На лекции 5 мы рассматривали региональный потребительский рынок, который состоит из рынка промышленных, продовольственных товаров и рынка услуг.
Характеристика потребительского рынка корреспондирует с расходной частью баланса денежных доходов и расходов населения на муниципальном уровне (практическая работа №3).
При заполнении данных о потребительском рынке необходимы показатели:
1. О борот розничной торговли - представляет собой стоимость проданных населению за наличный расчет потребительских товаров для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве. Стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой, включается в оборот розничной торговли в полном объеме.
2. Оборот общественного питания включает стоимость проданной населению собственной кулинарной продукции, а также покупных товаров, проданных для потребления на месте без кулинарной обработки.
Прогноз оборота розничной торговли и оборота общественного питания основан на данных организаций, для которых эта деятельность является основной, а также организаций других отраслей экономики, осуществляющих продажу населению потребительских товаров (кулинарной продукции) через собственные торговые заведения (заведения общественного питания) или с оплатой через свою кассу. Оборот розничной торговли, кроме того, включает продажу товаров физическими лицами на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. В качестве источника информации используются данные сплошного статистического наблюдения за крупными и средними организациями, а также данные выборочных обследований малых организаций и вещевых, смешанных и продовольственных рынков с распространением полученных показателей на генеральную совокупность. Кроме того, желательно эти показатели корректировать на объемы скрытой деятельности.
|
|
В оборот розничной торговли продовольственными товарами включается стоимость проданных населению продуктов питания и алкогольных напитков.
3. Объем платных услуг населению отражает объем потребления населением различных видов услуг и статистически измеряется суммой денежных средств, уплаченных потребителем за оказанную ему услугу. При этом оплата может производиться как самим потребителем, так и организацией, в которой работает данный потребитель, полностью или частично компенсирующей или оплачивающей расходы по потреблению им услуги. Прогноз этого показателя формируется на основе экстраполяции данных, полученных от официально зарегистрированных предприятий и досчета объема услуг, представленных физическими лицами.
|
|
Динамику оборота розничной торговли, продажу отдельных товаров и объема платных услуг характеризуют индексы физического объема, исчисленные путем сопоставления их величины за отчетный и базисный периоды с учетом снятия инфляционной составляющей с помощью индексов потребительских цен.
4. Индекс потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению (ИПЦ) характеризуетизменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для личного потребления. Измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в прогнозном периоде к его стоимости в отчетном периоде.
Потребительский набор, на основании которого рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех регионов РФ выборку групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением. В набор товаров и услуг включены товары и услуги массового потребительского спроса.
Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения по РФ и отдельным регионам исчисляется на основе единых для всех субъектов РФ объемов потребления, а также региональных средних цен. В состав набора включены 83 наименования товаров и услуг, в т.ч. 30 видов продовольственных товаров, 41 вид непродовольственных товаров и 12 видов товаров и услуг (табл.8).
Таблица 8 - Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в УР
Год | Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в УР | Изменение стоимости набора, в % к декабрю предыдущего года |
2005 г. | ||
Январь | 3673,1 | 104,5 |
Декабрь | 3945,8 | 112,3 |
2006 г. | ||
Январь | 4111,3 | 104,2 |
Декабрь | 4368,6 | 110,7 |
2007 г. | ||
Январь | ||
Декабрь | ||
2008 г. | ||
январь | ||
декабрь |
4. Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через эквивалент среднемесячных денежных доходов по товарам и услугам с конкретными потребительскими свойствами.
Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам (Кп.о) определяется путем сравнения стоимости фактического потребления этих товаров и услуг (∑qp и ∑st) со стоимостью их нормативного набора (∑qнp и ∑sнt). Последняя рассчитывается исходя из установленных норм потребления в среднем на душу населения и численности населения:
К п.о. =
Таблица 9 - Показатели, характеризующие потребительский рынок
Показатель | Единица измерения | 2005 г. | Оценка 2006 г. | Прогноз 2007 г |
Оборот розничной торговли: всего в ценах соответствующих лет | млн. руб. | |||
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах | % | |||
в том числе: | ||||
продовольственные товары | млн. руб. | |||
непродовольственные товары | млн. руб. | |||
Оборот общественного питания: всего в ценах соответствующих лет | млн. руб. | |||
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах | % | |||
Объем платных услуг населению (с учетом экспертной оценки объемов услуг по недоучтенным предприятиям и оказываемых физическими лицами): всего в ценах соответствующих лет | млн. руб. | |||
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах | % | |||
в том числе: | ||||
бытовые услуги | ||||
услуги пассажирского транспорта | ||||
услуги связи | ||||
жилищные услуги | ||||
коммунальные услуги | ||||
услуги культуры | ||||
туристско-экскурсионные услуги | ||||
услуги физкультуры и спорта | ||||
медицинские услуги | ||||
санаторно-оздоровительные услуги | ||||
ветеринарные услуги | ||||
услуги правого характера | ||||
услуги образования | ||||
прочие виды платных услуг | ||||
Производство потребительских товаров (без НДС и акциза) – всего | млн. руб. | |||
в том числе: | ||||
пищевые продукты | ||||
вино – водочные изделия и пиво | ||||
Импорт основных товаров | млн. руб. | |||
Индекс физического объема | % | |||
Сводный индекс потребительских цен | % |
|
|
где p – цена товара;
q – количество фактически потребленных товаров;
s – количество фактически потребленных услуг;
t – фактический тариф за определенную услугу;
qн – норматив потребления определенного товара в расчете на душу населения;
sн – норматив потребления определенного вида услуг в расчете на душу населения;
– средняя численность населения за период.
Разность числителя и знаменателя этого показателя определяет стоимость общего недопотребления товаров и услуг по сравнению с нормативным его уровнем.
Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет и устанавливается в следующих составе и объемах (натуральных показателях) (табл.10):
Таблица 10 – Потребительская корзина в целом по Российской Федерации
1. Продукты питания
Наименование | Единица измерения | В среднем на душу населения | Объем потребления (в среднем на одного человека в год) | ||||
Трудоспособное население | пенсионеры | дети | |||||
Хлебопродукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые), всего | кг | 133,7 | 103,7 | 84,0 | |||
Картофель | кг | 107,6 | 80,0 | 107,4 | |||
Овощи и бахчевые | кг | 97,0 | 92,0 | 108,7 | |||
Фрукты свежие | кг | 23,0 | 22,0 | 51,9 | |||
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар | кг | 22,2 | 21,2 | 25,2 | |||
Мясопродукты | кг | 37,2 | 31,5 | 33,7 | |||
Рыбопродукты | кг | 16,0 | 15,0 | 14,0 | |||
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко | кг | 238,2 | 218,9 | 325,2 | |||
Яйца | шт | 200,0 | 180,0 | 193,0 | |||
Масло растительное, маргарин и другие жиры | кг | 13,8 | 11,0 | 10,0 | |||
Прочие продукты (соль, чай, специи) | кг | 4,9 | 4,2 | 3,6 | |||
2. Непродовольственные товары
| |||||||
Наименование | Единица измерения/ срок износа | В среднем на душу населения | Объем потребления (в среднем на одного человека в год) | ||||
Трудоспособное население | пенсионеры | дети | |||||
Верхняя пальтовая группа | Штук/лет | 3/7,6 | 3/8,6 | 3/2,6 | |||
Верхняя костюмно-платьевая группа | Штук/лет | 8/4,2 | 8/5,0 | 11/2,0 | |||
Белье | Штук/лет | 9/2,4 | 10/2,9 | 11/1,8 | |||
Чулочно-носочные изделия | Пар/лет | 7/1,4 | 4/1,9 | 6/1,3 | |||
Головные уборы и галантерейные изделия | Штук/лет | 5/5,0 | 4/5,6 | 4/2,8 | |||
Обувь | Пар/лет | 6/3,2 | 6/3,5 | 7/1,8 | |||
Школьно-письменные товары | Штук/лет | 6/3,5 | 6/3,5 | 7/1,8 | |||
Постельное белье | Штук/лет | 14/7,0 | 14/7,0 | 14/7,0 | |||
Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения | Штук/лет | 19/10,5 | 19/10,5 | 19/10,5 | |||
Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства | % от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц | 10 | 15 | 12 | |||
3. Услуги | |||||||
Наименование | Единица измерения | В среднем на душу населения | Объем потребления (в среднем на одного человека в год) | ||||
Трудоспособное население | пенсионеры | дети | |||||
Жилье | КВ. м общей площади | 18 | 18 | 18 | |||
Центральное отопление | Гкал в год | 6,7 | 6,7 | 6,7 | |||
Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение | Л в сутки | 285 | 285 | 285 | |||
Газоснабжение | Куб. м в месяц | 10 | 10 | 10 | |||
Электроэнергия | кВт ч в месяц | 50 | 50 | 50 | |||
Транспортные услуги | Поездок в год | 619 | 150 | 396 | |||
Услуги культуры | % от общей величины расходов на услуги в месяц | 5 | 5 | 5 | |||
Другие виды услуг | % от общей величины расходов на услуги в месяц | 15 | 15 | 15 |
Порядок выполнения работы и структура отчета:
1. Дать характеристику структуры потребительского рынка УР.
2. Дать сравнительную оценку по районам Удмуртии.
3.Проанализировать статистические данные, характеризующие потребительский рынок, используя приведенную таблицу.
4.Рассчитать структуру потребительских расходов.
5. Сделать выводы и предложения по структуре потребительского рынка Удмуртии.
Методическая литература и информационная база:
1) Азизов, К.И. Суверенной республике Татарстан нужна программа социально-экономического развития // Проблемы региональной экономики. № 1-4. 1999
2) Деев, Г. Модель распределения населения по доходам // Вопрос статистики. - 1995. - № 5.
3) Производство пищевых продуктов, включая напитки, по видам продукции по крупным и средним предприятиям в разрезе городов и районов УР за январь-декабрь 2007 г. Стат. бюллетень. - Ижевск, 2008.
4) Осипов, А.К. Экономика региона: механизм комплексного развития / А.К. Осипов. - Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 1996.
5) Панкратьева, Н. Методы оценок доходов различных групп населения в динамическом и региональном разрезах // Вопросы статистики. 1995. - № 5.
6) Сапин, В. Н. Экономико-статистическое изучение потребления / В.Н. Сапин. – М.: Финансы и статистика, 1990.
7) Система экономико-математических моделей для анализа и прогноза уровня жизни / под ред. Н. П. Федоренко и Н. М. Римашевской. – М.: Наука, 1986.
8) Статистические сборники по региону.
9) Стоимость жизни и ее измерение/ под ред. В. М. Рутгайзера и С. Г Шпилько. - М.: Финансы и статистика, 1991.
10) Торвей, Р. Индексы потребительских цен. Методологическое руководство /Международная организация труда; пер с англ. - М.: Финансы и статистика, 1993.
11) Уровень жизни населения России: Статистический сборник. – М.: Госкомстат России, 1996.
12) Экономическая статистика: учебник / под ред. Ю.Н. Иванова - М.: ИНФРА-М, 1998.- 480 стр.
Практическая работа № 5
Анализ отраслей социальной сферы региона
(жилищно-коммунальное хозяйство, образование,
здравоохранение, культура и отдых и др.)
Цель — проанализировать и дать характеристику отраслям социальной сферы определенного региона.
Задачи:
1. На основе научной литературы ознакомиться с методическими приемами анализа отраслей социальной сферы.
2. Провести анализ по всем сферам социальной инфраструктуры.
3. По результатам работы сделать аналитические выводы и предложения по социальной сфере УР и представить в виде отчета.