Средства и приемы композиции в дизайне, как и во всей художественной культуре, работают на достижение главной цели – гармонизация связей между человеком и вещью, включаемой в процесс жизнедеятельности.
Особая задача дизайна – привнести человеческую меру в объекты техники. Суть композиционного формообразования состоит в построении выразительной формы в контексте определенного замысла.
Соразмерность - это социально-культурное качество вещи.
Пропорции – это качественная оформленность вещи, установленная на основе количественного равенства в отношениях элементов.
Ритм – это статический повтор (метр) или динамическое развертывание в качественном отношении этих элементов.
Симметрия – качественная характеристика вещи, выражаемая с помощью количественного равенства элементов, относительно доминирующего направления.
Средства композиции – нечто универсальное для достижения цели, а прием – это средства, которые применяются в конкретном случае.
Средства композиционного формообразования
|
|
1. Действие человека с вещью протекает в культуре. Создавая вещь, дизайнер включает ее в тот или иной стилистический контекст. Дизайнер решает задачи гармонизации связей вещи с культурой посредством композиционных средств. Визуализируются определенные ценности культуры путем перенесения морфологических признаков с культурных образцов на структуру новой вещи.
2. Объектом гармонизации выступает антропометрический строй вещи – здесь приемы стилизации уже не действенны. Здесь уместно говорить о геометрическом пространстве, структурированном человеческим действием, жестом, позой, движением. Размерные сетки, пропорциональные схемы, модульные структуры и пр. В прошлом средовые объекты строились по мере человека, то есть в особом отношении исходящих от человека мер. Масштабность с точки зрения дизайна – это соразмерность вещи конкретной культурной форме человеческого действия или процесса.
3. Объектом гармонизации выступает отношение вещи с другими вещами.
2 уровня в системе «вещь-вещь»:
1) Вещь рассматривается с точки зрения формирования ее материально-технической структуры. Принцип изнутри - наружу.
2) Вещь рассматривается как составной элемент предметного комплекса. Применяется принцип вариантности, от вещи требуется универсальность.
Приемы композиционного формообразования
Стилизация
Осуществляется несколькими путями:
· Буквальное копирование (вырождающийся путь);
· Прямой перенос некоторых визуальных признаков строения культурного образца на объект (применяется в объектах дизайна, имеющего давние традиции, также стилизация природных форм в промышленных изделиях;
|
|
· Перенос характерных визуально наблюдаемых структурных признаков морфологии (нет прямого переноса форм, ассоциативное тождество, можно обеспечить выразительность, зрительную ценность формы путем геометрически закономерного построения поверхности).
Приемы масштабной гармонизации
· Визуализация человеческого масштаба вещи (используется прием внесения в визуальную структуру объекта указателей масштаба, то есть также элементы и формы, масштаб которых легко узнается);
· Отпечатывание человеческого тела в морфологии вещи (зеркальное отражение человеческого тела);
· Применение пропорциональных систем для согласования размеров вещи с размерами человека (связаны со стремлением объективизировать формальных системах размерно-количественную характеристику отношений вещи и человека).
Приемы тектонического формообразования
Важной составляющей композиционного замысла является задача выражения внутреннего во внешнем.
Может выражать:
Принцип распределения динамических и статических нагрузок в конструкции;
· Принцип конструктивного устройства вещи;
· Принцип технологического построения вещи.
1) выражение конструктивной схемы;
2) отображение статических нагрузок (сжатие, растяжение, изгиб, кручение). Здесь применимы известные образцы конструктивной связи элементов: охват, внедрение, сцепление, поддержка.
Моделирование в дизайне: виды моделей (графическая, объемная, другие), виды проектной графики (масштабный чертеж, поисковый рисунок, эскиз, чертежи общего вида: компоновочный, внешнего вида); макетный метод проектирования; компьютерные средства.
Особенности проектно-графического моделирования
Моделирование помогает формировать, развивать и выражать проектный замысел и потому служит инструментом мыслительной деятельности дизайнера.
Общий методологический принцип моделирования – наглядность проектных преобразований объекта.
Расширяет объем оперативной памяти дизайнера, позволяет распределить внимание.
В эскизном моделировании прогнозируется зрительное восприятие потребителем объекта.
Принципы моделирования:
- соответствие графической формы содержанию проектной идее;
- вариантный, экспериментальный характер поиска;
- систематичность и логическая последовательность.
Техника проектно-графического моделирования
Выбор графических средств и приемов зависит от задачи, объекта, традиций, индивидуального творческого почерка, уровня профессионального мастерства дизайнера.
Но есть общие профессиональные приемы:
1. последовательная трансформация изображений (на кальке);
2. работа по миллиметровке или по модульной сетке, перспективная сетка;
3. корректировка чертежей прототипа;
4. частичное наложение проекций эпюра друг на друга.
Проектный материал подается на нескольких планшетах. Важно: формальные приемы композиции (ракурс, симметрия, асимметрия, ритм, контраст, перспектива, цвет) должны выявлять содержание.
Приемы композиции подачи
Для формирования смыслового композиционного центра.
· расположение главного элемента в центре или близко к нему (обычно чуть выше, в живописи левый глаз точно по центральной линии);
· изображение главного в укрупненном масштабе (придумали в Древнем Египте);
· размещение основного изображения на переднем плане;
· контрастное решение линейных и плоскостных тональных отношений элемента и фона;
· световой (светотеневой) контраст для главного элемента;
· условность и мягкость в изображении второстепенных и вспомогательных элементов;
· линейное построение изображения, ведущее зрителя к центру композиции.
|
|
Человек, растительность, архитектурные сооружения.
Типичные правила композиции
Уравновешенность частей относительно осей композиции (например, симметрично относительно вертикальной оси – самая распространенная и самая скучная). Композиционное равновесие зависит от распределения тональных масс и выбора освещения. Основной принцип динамических композиций – разрушение. Расположение предметов по диагонали. На динамичность влияет ракурс изображения. Ракурсы с острых углов наиболее подвижны.
Типы проектно-графических изображений:
· Набросок – обобщенное изображение, выполненное за короткий промежуток времени с минимальными графическими средствами. Подача только основного и типичного без проработки деталей.
Можно разделить на:
- наброски с натуры (зарисовки);
- наброски по памяти (практиковались художниками Древнего Египта);
- наброски по мысленному представлению;
-наброски по воображению;
-возможны сочетания.
От набросков требуется информация. Служат для изучения прототипов, окружения прототипов, изучения характера работы с вещью, конструкция вещи, особенности формы. Наброски тренируют руку и память. Чаще всего выполняются монохромными. Фактура штриха помогает выразить фактуру вещи.
- контурные (линеарные);
- контурно-тональные;
-живописно-тональные.
· Поисковый рисунок – чаще всего монохромное обобщенное изображение объекта или его деталей, выполняемое за короткий промежуток времени с привлечением минимум средств. Нужен для фиксации проектных идей и профессионального общения. Делается на основании ортогональных проекций, планов, перспектив. Рисунок точен, достоверен. В рисунках отражаются варианты компоновки, композиции. Наглядная форма творческого анализа и поиска.
· Эскизы – выполняются более продолжительное время. Дают более полное представление о решении объекта. Эскиз обсуждается с коллегами и заказчиками, завершает стадию поисков.
· Демонстрационный (технический) рисунок – предназначен для представления законченного варианта. С помощью метода перспективного построения. Основной элемент – объект в наиболее типичном для него ракурсе. Могут привлекаться все виды выразительных средств.
|
|
· Чертежи общего вида – чертежи компоновки и внешнего вида изделия. Главные требования к чертежу - простота и ясность. Чертеж 1:1 - плазовый.
Билет № 15. Макетирование в дизайне: виды макетов (поисковый, эскизный, доводочный, демонстрационный, «оригинал-макет» в графическом дизайне); макетный метод проектирования (двухмерный, трехмерный), макетные материалы и технологии, компьютерные средства (растровая и векторная графика, булевые и параметрические программы твердотельного моделирования).
Макетирование - проектно исследовательское моделирование, направленное на получение наглядной информации о свойствах проектируемого изделия в форме объемного изображения.
Макет дает сведения о пространстве, структуре, размерах, пропорциях, типологиях поверхности, цветофактурном решении и др.особенностях изделия.
Задачи - от выявления вариантов до испытаний(аэродинамических, органолептических-испытание органами чувств, тактильных, весовых, прочностных).
Проектные задачи, решаемые диз.:
1. Эвристические(направлены на формирование проектных идей, планов, программ деятельности дизайнера)
2. Уточняющие(детальная отработка)
3. Организационно-методические(для защиты проекта, демонстрирования осн.элементов, показ возможностей)
Метод работы над созданием объекта дизайна - макетирование.
В процессе проектирования макет может выполнять разные функции: поисковую(рабочий макет), представительскую (демонстрационный макет), хотя деление это весьма условно.
Могут быть двумерные макеты – плоский макет (макет журнала, макет издания)
3D макеты:
Поисковый – используются дизайнером для определения возможных проектных решений на начальном этапе работы, а также на последующих этапах, когда возникает необходимость заменить ранее принятое решение. Скорее для себя, ищет форму, творческий поиск, потом с него снимают графическую копию, а затем, если нужно, делают демонстрационный макет.
Эскизный – для того, чтобы обсудить с другими.
Доводочный –отрабатывается оптимальный вариант решения из числа полученных в процессе поиска. Строится макет либо на основе одного из поисковых макетов, либо специально.Отрабатываются подробности и ньюансы.
Всевозможные мат-лы(металл, пластик, дерево, бумага). Для уточнения внешнего вида, узлов.
Бумажный макет, посадочный макет(деревян.каркас, обшитый материалом).
Демонстрационный – характеризуют промежуточные и конечные результаты проектирования и в основных деталях соответствуют будущему изделию. Они дают наиболее полное представление о внешнем виде изделия и основных его свойствах, выполняются обычно на заключительной стадии художественно-конструкторского проекта. Макет окончательного решения. Переделкам не подлежит. Особенности функционирования изделия. Напр: открывание дверок, вкладывание сидений. Особая тщательность. Специалисты. Самые удачные масштабы макетов – 1:1, 1:5. В пром. дизайне не делают макеты 1:2. Скульпторы не делают 1:1(человека, животное).
«Оригинал - макет» - до компьютерных времен.
Макетирование – это дорогостоящее и трудоемкое дело Макетные материалы –легко поддаются моделированию, режутся, клеются и тд. Поиск макеты - пластилин, бумага, гипс, картон, позволяющие быстро, без особых временных затрат фиксировать идею. Для демонстрационных макетов и моделей используют также дерево, металл, пластмассы.
Технология – резка, формовка, склейка, окраска, шлифовка, шпатлевка, полировка, компьютерные средства (растровая и векторная графика булевые и параметрические программы)
Растровая графика. Растровое изображение — это файл данных или структура, представляющая собой сетку пикселов или точек цветов. Позволяет создать (воспроизвести) практически любой рисунок, вне зависимости от сложности. Невозможность идеального масштабирования. Photoshop
Векторная графика- это использование геометрических примитивов, таких как точки, линии, сплайны и многоугольники, для представления изображений в компьютерной графике. Не каждый объект может быть легко изображен в векторном виде. Можно с легкостью менять масштаб.Corel Draw
Булевые программы – это построение на булевой алгебре (сложение, вычитание, умножение, деление объемных тел.) программы: 3D MAX, ArchiCAD, AutoCAD.
Параметрические программы – удобны тем, что можно сначала создать эскиз, в кот закладывается вырезы, скругления, формы(цифровые значения). Можно всегда попробовать как будет выглядеть объект в системе объектов, если изменить только один параметр. Программа: Solid Works.