Методические указания по выполнению практической работы №4

 

На лекции 5 мы рассматривали региональный потребительский рынок, который состоит из рынка промышленных, продовольственных товаров и рынка услуг.

Характеристика потребительского рынка корреспондирует с расходной частью баланса денежных доходов и расходов населения на муниципальном уровне (практическая работа №3).

При заполнении данных о потребительском рынке необходимы показатели:

1. О борот розничной торговли - представляет собой стоимость проданных населению за наличный расчет потребительских товаров для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве. Стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой, включается в оборот розничной торговли в полном объеме.   

2. Оборот общественного питания включает стоимость проданной населению собственной кулинарной продукции, а также покупных товаров, проданных для потребления на месте без кулинарной обработки.       

Прогноз оборота розничной торговли и оборота общественного питания основан на данных организаций, для которых эта деятельность является основной, а также организаций других отраслей экономики, осуществляющих продажу населению потребительских товаров (кулинарной продукции) через собственные торговые заведения (заведения общественного питания) или с оплатой через свою кассу. Оборот розничной торговли, кроме того, включает продажу товаров физическими лицами на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. В качестве источника информации используются данные сплошного статистического наблюдения за крупными и средними организациями, а также данные выборочных обследований малых организаций и вещевых, смешанных и продовольственных рынков с распространением полученных показателей на генеральную совокупность. Кроме того, желательно эти показатели корректировать на объемы скрытой деятельности.

В оборот розничной торговли продовольственными товарами включается стоимость проданных населению продуктов питания и алкогольных напитков.

3. Объем платных услуг населению отражает объем потребления населением различных видов услуг и статистически измеряется суммой денежных средств, уплаченных потребителем за оказанную ему услугу. При этом оплата может производиться как самим потребителем, так и организацией, в которой работает данный потребитель, полностью или частично компенсирующей или оплачивающей расходы по потреблению им услуги. Прогноз этого показателя формируется на основе экстраполяции данных, полученных от официально зарегистрированных предприятий и досчета объема услуг, представленных физическими лицами.         

Динамику оборота розничной торговли, продажу отдельных товаров и объема платных услуг характеризуют индексы физического объема, исчисленные путем сопоставления их величины за отчетный и базисный периоды с учетом снятия инфляционной составляющей с помощью индексов потребительских цен.  

4. Индекс потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению (ИПЦ) характеризуетизменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для личного потребления. Измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в прогнозном периоде к его стоимости в отчетном периоде.

Потребительский набор, на основании которого рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех регионов РФ выборку групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением. В набор товаров и услуг включены товары и услуги массового потребительского спроса.

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения по РФ и отдельным регионам исчисляется на основе единых для всех субъектов РФ объемов потребления, а также региональных средних цен. В состав набора включены 83 наименования товаров и услуг, в т.ч. 30 видов продовольственных товаров, 41 вид непродовольственных товаров и 12 видов товаров и услуг (табл.8).

 

Таблица 8 - Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в УР

Год Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в УР Изменение стоимости набора, в % к декабрю предыдущего года
2005 г.    
Январь 3673,1 104,5
Декабрь 3945,8 112,3
2006 г.    
Январь 4111,3 104,2
Декабрь 4368,6 110,7
2007 г.    
Январь    
Декабрь    
2008 г.    
январь    
декабрь    

 

4. Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через эквивалент среднемесячных денежных доходов по товарам и услугам с конкретными потребительскими свойствами.

 

Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам (Кп.о) определяется путем сравнения стоимости фактического потребления этих товаров и услуг (∑qp и ∑st) со стоимостью их нормативного набора (∑qнp и ∑sнt). Последняя рассчитывается исходя из установленных норм потребления в среднем на душу населения и численности населения:

 

К п.о. =

 

Таблица 9 - Показатели, характеризующие потребительский рынок

 

Показатель Единица измерения 2005 г. Оценка 2006 г. Прогноз 2007 г
Оборот розничной торговли: всего в ценах соответствующих лет млн. руб.            
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах %      
в том числе:        
продовольственные товары млн. руб.          
непродовольственные товары млн. руб.            
Оборот общественного питания: всего в ценах соответствующих лет млн. руб.            
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах %            
Объем платных услуг населению (с учетом экспертной оценки объемов услуг по недоучтенным предприятиям и оказываемых физическими лицами): всего в ценах соответствующих лет млн. руб.            
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах %      
в том числе:        
бытовые услуги        
услуги пассажирского транспорта        
услуги связи        
жилищные услуги        
коммунальные услуги        
услуги культуры        
туристско-экскурсионные услуги        
услуги физкультуры и спорта        
медицинские услуги        
санаторно-оздоровительные услуги        
ветеринарные услуги        
услуги правого характера        
услуги образования        
прочие виды платных услуг        
Производство потребительских товаров (без НДС и акциза) – всего млн. руб.      
в том числе:        
пищевые продукты        
вино – водочные изделия и пиво        
Импорт основных товаров млн. руб.      
Индекс физического объема %      
Сводный индекс потребительских цен %      

 

где p – цена товара;

q – количество фактически потребленных товаров; 

s – количество фактически потребленных услуг;

t – фактический тариф за определенную услугу;

qн – норматив потребления определенного товара в расчете на душу населения;

sн – норматив потребления определенного вида услуг в расчете на душу населения;

– средняя численность населения за период.

Разность числителя и знаменателя этого показателя определяет стоимость общего недопотребления товаров и услуг по сравнению с нормативным его уровнем.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет и устанавливается в следующих составе и объемах (натуральных показателях) (табл.10):

 

Таблица 10 – Потребительская корзина в целом по Российской Федерации

 

1. Продукты питания

 

Наименование

Единица измерения

В среднем на душу населения

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

Трудоспособное население пенсионеры дети
Хлебопродукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые), всего кг   133,7 103,7 84,0  
Картофель кг   107,6 80,0 107,4
Овощи и бахчевые кг   97,0 92,0 108,7
Фрукты свежие кг   23,0 22,0 51,9
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар кг   22,2 21,2 25,2
Мясопродукты кг   37,2 31,5 33,7
Рыбопродукты кг   16,0 15,0 14,0
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко кг   238,2 218,9 325,2
Яйца шт   200,0 180,0 193,0
Масло растительное, маргарин и другие жиры кг   13,8 11,0 10,0
Прочие продукты (соль, чай, специи) кг   4,9 4,2 3,6

2. Непродовольственные товары

Наименование

Единица измерения/

срок износа

В среднем на душу населения

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

Трудоспособное население пенсионеры дети
Верхняя пальтовая группа Штук/лет   3/7,6 3/8,6 3/2,6
Верхняя костюмно-платьевая группа Штук/лет   8/4,2 8/5,0 11/2,0
Белье Штук/лет   9/2,4 10/2,9 11/1,8
Чулочно-носочные изделия Пар/лет   7/1,4 4/1,9 6/1,3
Головные уборы и галантерейные изделия Штук/лет   5/5,0 4/5,6 4/2,8
Обувь Пар/лет   6/3,2 6/3,5 7/1,8
Школьно-письменные товары Штук/лет   6/3,5 6/3,5 7/1,8
Постельное белье Штук/лет   14/7,0 14/7,0 14/7,0
Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения Штук/лет   19/10,5 19/10,5 19/10,5
Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства % от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц   10 15 12

3. Услуги

Наименование

Единица измерения

В среднем на душу населения

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

Трудоспособное население пенсионеры дети  
Жилье КВ. м общей площади   18 18 18
Центральное отопление Гкал в год   6,7 6,7 6,7
Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение Л в сутки   285 285 285
Газоснабжение Куб. м в месяц   10 10 10
Электроэнергия кВт ч в месяц   50 50 50
Транспортные услуги Поездок в год   619 150 396
Услуги культуры % от общей величины расходов на услуги в месяц   5 5 5
Другие виды услуг % от общей величины расходов на услуги в месяц   15 15 15

Порядок выполнения работы и структура отчета:

1. Дать характеристику структуры потребительского рынка УР.

2. Дать сравнительную оценку по районам Удмуртии.

3.Проанализировать статистические данные, характеризующие потребительский рынок, используя приведенную таблицу.

4.Рассчитать структуру потребительских расходов.

5. Сделать выводы и предложения по структуре потребительского рынка Удмуртии.

 

Методическая литература и информационная база:

 

1) Азизов, К.И. Суверенной республике Татарстан нужна программа социально-экономического развития // Проблемы региональной экономики. № 1-4. 1999

2) Деев, Г. Модель распределения населения по доходам // Вопрос статистики. - 1995. - № 5.

3) Производство пищевых продуктов, включая напитки, по видам продукции по крупным и средним предприятиям в разрезе городов и районов УР за январь-декабрь 2007 г. Стат. бюллетень. - Ижевск, 2008.

4) Осипов, А.К. Экономика региона: механизм комплексного развития / А.К. Осипов. - Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 1996.

5) Панкратьева, Н. Методы оценок доходов различных групп населения в динамическом и региональном разрезах // Вопросы статистики. 1995. - № 5.

 6) Сапин, В. Н. Экономико-статистическое изучение потребления / В.Н. Сапин. – М.: Финансы и статистика, 1990.                                      

7) Система экономико-математических моделей для анализа и прогноза уровня жизни / под ред. Н. П. Федоренко и Н. М. Римашевской. – М.: Наука, 1986.

8) Статистические сборники по региону.

9) Стоимость жизни и ее измерение/ под ред. В. М. Рутгайзера и С. Г Шпилько. - М.: Финансы и статистика, 1991.

10) Торвей, Р. Индексы потребительских цен. Методологическое руководство /Международная организация труда; пер с англ. - М.: Финансы и статистика, 1993.

11) Уровень жизни населения России: Статистический сборник. – М.: Госкомстат России, 1996.               

12) Экономическая статистика: учебник / под ред. Ю.Н. Иванова - М.: ИНФРА-М, 1998.- 480 стр.

 

Практическая работа № 5

Анализ отраслей социальной сферы региона

(жилищно-коммунальное хозяйство, образование,

здравоохранение, культура и отдых и др.)

 

Цель проанализировать и дать характеристику отраслям социальной сферы определенного региона. 

Задачи:

1. На основе научной литературы ознакомиться с методическими приемами анализа отраслей социальной сферы.

2. Провести анализ по всем сферам социальной инфраструктуры.

3. По результатам работы сделать аналитические выводы и предложения по социальной сфере УР и представить в виде отчета.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: