Использование интерактивных атласов на занятиях по биологии позволяет преподавателю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного обучения в организации творческой работы студентов, имитировать биологические процессы и явления, проводить виртуальные наблюдения за биологическими объектами, изучать процессы, протекающие в живых организмах, активно воспринимать учебный материал, более прочно усвоить теоретические основы современной биологии. Интерактивные модели открывают перед студентами огромные познавательные возможности, зачастую превращая их из пассивных наблюдателей в активных участников виртуальных экспериментов.
ЗАНЯТИЕ – КОНФЕРЕНЦИЯ
Учебные конференции позволяют, в сочетании с практическими занятиями, эффективно развивать мышление студентов, умение самостоятельно приобретать знания из различных источников, анализировать факты и делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнению других. Проведение учебных конференций способствует приобретению студентами навыка самостоятельной работы с учебной и научно-популярной и научной литературой.
Учебные конференции проводят со всеми студентами факультета или всех факультетов 1-2 раза в год. Их особенность состоит в том, что знания студенты получают в основном из литературы, изученной самостоятельно (докладчики и содокладчики) и из докладов однокурсников. Руководящая роль учителя состоит в организации выступлений учеников с докладами и сообщениями, в дополнении и уточнении излагаемого ими материала, оценке их работы, в обобщении результатов.
При подготовке к конференции преподаватель:
o определяет ее задачи, круг обсуждаемых вопросов, время проведения;
o помогает подобрать литературу;
o распределяет темы докладов;
o инструктирует студентов на главных этапах работы;
консультирует учеников по ходу подготовки докладов и проверяет их готовность (важно, чтобы доклады не были простым пересказом).
ОГЛАВЛЕНИЕ
Значение экологии для медицины
Современные глобальные экологические проблемы. Радиационная безопасность
Экологическая безопасность и здоровье человека
Влияние звуков на организм человека. Шумовое загрязнение
Экологическая культура человека. Экологический мониторинг окружающей среды
Биогеохимические провинции, экологически обусловленные и зависимые заболевания
Токсическая безопасность. Ядовитые морские беспозвоночные
Ядовитые членистоногие
Ядовитые позвоночные
Зоотоксины и их использование в современной медицине
Фитотоксины и алкалоиды, их влияние на человека. Растительные яды
Эпидемиологическая безопасность.
Болезни XXI века
Биоритмы
Генетическая безопасность
Генетически модифицированные организмы и продукты
Клонирование
Редкие генетические заболевания человека
Тема: ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИИ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
выявить уровень подготовленности студентов к освоению модуля; ознакомить студентов со структурой, планом практических занятий и алгоритмом поиска необходимой для подготовки научной литературы
Используемые образовательные технологии,
способы и методы обучения
Э - Экскурсия
РПРО - Репродуктивное обучение
Д - Дискуссия
Формирование компетенций:
ОК - 1
ПК – 12, 13
Материальное обеспечение: Комплект плакатов.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
I. Вводное слово преподавателя.
II. Экскурсия по биологическому музею кафедры.
III. Репродуктивное обучение. Входной контроль базовых знаний студентов в форме «Вопрос-аукцион».
IV. Активизация творческой деятельности. Работа в малых группах.
V. Заключительное слово преподавателя.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
I. Преподаватель знакомится со студентами, определяет цели, задачи, план проведения занятий; распределяет рефераты на весь курс электива; дает рекомендации по оформлению рефератов и подготовке к занятиям.
II. Студенты посещают музей кафедры биологии, преподаватель проводит экскурсию, показывает объекты и рассказывает о них, предварительно подготовившись, отвечает на вопросы.
III. Устно, в форме «Вопрос-аукцион» преподаватель проводит собеседование со студентами по проблеме «Формы биотических связей в природе» и определяет базовый уровень подготовки студентов по теме занятия.
Преподаватель предлагает назвать одно понятие экологии, например: «Экология – это наука о взаимоотношениях человека и окружающей среды» или «Термин «экология» впервые был введён Геккелем». Побеждает в аукционе студент, высказавший тезис последним. В процессе должны учавствовать все студенты. Преподаватель направляет ход дискуссии.
IV. Работа в малых группах по предложенной тематике осуществляется следующим образом. Поскольку электив проводится с первых дней занятий на кафедре и обучаются в нём студенты из разных групп, актуально более тесно познакомить их друг с другом и активизировать их познавательную и творческую деятельность.
Преподаватель предлагает разделиться студентам на три подгруппы. Для удобства обсуждения рассаживает их ближе друг к другу, распределяет темы для обсуждения: 1 подгруппе тему – «Экология как наука», 2 - «Экологические проблемы», 3 – «Особо охраняемые природные территории». В течении 10 минут студенты должны составить текст из 10-15 предложений, в которых они намеренно должны допустить три ошибки. Каждая подгруппа может представить свою тему в любом виде: просто прочтением текста, небольшой сценкой, в стихах и т.д. Каждый член команды принимает участие в работе (активно слушает, вырабатывает общее мнение, разрешает возникающие разногласия). Другая подгруппа – должна выявить ошибки. Преподаватель должен принимать активное участие в коррекции вопросов и ответов.
V. В заключении преподаватель обобщает изученный материал по теме занятия.
ЛИТЕРАТУРА
Осноhttp://elibrary.ru
Http://medart.komlog.ru