double arrow

Билет № 13. Композиция в дизайне: свойства и средства; особенности композиционного формообразования в предмете, системе предметов, интерьере, ландшафте, типографике

 

Средства и приемы композиции в дизайне, как и во всей художественной культуре, работают на достижение главной цели – гармонизация связей между человеком и вещью, включаемой в процесс жизнедеятельности.

Особая задача дизайна – привнести человеческую меру в объекты техники. Суть композиционного формообразования состоит в построении выразительной формы в контексте определенного замысла.

Соразмерность - это социально-культурное качество вещи.

Пропорции – это качественная оформленность вещи, установленная на основе количественного равенства в отношениях элементов.

Ритм – это статический повтор (метр) или динамическое развертывание в качественном отношении этих элементов.

Симметрия – качественная характеристика вещи, выражаемая с помощью количественного равенства элементов, относительно доминирующего направления.

Средства композиции – нечто универсальное для достижения цели, а прием – это средства, которые применяются в конкретном случае.

 

Средства композиционного формообразования

1. Действие человека с вещью протекает в культуре. Создавая вещь, дизайнер включает ее в тот или иной стилистический контекст. Дизайнер решает задачи гармонизации связей вещи с культурой посредством композиционных средств. Визуализируются определенные ценности культуры путем перенесения морфологических признаков с культурных образцов на структуру новой вещи.

2. Объектом гармонизации выступает антропометрический строй вещи – здесь приемы стилизации уже не действенны. Здесь уместно говорить о геометрическом пространстве, структурированном человеческим действием, жестом, позой, движением. Размерные сетки, пропорциональные схемы, модульные структуры и пр. В прошлом средовые объекты строились по мере человека, то есть в особом отношении исходящих от человека мер. Масштабность с точки зрения дизайна – это соразмерность вещи конкретной культурной форме человеческого действия или процесса.

3. Объектом гармонизации выступает отношение вещи с другими вещами.

2 уровня в системе «вещь-вещь»:

1) Вещь рассматривается с точки зрения формирования ее материально-технической структуры. Принцип изнутри - наружу.

2) Вещь рассматривается как составной элемент предметного комплекса. Применяется принцип вариантности, от вещи требуется универсальность.

Приемы композиционного формообразования

Стилизация

Осуществляется несколькими путями:

· Буквальное копирование (вырождающийся путь);

· Прямой перенос некоторых визуальных признаков строения культурного образца на объект (применяется в объектах дизайна, имеющего давние традиции, также стилизация природных форм в промышленных изделиях;

· Перенос характерных визуально наблюдаемых структурных признаков морфологии (нет прямого переноса форм, ассоциативное тождество, можно обеспечить выразительность, зрительную ценность формы путем геометрически закономерного построения поверхности).

Приемы масштабной гармонизации

· Визуализация человеческого масштаба вещи (используется прием внесения в визуальную структуру объекта указателей масштаба, то есть также элементы и формы, масштаб которых легко узнается);

· Отпечатывание человеческого тела в морфологии вещи (зеркальное отражение человеческого тела);

· Применение пропорциональных систем для согласования размеров вещи с размерами человека (связаны со стремлением объективизировать формальных системах размерно-количественную характеристику отношений вещи и человека).

Приемы тектонического формообразования

Важной составляющей композиционного замысла является задача выражения внутреннего во внешнем.

Может выражать:

Принцип распределения динамических и статических нагрузок в конструкции;

· Принцип конструктивного устройства вещи;

· Принцип технологического построения вещи.

1) выражение конструктивной схемы;

2) отображение статических нагрузок (сжатие, растяжение, изгиб, кручение). Здесь применимы известные образцы конструктивной связи элементов: охват, внедрение, сцепление, поддержка.

 

 

Моделирование в дизайне: виды моделей (графическая, объемная, другие), виды проектной графики (масштабный чертеж, поисковый рисунок, эскиз, чертежи общего вида: компоновочный, внешнего вида); макетный метод проектирования; компьютерные средства.

Особенности проектно-графического моделирования

Моделирование помогает формировать, развивать и выражать проектный замысел и потому служит инструментом мыслительной деятельности дизайнера.

Общий методологический принцип моделирования – наглядность проектных преобразований объекта.

Расширяет объем оперативной памяти дизайнера, позволяет распределить внимание.

В эскизном моделировании прогнозируется зрительное восприятие потребителем объекта.

Принципы моделирования:

- соответствие графической формы содержанию проектной идее;

- вариантный, экспериментальный характер поиска;

- систематичность и логическая последовательность.

 

Техника проектно-графического моделирования

Выбор графических средств и приемов зависит от задачи, объекта, традиций, индивидуального творческого почерка, уровня профессионального мастерства дизайнера.

Но есть общие профессиональные приемы:

1. последовательная трансформация изображений (на кальке);

2. работа по миллиметровке или по модульной сетке, перспективная сетка;

3. корректировка чертежей прототипа;

4. частичное наложение проекций эпюра друг на друга.

Проектный материал подается на нескольких планшетах. Важно: формальные приемы композиции (ракурс, симметрия, асимметрия, ритм, контраст, перспектива, цвет) должны выявлять содержание.

 

Приемы композиции подачи

Для формирования смыслового композиционного центра.

· расположение главного элемента в центре или близко к нему (обычно чуть выше, в живописи левый глаз точно по центральной линии);

· изображение главного в укрупненном масштабе (придумали в Древнем Египте);

· размещение основного изображения на переднем плане;

· контрастное решение линейных и плоскостных тональных отношений элемента и фона;

· световой (светотеневой) контраст для главного элемента;

· условность и мягкость в изображении второстепенных и вспомогательных элементов;

· линейное построение изображения, ведущее зрителя к центру композиции.

Человек, растительность, архитектурные сооружения.

 

Типичные правила композиции

Уравновешенность частей относительно осей композиции (например, симметрично относительно вертикальной оси – самая распространенная и самая скучная). Композиционное равновесие зависит от распределения тональных масс и выбора освещения. Основной принцип динамических композиций – разрушение. Расположение предметов по диагонали. На динамичность влияет ракурс изображения. Ракурсы с острых углов наиболее подвижны.

 

Типы проектно-графических изображений:

· Набросок – обобщенное изображение, выполненное за короткий промежуток времени с минимальными графическими средствами. Подача только основного и типичного без проработки деталей.

Можно разделить на:

- наброски с натуры (зарисовки);

- наброски по памяти (практиковались художниками Древнего Египта);

- наброски по мысленному представлению;

-наброски по воображению;

-возможны сочетания.

От набросков требуется информация. Служат для изучения прототипов, окружения прототипов, изучения характера работы с вещью, конструкция вещи, особенности формы. Наброски тренируют руку и память. Чаще всего выполняются монохромными. Фактура штриха помогает выразить фактуру вещи.

- контурные (линеарные);

- контурно-тональные;

-живописно-тональные.

· Поисковый рисунок – чаще всего монохромное обобщенное изображение объекта или его деталей, выполняемое за короткий промежуток времени с привлечением минимум средств. Нужен для фиксации проектных идей и профессионального общения. Делается на основании ортогональных проекций, планов, перспектив. Рисунок точен, достоверен. В рисунках отражаются варианты компоновки, композиции. Наглядная форма творческого анализа и поиска.

· Эскизы – выполняются более продолжительное время. Дают более полное представление о решении объекта. Эскиз обсуждается с коллегами и заказчиками, завершает стадию поисков.

· Демонстрационный (технический) рисунок – предназначен для представления законченного варианта. С помощью метода перспективного построения. Основной элемент – объект в наиболее типичном для него ракурсе. Могут привлекаться все виды выразительных средств.

· Чертежи общего вида – чертежи компоновки и внешнего вида изделия. Главные требования к чертежу - простота и ясность. Чертеж 1:1 - плазовый.

Билет № 15. Макетирование в дизайне: виды макетов (поисковый, эскизный, доводочный, демонстрационный, «оригинал-макет» в графическом дизайне); макетный метод проектирования (двухмерный, трехмерный), макетные материалы и технологии, компьютерные средства (растровая и векторная графика, булевые и параметрические программы твердотельного моделирования).

 

Макетирование - проектно исследовательское моделирование, направленное на получение наглядной информации о свойствах проектируемого изделия в форме объемного изображения.

Макет дает сведения о пространстве, структуре, размерах, пропорциях, типологиях поверхности, цветофактурном решении и др.особенностях изделия.

Задачи - от выявления вариантов до испытаний(аэродинамических, органолептических-испытание органами чувств, тактильных, весовых, прочностных).

Проектные задачи, решаемые диз.:

1. Эвристические(направлены на формирование проектных идей, планов, программ деятель­ности дизайнера)

2. Уточняющие(детальная отработка)

3. Организационно-методические(для защиты проекта, демонстрирования осн.элементов, показ возможностей)

Метод работы над созда­нием объекта дизайна - макетирование.

В процессе проектирования макет может выполнять разные функции: поисковую(рабочий макет), представи­тельскую (демонстрационный макет), хотя деление это весь­ма условно.

Могут быть двумерные макеты – плоский макет (макет журнала, макет издания)

3D макеты:

Поисковый – используются дизайнером для опреде­ления возможных проектных решений на начальном этапе работы, а также на последующих этапах, когда возникает необходимость заменить ранее принятое решение. Скорее для себя, ищет форму, творческий поиск, потом с него снимают графическую копию, а затем, если нужно, делают демонстрационный макет.

Эскизный – для того, чтобы обсудить с другими.

Доводочный –отрабатывается опти­мальный вариант решения из числа полученных в процес­се поиска. Строится макет либо на основе одного из поис­ковых макетов, либо специально.Отрабатываются подробности и ньюансы.

Всевозможные мат-лы(металл, пластик, дерево, бумага). Для уточнения внешнего вида, узлов.

Бумажный макет, посадочный макет(деревян.каркас, обшитый материалом).

Демонстрационный – характеризуют промежуточ­ные и конечные результаты проектирования и в ос­новных деталях соответствуют будущему изделию. Они дают наиболее полное представление о внешнем виде из­делия и основных его свойствах, выполняются обычно на заключительной стадии художественно-конструкторского проекта. Макет окончательного решения. Переделкам не подлежит. Особенности функционирования изделия. Напр: открывание дверок, вкладывание сидений. Особая тщательность. Специалисты. Самые удачные масштабы макетов – 1:1, 1:5. В пром. дизайне не делают макеты 1:2. Скульпторы не делают 1:1(человека, животное).

«Оригинал - макет» - до компьютерных времен.

Макетирование – это дорогостоящее и трудоемкое дело Макетные материалы –легко поддаются моделированию, режутся, клеются и тд. Поиск макеты - пластилин, бумага, гипс, картон, позволяющие быстро, без особых временных затрат фиксировать идею. Для демонстрационных макетов и моделей используют также дерево, металл, пластмассы.

Технология – резка, формовка, склейка, окраска, шлифовка, шпатлевка, полировка, компьютерные средства (растровая и векторная графика булевые и параметрические программы)

Растровая графика. Растровое изображение — это файл данных или структура, представляющая собой сетку пикселов или точек цветов. Позволяет создать (воспроизвести) практически любой рисунок, вне зависимости от сложности. Невозможность идеального масштабирования. Photoshop

Векторная графика- это использование геометрических примитивов, таких как точки, линии, сплайны и многоугольники, для представления изображений в компьютерной графике. Не каждый объект может быть легко изображен в векторном виде. Можно с легкостью менять масштаб.Corel Draw

Булевые программы – это построение на булевой алгебре (сложение, вычитание, умножение, деление объемных тел.) программы: 3D MAX, ArchiCAD, AutoCAD.

Параметрические программы – удобны тем, что можно сначала создать эскиз, в кот закладывается вырезы, скругления, формы(цифровые значения). Можно всегда попробовать как будет выглядеть объект в системе объектов, если изменить только один параметр. Программа: Solid Works.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: