Билет № 5. Организация дизайна: стаф и фриланс формы; договорные отношения (кто, за что и сколько платит дизайнеру?)

Билет № 1. Что такое дизайн? Взаимосвязь и границы понятий «культура», «ремесло», «искусство», «наука», «техника», «промышленность», «проектирование», «дизайн». Определения дизайна: Семинара в Брюгге 1964 г., ИКСИД 1969 г., Большой советской энциклопедии 1970 г., Джио Понти, Марио Беллини, Этторе Соттсасса, Ваше собственное.

Культура( от лат. cultura – возделывать, воспитывать, развивать). Все ценное для жизни общества, что передается от поколения к поколению и развивается творческими людьми. Искусство, наука, ремесло, инженерное дело, промышленность, художественная самодеятельность – все это разделы культуры. Культура – это умение создавать «вторую природу» для хорошей жизни. Культурная ценность – вещь, достойная быть сохраненной для следующего поколения. Культурные ценности потребляют, но культуру не потребляют, а осваивают. Культурный образец – образец вещи или процесса, достойный воспроизводства вновь и вновь. Культура – это воспроизводство культурных образцов и создание новых ценностей. В европейской культуре культурный образец – это вещь (скрипка, карета), а в Японии культурный образец – это способ, технология.

Искусство. Ученые объясняют, что и как происходит в природе, пытаются объяснить душу, художник же выражает то, что происходит у него в душе при взаимодействии с другими людьми и с миром. Искусство дает пищу для души, развивает, очищает ее, учит любить, отличать красоту от безобразного, добро от зла, объединяет людей, я вляется важнейшей и сильнейшей связью в системе общества. Искусство – это создание духовных ценностей, оно предполагает мастерство исполнения; искусство не от слова «искусственный», а от слов «искусно сделанный».

Ремесло – мелкое ручное производство промышленных изделий, господствовавшее до появления крупной машинной индустрии (умение, передаваемое от мастера ученику). Простое воспроизводство еды и вещей по образцу или канону, рецепту – это ремесло. А высшее по культурной ценности проявление мастерства – это уже искусство.

Наука - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; сфера человеческой деятельности, имеющая своей целью сбор, накопление, классификацию, анализ, обобщение, передачу и использование достоверных сведений, построение новых или улучшение существующих теорий, позволяющих адекватно описывать природные (естественные науки, естествознание) или общественные (гуманитарные науки) процессы и прогнозировать их развитие. Обычной целью науки является познание устройства природы, движущих сил, управляющих различными процессами и явлениями: либо для познания как наивысшей цели, либо для применения научного знания в управлении окружающим миром.

Техника – (от греч. techne — искусство, ремесло, мастерство), совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Навыки и приемы, используемые в какой-либо сфере деятельности человека.  

Промышленность - условно подразделяется на производство средств производства и производство предметов потребления. Важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества; представляет собой совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда как для самой промышленности, так и для других отраслей народного хозяйства, а также добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии, заготовкой леса и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве.

Проектирование – разработка решения системы в целом, разработка идеала и пути к нему; процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Улучшение жизни средствами ремесла, техники, промышленности – это проектирование. Проектирование было и во времена, когда мастера не чертили чертежей своих будущих построек и вещей. С времен Брунеллески (нач. 15 в.) появляется чертежное проектирование. Проектирование в нач. 20 в. Имело потребность в новом художнике – и он появился в конце 20-х гг. в США под названием дизайнер. Постиндустриальное общество требует от проектировщика новых подходов в дополнение к чертежам и компьютерному моделингу, потому что будущее человечества на планете с каждым десятилетием становится все более и более хрупким.

Конструирование – описание свойств, средства достижения проектного материала; учет технических, технологических, экономических, эргономических, эстетических критериев. Создание нового отдельного средства (вещи, механизма) для осуществления того, что спроектировано.

Дизайн – в узком смысле – художественное конструирование, различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических(духовных) и функциональных качеств предметной среды; создание функц.-дух. ценностей.

Международный семинар по дизайн - образованию в Брюгге 1964 г.(Бельгия, Томас Мальдонадо): «Дизайн – творческая деятельность, целью кот. является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества вкл. внешние черты, но, гл. образом, те структурные и функциональные взаимосвязи, кот. превращ. изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн охватывает все аспекты предметной среды, обусл. пром. произв-вом»

наличие особой творческой деятельности, отличающейся от традиционных: искусства, инженерии, науки.

ICSID (междунар. совет обществ/организаций индустриального дизайна), генеральная ассамблея, первая всемирная организация дизайна, Лондон, 1969: «Дизайн- это творческая деят-ть, целью кот. является формирование гармоничной предметной среды, наиболее удовлетворяющей материальные и духовные потребности чел-а».

Большая Советская Энциклопедия,1972: «Дизайн (от англ. design – замышлять, проектировать, а также проект, рисунок)– проектирование предметного мира, в частности, эстетических св-в промышленных изделий. Результат этой деят-ти – напр., диз-н вещи, автомобиля. Морфология предметного мира прошлого – напр., первобытный дизайн, диз. 17 века».

Джио Понти, итальянский теоретик дизайна, основатель журнала «Домус»: «Дизайн – создание всей визуально воспринимаемой среды. Общее название всех визуально воспринимаемых искусств – сверхискусство».

Марио Беллини, архитектор, пром. диз-р, 1999 г.: «Дизайн - это рисование чего-нибудь нового».

Этторе Соттсасс, выдающийся диз. 20в., 1963 г: «Дизайн – магия, владение силами природы, кот. пока ещё не объяснены наукой и не приручены техникой».

Считать продуктом дизайна только вещи, промышленные изделия нет достаточных оснований.

 

Билет № 2. Дизайн в современном обществе: отношения с искусством, наукой и общественным производством; место дизайнера в общественном разделении труда; особенности дизайна в индустриальном и постиндустриальном обществе; актуальные задачи дизайна.

Искусство – произведения живописи, скульптуры, архитектуры, литературы, театров, кино, духовные блага.

Наука - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Общественное производство – производство каких-либо материальных благ; это часть экономической системы, представляющая собой множество предприятий, отраслей производства, сфер экономики, связанных между собой в единое целое разделением труда и специализацией.

Существует давний спор, является ли дизайн искусством?

Дизайн – не наука, но без неё существовать не может, базируется на науке. То же и про искусство и общ. производство.

Дизайнпроизводство материально-духовных благ с использованием искусства, науки и общественного производства, для улучшения предметной среды.

Разделение труда. В процессе дизайна участвуют технологи, конструкторы, инженеры, социологи, ученые, художники, маркетологи и рекламщики, а дизайнер – все сразу, должен также хорошо знать все эти профессии, чтобы мог точно руководить ими в процессе создания нового объекта.

Он должен суметь продумать свой проект со всех этих сторон, чтобы на долю производителей пришлось только производство, а не внесение изменений или того хуже – не само проектирование новой вещи. Если он не специалист в этих областях, он не будет хорошим дизайнером. Вещь должна соответствовать своему назначению, дизайнер должен понять это назначение прежде, чем приступит к проектированию.

В доиндустриальном обществе, напр. в Риме, 90% населения были ремесленники, а дизайн был внутри ремесленного проектирования.

А индустриальным общество стало в начале 20 века, после промышленной революции 19 века, когда появилась промышленность со своим крупносерийным машинным производством. Ремесленное проектирование заменило чертежное, но с такими масштабами человек стал забывать о эстетической и культурной составляющей вещей, так появилась проблема дизайна, а как решение проблемы, появилась и сама профессия дизайна в 30 гг. 20 века в США.

Характер дизайнера: бесстрашие перед производством.

 

 

Билет № 3. Виды дизайна: арт-дизайн, стайлинг, художественное конструирование, художественное проектирование, системный дизайн, дизайн-программирование, тотальный дизайн, нон-дизайн.

Если считать, что потребителям нужны не столько вещи, сколько их свойства, то получается, что объектом дизайна являются не столько изделия, сколько их свойства.

В культуре индустриального общества(с сер. 19 в.) св-ва изделий разделились на утилитарные и худ. За утилитарные отвечал инженер, художественные ждали от художника. Соединить их было главной проблемой дизайна, и она решилась к сер 20 века(в индустр. общ.).

«Дизайн -результат творческой деятельности, направленной на улучшение качеств предметов, окружающих человека ради удовлетворения его потребностей».

В совр. усл. становл. постиндустр. общества все большую значимость приобретает решение задач будущего, то есть возрождение значимости социальных качеств вещи – это третья координата (социо).

«Польза, прочность, красота – вот 3 качества, которые требуются архитектору» - римский теоретик Ветрувий.

Нон-дизайн - проектирование лишь связей между элементами искусственной среды (в отличие от стайлинга – проектирование лишь формы элементов искусственной среды); разновидностью нон-дизайна явл. имиджмейдинг.

Футуродизайн – абстрагируясь от всего современного, думают только о будущем. «Города будущего у японцев». Разработка dream-изделий (dream-car).

Тотальный дизайн – объектом проектирования берется вся предметно-пространственная среда. Взять бы весь мир, да переделать!!!!!!!!

 

Художественное конструирование- (штучный дизайн, good design) – дизайн, отвечающий определенному набору требований, актуальных в 60-70гг. 20 века. Рационален, без всего лишнего, выразителен, функционален. (Художественное проектирование) – занимается решением самой ситуации, оно шире конструирования.

Стайлинг – придание старой по конструкции вещи нового вида, чтобы продать ее. Задача: сбыть сегодняшнюю продукцию без мыслей о завтра; стилизация под современное, разработка нового образа вещи, не трогая морфологии и функции – гл. вид дизайна в США в 30-е гг.

Пол Райли: «Если дизайн вещи выражает что-н. помимо назначения вещи, ее конструкции и материала, то это никак не good design»

Инженерный дизайн (сантехнические запчасти, шурупы, гайки, болты – все, что есть на МЕ рынке.)

Арт-дизайн /декор( на выставках, самые последние веяния в дизайне, но что с ними делать, пока не знают.)

Системный дизайн (дизайн систем вещей) – не зубная щетка, а целая полочка + светильник + стаканчик для зубной щетки. Системный подход - даёт большой эффект (гарнитур, набор, ансамбль).

Дизайн – программирование (разновидность системного дизайна) – об. диз.-проектирования является продукция целой фирмы, отрасли или предметы для целой области предметной среды. Диз.-программа – это проект продукции целой отрасли, целой области предметной среды – total design.

В современных условиях постиндустриального общества все большую значимость приобретает решение задач будущего, рост значимости социальных качеств, по нашей таблице актуальнее заниматься тем, что повыше, как минимум художественным конструированием.

 

  Билет № 4. Системный подход в дизайне: суть; штучный дизайн и дизайн систем; системный дизайн; метадизайн.

Вселенная – это Система. Земля – элемент солнечной системы. Земля – Система. Система состоит из элементов и связей.

Биосфера имеет связь с Солнцем, космосом. Ноосфера – разумная жизнь. Техносфера – вторая природа.

Система - множество, в котором связи между элементами важнее свойств самих элементов. Система может быть проще, чем входящие в неё элементы. Элементы обретают новые качества, которых не было у них раньше. Самое важное в системе - иерархия, структура.

Принцип системного подхода ввел Мальдонадо.

Системный подход - способ организации наших действий, основанный на представлении об объекте как о системе. Системный подход социально значимее и безопаснее, чем несистемный (штучный).

Системы бывают:   Простые системы (10-10тыс. элементов, часы, автомобили); Сложные системы от 100тыс. до 1млн. элементов(компьютер, производственная Система); Сверхсложные системы от 10млн. до 10 млрд. элементов(модель головного мозга).

Система – это множество, в котором связи между элементами важнее свойств самих элементов. Не машина состоит из деталей, а детали образуют машину. Свойство системы не является просто суммой свойств ее элементов. Система может быть проще, чем входящие в нее элементы. Элементы в системе обретают новые качества, которых не было у них раньше. Самое важное в системе – иерархия. Структура.

Конец 20ого века – идея системного подхода в техносфере. Мальдонадо ввел принцип системного подхода в дизайне.

В процесс удовлетворения общественных потребностей входят: Выявление потребностей (предпроектное исследование, критика, техническое задание); Проектирование; Конструирование –учет технических, технологических, экономических, эргономических, эстетических критериев. Изготовление; необходимо – материал, энергия, любовь рабочего к потребителю; Эксплуатация.

Структура самой дизайнерской деятельности: Дизайнер – проект – потребитель; Человек – вещь – среда; Анализ – концепция – синтез.

Системный дизайн - проектирование само как сис-ма и как эле-т сис-мы. Элементы метасистемы: -общество, производство, рынок, фирм. стиль и др. Труд диз-ра как сис-ма. Проблема в связях на стыках элементов (дизайнер – рабочее место, клиент – эскизы, договорные документы – налоговая инспекция).

Метадизайн - проектированеи самого диз-го труда

Метасистема – Система, более высокого уровня по отношению к предыдущей – проектирование самого проектирования.

К концу 70-х годов стало очевидно, что наиболее острая нужда в работе дизайнера возникает в ситуациях, характеризующихся высокой динамичностью и структурной сложностью. Это предъявляет ряд принципиальных требований: *Он должен уметь формулировать; *Оперативно уточнять; *Изменять оперативно цели и задачи проекта; *Представлять последствия; *Привлекать к выработке проектных решений представителей всех заинтересованных сторон: заказчика, спонсоров, изготовителей, обслуживающего персонала, торговли, будущих потребителей.

 

Билет № 5. Организация дизайна: стаф и фриланс формы; договорные отношения (кто, за что и сколько платит дизайнеру?).

Стафф – штатный дизайнер, появляется после 30гг 20 века в США, когда появилась профессия дизайнер, и для дизайнеров появились соц гарантии и профсоюзы. Стандартный 8 часовой рабочий день, 2 выходных. Человек закостеневает, долгое время делая одно и то же. Для привнесения новизны и свежих идей руководство нанимает своб художников, которые мыслят более широко.

Фриланс – свободные художники, которые не состоят в штате. Тоже постепенно выдыхаются, но не из-за рутины, а из-за перенапряжений, срывов, неравномерных нагрузок.

Договорные отношения. Сколько ты оговорил в договоре, столько и оплатят, если сделаешь все, что оговорил в договоре.

Очень важно техническое задание!!!!!!!!!!!! Лучше договора описывает твои обязанности.

Чем у штатников измеряется заработная плата? - кол-вом сделанной работы, закрашенной площадью, квадратными метрами и все это без учета новизны, оригинальности, и идеи.

Уровень зарплаты дизайнера зависит от уровня развития страны.

А в РОССИИ как себя поставишь, так и будешь зарабатывать.

Союз дизайнеров России при оценке диз деятельности советует придерживаться следующих нормативов:

предпроектное исследование – 10-15% от всей цены диз-проекта.

форэскиз (концептуальное предложение) – 30-35 %

эскизный диз.-проект (принципиальное решение) – 25-30%

технический диз.-проект окончательный – 25-30 %

техническое задание (составляется исполнителем, подписывается закзчиком) – 5%

авторский надзор за ходом работ оплачивается отдельно

авторский надзор за изготовлением рабочих чертежей оплачивается отдельно - 20%

Договор не подписывать, не проконсультировавшись с юристом. Строго следовать техническому заданию. Доля стоимости проекта – 10-15% от стоимости ремонта.


Билет №6. Место дизайна в создании нового объекта: проектные подходы (технологический, морфологический, функциональный, образный): художественно-конструкторское обеспечение НИОКР (стадии, содержание работ,результаты - по СХКД); ответственность дизайнера.

Домик «Дизайн» = дизайнер+инженер+маркетолог+экономист+организатор производства и т. д.

Для обеспечения лучшего будущего необходима новая информация, которую проектировщики добывают в процессе исследования и проектирования и облекают в форму проекта.

Проектирование - процесс уменьшения неопределенности в описании объекта.

Дизайн - производство материально-духовных благ с использованием искусства, науки и общественного производства.

Морфология - материальная форма вещи, организованная в соответствии с ее функциями.

Технологическое проектирование - воплотить морфологический образ вещи в материале и промышленной технологии.

Художественное проектирование - занимается решением самой ситуации.

Место дизайна в НИОКР: НИОКР - научно исследовательская опытно конструкторская разработка.

Организация и этапы проектирования;

последовательное выполнение операций от получения заказа до сдачи диз. проекта. На каждом этапе свои задачи.

Результаты этапов оформляются соответствующими документами «СКХД(система худ. -конструкторской документации (ВНИИТЭ)) Стадии разработки».

Стадии художественного проектирования по СХКД:

техническое задание, (предпроектное исследование: анализ проектной ситуации (фотографир-е. зарисовки, обмеры, опросы):формулировка диз. проблемы: составление тех. задания на диз. разработку. Результат- ТЗ + отчет по предпроектным исследованиям.

техническое предложение — целесообр дальнейшей разработки. Результаты - схемы, эскизы, концепция, неск. вариантов и согласование с заказчиком

эскизный проект -описание вариантов решения. Компоновочные схемы - (комп. модели 2D, 3D, карта цвето-конструкторского решения).

рабочий проект (разработка рабочей конструкторской документации).

технический проект. - окончательное решение объекта. Документация для координации работы специалистов-смежников и увязка различных параметров изделия. Пояснит, записка, схемы, расчеты.

Планирование и управление художественно-констр. разработкой (ХКР) осуществляется с помощью плана-графика ХКР. в кот. диз-р указывает операции и события (стадии) и время их выполнения. План утверждается заказчиком и далее идет отследование факта (что намечено/что выполнено).

Дизайнер осуществляет авторский надзор. Он отвечает за осуществление проекта, за диз-н изделия, худ-констр. решение.

 

Проектное моделирование:

Особенности проектно-графического моделир-я: Модел-е помогает формировать, развивать и выражать проектный замысел. Принципы модел-я: а)соответсвтие граф.формы содержанию проект-й идее б)вариантный экспериментальный хар-р поиска в)системат-ть и логическая послед-ть.

Техника: общие проф.приемы:а)послед-я трансформ-я на кальке б)работа по миллиметровке/сетке в)корректировка чертежей прототипа г)частичное наложение проекций эпюра друг на друга. Приемы композиции подачи:располож-е гл.эл-та в центре или близко у нему, изобр-е гл.эл.укрупненно, размещ-е на переднем плане, световой контраст гл.эл.и мягкость второстепен.эл., линейное построен-е изобр-я. Типичные правила комп-и: уравновеш-ть частей относит-но осей комп.,распредел-е тональных масс и освещения, весомость и плотность, диагональное размещение.

Типы проектно-граф.изобр., проектная графика: а)набросок-обощенное изобр-е выполненное за короткий промежуток времени и с мин.граф.средствами(контурный, контурно-тональный, живописно-тональный). Б)Поисковый рисунок-монохромное обобщенное изобр-е объекта, выполн.за короткое время.Для фиксации проектных идей.На основании ортогон.проекций,планов.Рисунок точен,достоверен. В)Эскизы-выполн.более продолжит.время. Более полное проедставление о решении объекта.Завершает стадию поисков. Г)демонстрационный технический рис. Д)чертежи общего вида

Макетирование-проектно-исслед.моделир-е напрвленное га получение наглядн.инф-ции о св-вах изд.в объемном изобр. Макет дает сведения о размерах, пропорциях, цветофактуре. Поиковые макеты (эвристические, создание нового, уточняющие), доводочные макеты(для уточнения внеш.вида), демонстрационный макет.

Презентация. Цели(описание проектных решений, защита, сдача, вдохновение тех кто будет воплощать проект), Срества(наглядные изобр, схемы, тексты), логика защиты(от проблемы к ее решению, от общего к частному, от конкретного к абстрактному)

Современные методы проект-я по Дж.Крисоферу Джонсу. Необходимость новых методов для соврем-го проектир-я.

Чертеж -на нем невозможно отразить требования потребителей и трудности производства. Над чертежом может работать одновременно только 1 чел. Все ситуации держит в голове. Поэтому нужна мыслит-я д-ть до чертежей.

Проектирование -многократное повторение 3-х действий и именно СТРОГО в этой послед-ти:Дивергенция-трансформация-конвергенция

 


Билет № 7 История проектирования: «ремесленное проектирование»; «чертежное проектирование»; появление необходимости «новых методов проектирования», новые методы в дизайне (слова-императивы, приоритет инструкции по эксплуатации).

В доиндустриальном обществе труд не был разделен на части, на узкие специальности, не было ни мануфактурного ни машинного производства. Существовало ремесленное проектирование– проектирование прямо на изделии. В основе – канон-система правил, норм, образцов, приемов работы. Носитель, описание канона -«культурный образец», образцовое изделие.

Традиция очень медленно вела к прогрессу. Этому содействовало возникновение наук - механики-17в. Развитие механики привело к появлению, машин, станков, замен, человеческому труду. Труд усложнился.

Появилась мануфактура с разделением труда- обладает огромной эффективностью. НО: для машинного производства необходимо создание новых форм.

Появилось чертёжное проектирование - пробы и ошибки на чертеже, быстро не без материальных затрат. Замысел отрабатывается на графической модели, стало возможно разделение труда, возможность создания больших и очень сложных по морфологии объектов, большая производительность. НО осуществлялся одним человеком, он был оторван от общества, кол-во, но не качество.

В те времена чертёжное проектирование было прорывом, но цивилизация продолжала развиваться и усложняться, появились новые проблемы, связанные с появлением

 новых искусственных явлений: пробки, шум самолетов, несчастные случаи на дорогах и т.д. Чертёжное проектирование не могло их все решить, несоответствие качества продукции духовным потребностям общества.

При бурном развитии индустриального общества медленнее всего решались проблемы культуры.

Промышленный дизайн появился в конце З0-х в США для решения культурного уровня теоретической модели, не берясь сразу за геометрическую модель, чем в основном занимается чертежное проектирование.

Поэтому: * нужно отыскивать не только новые методы, но и проектирование этих методов. *Нужно проводить проектное исследование, работать на графической модели чертеже. * Нужно организовывать коллективное проектирование, привлекать общественность: поставщики, изготовители - все должны быть участниками проекта.

Новые методы в дизайне для решения этих проблем:

- мозговой штурм (это чрезвычайно быстрый способ генерирование необходимого разнообразия идей для последующего серьёзного поиска решения. Ценным методом м.ш. являются не сами идеи, а категории на которые они разбиваются при последующей классификации).

- морфологические карты – предназначены для того, чтоб проблему разложить на части..

 -анкетирование потребителей.

 - метод выявления визуальных несоответствий, и т.д.

«Слова - императивы» и другие методы появились несколько позже

«Слова - императивы» - метод, придуманный фирмой Форд. Авто «Форд-ТАУРУС».

Приоритет инструкции по эксплуатации: Этот метод основала фирма «KSЕROX».




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: