- Препятствия личного характера: отсутствие гибкости, сила привычки, узкопрактический подход, чрезмерная специализация, выявление авторитетов, боязнь критики.
- препятствия организационного порядка (настроение коллектива, однообразная работа …)
Эвристика, 3 смысла
- система обучения путём наводящих вопросов
- наука, изучающая творческую деятельность
- практический результат этой науки, а именно, совокупность приёмов и методов правил.
Дизайн – это творчество, создание новых функций – духовных ценностей.
В дизайне главное – креатив, новизна решения задачи или проблемы.
В мозгу человека создаётся творческая задача, создаётся ее модель, которая состоит из элементов условия задачи, ограждённых в их связях и отношениях.
В ходе ориентировки в условиях задачи, в процессе активной сознательной деятельности происходит умение, совершенствование модели устанавливаются новые связи и отношения между элементами проблемной ситуации, что и становится решением.
В этом процессе существенную роль играет информация, накопленная всем присутствующим опытом человека.
Этот процесс может происходить и безотчётно в подсознании и очень эффектно при этом.
Самое обычное для животных и людей – тактика решения творческой задачи – метод проб и ошибок.
Эвристика в дизайне – универсальная стратегия в ходе поиска.
Практическая задача эвристики – сократить время на решение задачи.
Оптимальный алгоритм:
- определение преобразуемого объекта
- уяснение его особенностей, изменяемых и неизменяемых характеристик и частей.
- определение целей преобразования объекта
- уяснение требований и ограничений
- выявление противоречия, конфликта, проблемы (ТЗ)
Эти действия являются анализом!
- поиск решения
- нахождения принципа решений, концепции концепция
- оптимизация решения
- реализация решения в проекте
Средства решения
- теоретические положения (логика, философия, методология, психология)
- методические правила
- логические приёмы
- эвристические приёмы
- художественные, проекты, технические и др. приемы.
Эвристические приемы объекта мыслительных моделей:
Неология – перенос в данную отрасль новшеств из других отраслей, атмосфер.
Адаптация – приспособление известных процессов конструкций, форм, материалов и их свойств к данным условиям
Интеграция – сложение, объединение
Дифференциация – раздробление, разделение.
Мультипликация – увеличение числа частей, действий
Инверсия – переворачивание, выворачивание (наоборот)
Импульсация – изменение прерывности процесса
Динамизация – изменение параметров во времени до оптимального на данном этапе
Аналогия – отыскание и использование сходства объекта с известных предметов
Идеализация – представление идеального решения
Рефлексия – самоанализ (самооценка) – размышление о своих размышлениях. Профессиональные творческие возможности только при наличии хорошо развитой рефлексии. Рефлексия – обязательная часть нормальной личности. Рефлексия – увидеть своё отражение, увидеть себя со стороны.
Билет № 12. Составляющие дизайнерского синтеза: компоновка, композиция, нюансировка; виды проектного описания; назначение и состав пояснительной записки.
Компоновка – взаимное расположение элементов объекта (буклет – тексты, заголовки, таблицы, картинки) в функциональных целях.
Нюансировка – обработка всех мелочей, нюансов; мастерство заключается во внимании к мелочам.
Другие виды проектного описания:
- чертежи, схемы, ведомости, карта цветофактурного решения, макет, брэндбук, наглядные компьютерные модели, оригинал-макет, фотографии, слады, видеоролик.
В общем то, чем занимается дизайнер на последней стадии проектирования.
Дизайнерский синтез – третья фаза проектного действия решения (в видекомпоновки или композиции).
Компоновка – оптимальное взаиморасположение элементов проектируемой структуры.
Композиция – структура составляющих элементов, обладающая целостностью и выразительностью.
Нюансировка – обеспечение длительного потока эстетических впечатлений за счет обработки всех мелочей произведения.
Оптимизация – работа по достижению наиболее оптимальных решений во всех мелочах проекта.
Виды проектного описания:
Проектное описание – описание на специфическом граф – текстовом языке. Оно должно быть понято человеку, с которым ты контактируешь, кому сдаёшь проект. В фирменном стиле – это BRAND BOOK. (Работа на планшете только один из видов описания – могут быть использованы. 2 метода описания – графическая часть с пояснениями).
1. чертеж на бумаге – компоновочный общего вида, сборочный, аксонометрия, перспектива.
2. компьютерное изображение – статичное, динамичное.
3. эскиз – поисковый, демонстрационный.
4. макет
5. соматографическая схема – эргономическая, манекен.
6. текстовое описание
7. схемы
8. карта цветофактурного решения – варианты отделки
9. пояснительная записка – главный элемент – проекта, содержит исчерпывающее описание проекта.