с целью изучения объектов по месту их естественного расположения. Комплексный характер экскурсионного метода находит свое выражение в действии механизмов сообщения знаний экскурсоводом и усвоения этих знаний экскурсантами.

Таким образом, во время проведения экскурсии следует руководствоваться следующими основными положениями:

o в основе любой экскурсии лежит один экскурсионный метод сообщения знаний;

o показ и рассказ - составные части экскурсии и основные элементы;

o движение (моторность) - один из признаков экскурсии;

o экскурсионная методика является частной методикой и состоит из двух частей - методики подготовки и методики проведения экскурсий;

o методика проведения экскурсий представляет собой совокупность методических приемов показа экскурсионных объектов и рассказа о них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: