Билет № 8. Три фазы проектирования: анализ (дивергенция), концепция (трансформация). синтез (конвергенция); суть и результаты каждой; роль рефлексии дизайнера

Методика художественного пректирования ВНИИТЭ, оформлена в 1983 г. («анализ, критика, преобразование»).

Также известна методика английского ученого Кристофера Джонса «Инженерное и художественное проектирование» по Джонсу – Проектирование многократное (и каждый раз на новом уровне) повторение 3-х действий и именно в этой последовательности:

1. дивергенция ( с лат «расширение области рассмотрения»)-это расширение границ проектной ситуации, с целью обеспечения достаточно обширного и достаточно плодотворного пространства для поиска решений. Дизайнер больше бегает, чем размышляет.

Цель дивергентного поиска заключается в том, чтобы перестроить или разрушить первоначальный вариант задания на проектирование. Проводить дивергентное проектирование – это значит с мин затратами и в кратчайшие сроки приобрести новый опят, достаточный для того, чтобы противодействовать всем ошибочным установкам в начале проектирования.

2. концепция (трансформация) (выполняется лишь тогда, когда полностью завершена дивергенция).

Трансформация – это стадии создания принципов и концепций, пора высокого творчества, пора догадок и озарений – всего того, что составляет радость творческого труда проектирования. Это же и самая ответственная стадия, когда совершаются крупные ошибки, когда могут восторжествовать необдуманный оптимизм/узость мышления, когда необходим большой опят и здравомыслие, чтобы неогорчить мир. Возникает общая концептуальная схема.

Создание концептуальной схемы представляет собой творческий акт преобразования сложной задачи в простую, путём её изменения формы и принятия решения о том, что необходимо подчеркнуть, а чем можно пренебречь.

На этой ступени задача расчленяется на подзадачи, они решаются параллельно, независимо друг от друга.

Мышление на этой стадии использует специальные слова и сомволы, придуманные проектировщиком для обозначения частной задачи.

Для успешной трансформации необходима свобода изменения подцелей. Изменение подцелей требует испытания альтернативных вариантов.

В мыслительной работе на этой стадии используются и языковые и математические методы.

3. конвергениия задачи - (синтез.). Проектное действие по сведению всей информации данного проекта к одному наиболее целесообразному решению. Все силы направлены на выполнение единственно правильного решения, на этом процесс может не закончиться т.е. возможно придется вернуться снова к 1 фазе но на каком-то другом уровне.

Роль рефлексии дизайнера:

рефлексия -оценка собственных мыслей художником, проектировщиком. Рефлексия существует как в рамках одной личности, так и в рамках дизайнерского общества и группы. «Способность к рефлексии является важным показателем настоящего творчества». Рефлексия нужна, но она должна быть адекватной. Рефлексия - размышление о своих действиях и мыслях, полное сомнений и противоречий, анализу собственного психологического состояния.

Аспекты рефлексии: (о чем думает рефлектирующий дизайнер?)

1. цели проекта, цель предстоящего действия

2.      адекватность выбранных средств, метода, действия

3.     фаза проектного процесса («анализ, критика, преобразование». - ВНИИТЭ; «дивергенция, трансформация, конвергенция», - Джонс)

4.   оценка результатов, подходов, методов.

(конвергенция - схождение, сближение вариантов.)



Билет №9 Методы дизайнерского анализа: исследование проектной ситуации, наблюдение за потребителями, выявление и анализ визуальных несоответствий в прототипе, накопление релевантной информации; изучение аналогов; расширение поля поисков (мозговой штурм, морфологическая карта); критика и оценка в дизайне.

Исследование проектной ситуации. Формулирование задач: Цель – охарактеризовать внешние условия, которым должен отвечать проектируемый объект. План действий:

- охарактеризовать ситуацию функционирования объекта;

- определить характерные для ситуации условия, которым должен отвечать объект, чтобы он был принят заказчиками. Таковыми условиями являются:

а) конечные требования заказчиков к объекту и их обоснование;

б) наличные ресурсы;

в) главные задачи (или цели).

Конечной целью является обеспечение соответствия объекта этим условиям.

- обеспечить, чтобы условия, характеризующие главные задачи, были совместимы, как друг с другом, так и с информацией, используемой в процессе проектирования.

Поиск литературы: Цель – отыскать опубликованную информацию, полезную, для будущих проектных решений, которую можно получить своевременно и без лишних затрат. План действий:

- определить цели, для которых разыскивается опубликованная информация;

- определить виды изданий, в которых может публиковаться релевантная информация;

- выбрать наиболее подходящие общепринятые методы поиска литературы;

- свести стоимость поиска литературы к минимуму, предусмотрев время на задержки в выдаче информации и непрерывно оценивая, как выбор источников информации, так и пригодность собранных данных;

- поддерживать полную и точную картотеку признанных полезными документов;

- составить и обновлять небольшую библиотечку для быстрого отыскивания информации.

Выявление визуальных несоответствий: Цель – Определить направления, по которым должен идти поиск путей совершенствования художественно-конструкторского решения. План действий:

- изучить образцы и (или) фотографию существующих изделий;

- определить очевидные несоответствия и противоречия в компоновке и назначении деталей конструкции;

- определить причины этих несоответствий и доказать целесообразность изменения художественно-конструкторского решения;

- предусмотреть пути ликвидации несоответствий и способы приведения конструкции в соответствие с условиями эксплуатации.

Интервьюирование потребителей: Цель – собрать информацию, известную только потребителям данного изделия или системы. План действий:

- выявить ситуации потребления, имеющие отношение к исследуемой проектной ситуации;

- получить согласие всех лиц в рамках ситуации потребления, на которых может оказать влияние присутствие интервьюирующего или внедрение нового проекта;

- побуждать потребителей к описанию или демонстрации любых аспектов их деятельности, которые они считают важными;

- направлять беседу на обсуждение тех аспектов деятельности потребителя, которые имеют непосредственное отношение к ситуации;

- зафиксировать во время интервью основные и побочные выводы;

- получить замечания потребителей (если это целесообразно) относительно выводов сделанных, на основании интервью.

Анкетный опрос: Цель – собрать полезную информацию среди большой группы населения. План действий:

- определить проектные решения, на которые могут повлиять вопросы анкеты;

- охарактеризовать виды информации, имеющие важное значение для принятых проектных решений;

- определить категории лиц, располагающих необходимыми видами информации;

- провести предварительные исследования о знаниях потенциальных участников опроса;

- составить пробную анкету;

- опробовать её;

- проверить вопросы и отобрать лиц, располагающих необходимой информацией;

- собрать ответы на анкету путём личного интервьюирования или по почте;

- извлечь из ответов данные, полезные для проекта.

Метод хорош для проверки правильности выводов и служит для сбора фактической информации среди членов обширной группы населения.

Исследование поведения потребителей: Цель – исследовать модели поведения потенциальных потребителей нового изделия и предсказать их предельные характеристики. План действий:

- прежде чем приступить к разработке конструкции, проконсультироваться с потребителями аналогичного оборудования;

- проанализировать систему «человек-машина» для определения задач, возможностей потребителя и художественно-конструкторских требований к будущей конструкции;

- пронаблюдать или промоделировать пути поведения потребителей предполагаемого изделия;

- зафиксировать предельные значения возможности выполнения потребителем необходимых операций.

Мозговой штурм. Цель – стимулировать группу лиц к быстрому генерированию большого количества идей.

План действий:

- отобрать группу лиц для генерации идей;

- ввести правило, запрещающее критиковать любую идею, какой бы дикой она не была, и довести до сознания участников, что приветствуются любые идеи, что необходимо получить много идей и что следует пытаться комбинировать или усовершенствовать идеи предложенные другими;

- зафиксировать выдвинутые идеи а затем дать им оценку (проанализировать группируя).

Мозговой штурм – чрезвычайно быстрый способ генерирования необходимого разнообразия идей для последующего серьёзного поиска решения. Ценным выводом мозговой атаки являются не сами идеи, а категории, на которые они разбиваются при последующей классификации. Метод можно использовать на любой стадии проектирования.

Морфологическая карта. Цель – расширить область поиска решений проектной проблемы.

План действий:

- определить функции, которые изделие должно будет выполнять;

- перечислить на карте широкий спектр частичных решений, т.е. альтернативных средств осуществления каждой функции;

- выбрать по одному приемлемому частичному решению для каждой функции.

Метод хорош для хорошо сформулированной проблемы с ограниченной областью поиска и плохо подходит для нечётко сформулированных проблем.

 Синектика. Цель – направить спонтанную деятельность мозга на исследование и преобразование проектной проблемы. План действий:

- тщательно подобрать группу специалистов в качестве самостоятельного отдела разработок;

- предоставить этой группе возможность попрактиковаться в использовании аналогий для ориентирования спонтанности мозга на решение предложенной проблемы;

- передать группе сложные проблемы, которые не может решить основная организация и предоставить ей достаточное время для их решения;

- предоставить результаты работы группы основной организации для оценки и внедрения. Критерии отбора в группу:

- гибкость мышления;

- диапазон знаний и практический опыт;

- возраст 25-40 лет;

- контрастность психологических типов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: