Методика художественного пректирования ВНИИТЭ, оформлена в 1983 г. («анализ, критика, преобразование»).
Также известна методика английского ученого Кристофера Джонса «Инженерное и художественное проектирование» по Джонсу – Проектирование многократное (и каждый раз на новом уровне) повторение 3-х действий и именно в этой последовательности:
1. дивергенция ( с лат «расширение области рассмотрения»)-это расширение границ проектной ситуации, с целью обеспечения достаточно обширного и достаточно плодотворного пространства для поиска решений. Дизайнер больше бегает, чем размышляет.
Цель дивергентного поиска заключается в том, чтобы перестроить или разрушить первоначальный вариант задания на проектирование. Проводить дивергентное проектирование – это значит с мин затратами и в кратчайшие сроки приобрести новый опят, достаточный для того, чтобы противодействовать всем ошибочным установкам в начале проектирования.
2. концепция (трансформация) – (выполняется лишь тогда, когда полностью завершена дивергенция).
|
|
Трансформация – это стадии создания принципов и концепций, пора высокого творчества, пора догадок и озарений – всего того, что составляет радость творческого труда проектирования. Это же и самая ответственная стадия, когда совершаются крупные ошибки, когда могут восторжествовать необдуманный оптимизм/узость мышления, когда необходим большой опят и здравомыслие, чтобы неогорчить мир. Возникает общая концептуальная схема.
Создание концептуальной схемы представляет собой творческий акт преобразования сложной задачи в простую, путём её изменения формы и принятия решения о том, что необходимо подчеркнуть, а чем можно пренебречь.
На этой ступени задача расчленяется на подзадачи, они решаются параллельно, независимо друг от друга.
Мышление на этой стадии использует специальные слова и сомволы, придуманные проектировщиком для обозначения частной задачи.
Для успешной трансформации необходима свобода изменения подцелей. Изменение подцелей требует испытания альтернативных вариантов.
В мыслительной работе на этой стадии используются и языковые и математические методы.
3. конвергениия задачи - (синтез.). Проектное действие по сведению всей информации данного проекта к одному наиболее целесообразному решению. Все силы направлены на выполнение единственно правильного решения, на этом процесс может не закончиться т.е. возможно придется вернуться снова к 1 фазе но на каком-то другом уровне.
Роль рефлексии дизайнера:
рефлексия -оценка собственных мыслей художником, проектировщиком. Рефлексия существует как в рамках одной личности, так и в рамках дизайнерского общества и группы. «Способность к рефлексии является важным показателем настоящего творчества». Рефлексия нужна, но она должна быть адекватной. Рефлексия - размышление о своих действиях и мыслях, полное сомнений и противоречий, анализу собственного психологического состояния.
|
|
Аспекты рефлексии: (о чем думает рефлектирующий дизайнер?)
1. цели проекта, цель предстоящего действия
2. адекватность выбранных средств, метода, действия
3. фаза проектного процесса («анализ, критика, преобразование». - ВНИИТЭ; «дивергенция, трансформация, конвергенция», - Джонс)
4. оценка результатов, подходов, методов.
(конвергенция - схождение, сближение вариантов.)
Билет №9 Методы дизайнерского анализа: исследование проектной ситуации, наблюдение за потребителями, выявление и анализ визуальных несоответствий в прототипе, накопление релевантной информации; изучение аналогов; расширение поля поисков (мозговой штурм, морфологическая карта); критика и оценка в дизайне.
Исследование проектной ситуации. Формулирование задач: Цель – охарактеризовать внешние условия, которым должен отвечать проектируемый объект. План действий:
- охарактеризовать ситуацию функционирования объекта;
- определить характерные для ситуации условия, которым должен отвечать объект, чтобы он был принят заказчиками. Таковыми условиями являются:
а) конечные требования заказчиков к объекту и их обоснование;
б) наличные ресурсы;
в) главные задачи (или цели).
Конечной целью является обеспечение соответствия объекта этим условиям.
- обеспечить, чтобы условия, характеризующие главные задачи, были совместимы, как друг с другом, так и с информацией, используемой в процессе проектирования.
Поиск литературы: Цель – отыскать опубликованную информацию, полезную, для будущих проектных решений, которую можно получить своевременно и без лишних затрат. План действий:
- определить цели, для которых разыскивается опубликованная информация;
- определить виды изданий, в которых может публиковаться релевантная информация;
- выбрать наиболее подходящие общепринятые методы поиска литературы;
- свести стоимость поиска литературы к минимуму, предусмотрев время на задержки в выдаче информации и непрерывно оценивая, как выбор источников информации, так и пригодность собранных данных;
- поддерживать полную и точную картотеку признанных полезными документов;
- составить и обновлять небольшую библиотечку для быстрого отыскивания информации.
Выявление визуальных несоответствий: Цель – Определить направления, по которым должен идти поиск путей совершенствования художественно-конструкторского решения. План действий:
- изучить образцы и (или) фотографию существующих изделий;
- определить очевидные несоответствия и противоречия в компоновке и назначении деталей конструкции;
- определить причины этих несоответствий и доказать целесообразность изменения художественно-конструкторского решения;
- предусмотреть пути ликвидации несоответствий и способы приведения конструкции в соответствие с условиями эксплуатации.
Интервьюирование потребителей: Цель – собрать информацию, известную только потребителям данного изделия или системы. План действий:
- выявить ситуации потребления, имеющие отношение к исследуемой проектной ситуации;
- получить согласие всех лиц в рамках ситуации потребления, на которых может оказать влияние присутствие интервьюирующего или внедрение нового проекта;
- побуждать потребителей к описанию или демонстрации любых аспектов их деятельности, которые они считают важными;
- направлять беседу на обсуждение тех аспектов деятельности потребителя, которые имеют непосредственное отношение к ситуации;
|
|
- зафиксировать во время интервью основные и побочные выводы;
- получить замечания потребителей (если это целесообразно) относительно выводов сделанных, на основании интервью.
Анкетный опрос: Цель – собрать полезную информацию среди большой группы населения. План действий:
- определить проектные решения, на которые могут повлиять вопросы анкеты;
- охарактеризовать виды информации, имеющие важное значение для принятых проектных решений;
- определить категории лиц, располагающих необходимыми видами информации;
- провести предварительные исследования о знаниях потенциальных участников опроса;
- составить пробную анкету;
- опробовать её;
- проверить вопросы и отобрать лиц, располагающих необходимой информацией;
- собрать ответы на анкету путём личного интервьюирования или по почте;
- извлечь из ответов данные, полезные для проекта.
Метод хорош для проверки правильности выводов и служит для сбора фактической информации среди членов обширной группы населения.
Исследование поведения потребителей: Цель – исследовать модели поведения потенциальных потребителей нового изделия и предсказать их предельные характеристики. План действий:
- прежде чем приступить к разработке конструкции, проконсультироваться с потребителями аналогичного оборудования;
- проанализировать систему «человек-машина» для определения задач, возможностей потребителя и художественно-конструкторских требований к будущей конструкции;
- пронаблюдать или промоделировать пути поведения потребителей предполагаемого изделия;
- зафиксировать предельные значения возможности выполнения потребителем необходимых операций.
Мозговой штурм. Цель – стимулировать группу лиц к быстрому генерированию большого количества идей.
План действий:
- отобрать группу лиц для генерации идей;
- ввести правило, запрещающее критиковать любую идею, какой бы дикой она не была, и довести до сознания участников, что приветствуются любые идеи, что необходимо получить много идей и что следует пытаться комбинировать или усовершенствовать идеи предложенные другими;
|
|
- зафиксировать выдвинутые идеи а затем дать им оценку (проанализировать группируя).
Мозговой штурм – чрезвычайно быстрый способ генерирования необходимого разнообразия идей для последующего серьёзного поиска решения. Ценным выводом мозговой атаки являются не сами идеи, а категории, на которые они разбиваются при последующей классификации. Метод можно использовать на любой стадии проектирования.
Морфологическая карта. Цель – расширить область поиска решений проектной проблемы.
План действий:
- определить функции, которые изделие должно будет выполнять;
- перечислить на карте широкий спектр частичных решений, т.е. альтернативных средств осуществления каждой функции;
- выбрать по одному приемлемому частичному решению для каждой функции.
Метод хорош для хорошо сформулированной проблемы с ограниченной областью поиска и плохо подходит для нечётко сформулированных проблем.
Синектика. Цель – направить спонтанную деятельность мозга на исследование и преобразование проектной проблемы. План действий:
- тщательно подобрать группу специалистов в качестве самостоятельного отдела разработок;
- предоставить этой группе возможность попрактиковаться в использовании аналогий для ориентирования спонтанности мозга на решение предложенной проблемы;
- передать группе сложные проблемы, которые не может решить основная организация и предоставить ей достаточное время для их решения;
- предоставить результаты работы группы основной организации для оценки и внедрения. Критерии отбора в группу:
- гибкость мышления;
- диапазон знаний и практический опыт;
- возраст 25-40 лет;
- контрастность психологических типов.