double arrow

Оценка жилищно-коммунального хозяйства

 

Методология прогнозирования развития жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) основывается наоценках показателей, характеризующих наличие, состав и состояние жилищного фонда, его благоустройство, жилищные условия населения, производственную деятельность предприятий и служб, обеспечивающих население водоснабжением, теплом, газом и другими видами благоустройства.

Информационной базой для прогноза развития ЖКХ являются данные регулярной статистической отчетности и выборочных обследований, получаемые в целом по стране и ее регионам, по городской и сельской местности, по формам собственности. При этом основная сложность при разработке прогнозов заключается в учете дотационного характера содержания объектов ЖКХ и его регулировании в соответствии с федеральным и межрегиональным законодательством и нормативными актами.

Основные показатели и классификации жилищного хозяйства, которые рекомендуется использовать на практике разработки муниципальных прогнозов и для представления наиболее важных из них органами власти субъектов РФ на федеральный уровень, - это следующие.

Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, приюты, детские дома, дома- и школы-интернаты и т.п., квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

По формам собственности жилищный фонд подразделяется на следующие виды:

 - частный жилищный фонд – фонд, находящийся в собственности граждан и юридических лиц, в том числе ЖСК;

- государственный жилищный фонд – ведомственный федеральный и ведомственный республиканский, краевой, областной, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

- муниципальный жилищный фонд – фонд, находящийся в собственности района, города, а также та часть ведомственного фонда, которая находится в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;

- общественный жилищный фонд – фонд, состоящий в собственности общественных объединений:

- жилищный фонд смешанной формы собственности – фонд, находящийся в совместной или долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.

Прогноз показателя жилищного фонда производится по отдельным его видам и формам собственности на основе статистической отчетности, участия в различных программах по строительству жилья для отдельных категорий граждан и других планируемых в этой области мероприятий.

Обеспеченность населения жильем на уровне муниципального образования определяется делением размера всего жилищного фонда на конец года на численность постоянного населения на конец года. В число постоянно проживающих входят жильцы, зарегистрированные по месту жительства.

Однако реальное положение с обеспеченностью жильем более адекватно демонстрируют следующие показатели:

Общая площадь жилых домов – сумма площадей жилых и подсобных помещений квартир (кухонь, коридоров, ванных и т.д.). Жилая площадь характеризует площадь жилых комнат в жилых домах (без подсобных помещений).

Средняя обеспеченность населения площадью жилых квартир на конец года – показатель, который более точно отражает реальную обеспеченность граждан жильем.

Учитывая напряженную ситуацию в стране с обеспеченностью граждан жильем, рекомендуется прогнозировать следующие два показателя.

Семьи, состоящие на учете в местных органах исполнительной власти и на предприятиях для получения жилья и улучшения жилищных условий -учитываются в соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утверждаемыми местными органами исполнительной власти

 Ч исло семей и одиночек, улучшивших жилищные условия — показатель, отражающий тенденции в процессе улучшения обеспеченности граждан жильем. При прогнозе учитывается динамика показателя за прошлые годы и возможные мероприятия по его росту в течение предстоящего года.

Важным аспектом прогнозирования развития ЖКХ является учет последствий от его реформирования, которое было начато с 1997 г. При этом предусматриваются меры по преодолению социальных последствий, которые могут негативно повлиять на уровень жизни отдельных социальных групп населения. В этой связи важное значение отводится показателям, позволяющим контролировать последствия реформы.

Полная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг определяется в соответствии с рекомендациями (п. 5.1 и п. 5.3) «Методики определения федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, а также величины трансфертов с учетом соблюдения в субъектах РФ федеральных стандартов и тарифов, утверждаемых Федеральной энергетической комиссией РФ», утвержденной Правительством, Комиссией по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в РФ 4 августа 1997 1.

Участие органов местного самоуправления в рамках отведенной им компетенции позволяет в какой-то мере снизить нагрузку, связанную с повышением уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, что предполагает поиск источников для субсидирования отдельных категорий населения. В связи с этим повышается значение прогноза такого показателя, как доля стоимости жилищно-коммунальных услуг, оплачиваемых населением, отражающий степень поддержки населения со стороны всех уровней управления, включая и местные органы.

Прогноз показателя численности населения, имеющего право на субсидии по платежам за жилищно-коммунальные услуги, с учетом их среднедушевого дохода, осуществляется на основе учета федеральных и региональных стандартов, устанавливающих максимально допустимую долю расходов на жилье и коммунальные услуги в доходах семьи, и определения различных категорий граждан, на которые будут распространяться субсидии. Необходимо учитывать также возможности по введению дополнительных льгот при оплате этих услуг на муниципальном уровне.

 

3 Анализ развития образования

Прогноз развития образования направлен на определении показателей, отражающих деятельность дошкольных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования.

Система статистической отчетности содержит информацию о количественных и качественных изменениях по каждому из уровней образования: число учебных заведений, характеристики контингента обучающихся, приема и выпуска специалистов, оценки эффективности процесса обучения, численность и состав преподавательского персонала, характеристики материально-технической базы учебных заведений и т.д. Информация собирается на всех уровнях управления, включая местное самоуправление.

В целях анализа и прогнозирования образовательного процесса на муниципальном уровне необходимо использование как минимум следующих показателей, отражающих степень удовлетворения потребностей в образовательных услугах.

Охват детей дошкольными учреждениями определяется как отношение численности детей, посещающих дошкольные учреждения, и численности детей в возрасте от 1 до 6 лет. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, определяется по формам собственности. При этом данный показатель важно сопоставить с числом мест в дошкольных учреждениях.

Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (мест на 1 тысячу детей) рассчитывается на основе отношения общего числа мест в дошкольных учреждениях к контингенту детей в возрасте от 1 до 6 лет, посещающих такие учреждения. При прогнозе учитываются динамика числа учреждений дошкольного образования и демографические изменения.

Численность учащихся, посещающих дневные общеобразовательные учреждения - это лица, обучающиеся в начальных, основных и средних (полных) общеобразовательных учреждениях, обучающихся в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья. Прогноз соответствующих контингентов производится по формам собственности. Кроме того, необходимо иметь данные о числе мест в общеобразовательных школах.

Важным показателем качества работы дневных общеобразовательных школ является показатель сменности. Уровень сменности работы школ выражается удельным весом школ, работающих в одну, две, три смены, а также удельным весом численности учащихся, занимающихся в первой, второй и третьей сменах. Прогноз должен ориентироваться на увеличение доли обучающихся в первую смену.

Наполняемость классов также является показателем качества работ общеобразовательных школ. Прогноз следует ориентировать на допустимые нормативы.

Выпуск специалистов из высших и средних специальных (профессиональных) учебных заведений в расчете на 10 тысяч населения определяется отношением числа выпускников к среднегодовой численности наличного населения данного года. Прогноз должен обеспечивать прирост этого показателя в перспективе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: