double arrow

МЕТОД МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО СЕМИНАРА


   На практическое занятие выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: используя знания цитологии, генетики, химии, биохимии, анатомии, физики и других смежных дисциплин. На него также могут быть приглашены преподаватели данных дисциплин. Между студентами распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, позволяет видеть междисциплинарные связи.

МЕТОД ОРИЕНТАЦИОННОГО СЕМИНАРА

   Предметом этих занятий становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, а также опубликованные результаты исследований, материалы, открытия. Эта педагогическая технология позволяет подготовить студентов к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы.

МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО СЕМИНАРА

   Перед изучением темы или в процессе собеседования преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Студенты, получившие задание по данной теме и подготовившиеся к данному занятию должны найти объяснения этой проблемы. Во время этой части занятия в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение поставленных проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.




МЕТОД СИСТЕМНОГО СЕМИНАРА

   Используется для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемая тема. Метод системных семинаров раздвигает границы знаний студентов, не позволяет замкнуться в узком кругу темы или учебного курса, помогает обнаружить причинно-следственные связи явлений, вызывает интерес к изучению различных механизмов возникновения и развития патологических состояний у человека, помогает разработать методы профилактики.

 

АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением новых знаний. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел студентов, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются с использованием приобретенных знаний.

Роль преподавателя – побудить студента к творческому подходу при оформлении альбома, решении ситуационной задачи, подготовке реферата и т.д. Это создает атмосферу взаимодействия студентов в группе, на факультете, курсе и одновременно способствует проявлению индивидуальности каждого студента, что в совокупности способствует развитию профессиональной компетентности.



МЕТОД ДИСКУССИИ

В самом общем виде дискуссии можно поделить на несколько групп в зависимости от принципов, задач и форм проведения.

1. Структурированная (регламентированная) дискуссия: учебный спор-диалог. Она предполагает четкий план, структуру и регламент обсуждения. "Малые группы" в ходе дискуссии изучают часть проблемы.

2. Дискуссия с элементами игрового моделирования. В игре предполагается спор участни­ков, преподаватель сводит свою роль к минимуму, ставит проблему и промежуточные вопросы, распределяет роли участников. Уче­ники же в этой игре призваны решить проблему со своих позиций, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого студента в раз­работке проблемы.

3. Проблемная дискуссия с выдвижением проектов.Суть дискуссии состоит в том, что в результате исследования вопроса, темы и выявле­ния трудностей в его решении студенты в ходе спора наме­чают возможные попытки выхода, благоприятного исхода по разрешению проблемной ситуации. Так рождаются проекты - различные гипотезы по ее решению. Каждая группа готовит свой вариант решения проблемы, и они обсуждаются в дис­куссии.

4. Командные дискуссии. "Дебаты" - дискуссия на заданную тему. Как правило, проходит на основе соперничающих команд. Команды ведут спор вокруг четко сформулированного тезиса, который опровергает одна команда и защищает другая.



       5. Групповые дискуссии представляют огромный спектр различных форм их проведения ("круглый стол", "симпозиум" и т.д.) 

6. Парные дискуссии. "Вертушка" позволяет одновременно включить в полемику всех участников с разными парами по общению, которые в ходе занятия оттачивают свои тезисы и аргументы и приобретают новые.

      7. Коллективные дискуссии. Работа с группой на занятии, постановка проблемных вопросов, поиск альтернативных путей решения представляет важнейшую ступень в овладении дискуссионным методом.

МЕТОД МАЛЫХ ГРУПП

Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий интерактивного обучения, так как она дает всем студентам (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.

При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее аспекты:

o нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания

o при нехватке знаний студенты не станут прилагать усилий для выполнения задания;

o преподаватель должен сделать свои инструкции максимально четкими;

o следует учитывать, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках;

o надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.







Сейчас читают про: