Этапы проектирования костюма

П 1. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СТРУКТУР ПРИ ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОНСТРУИРОВАНИИ

Продукт дизайна – это единство суммарного содержания и бифункциональной структуры (соединения 2х функций – утилитарной и художественной). При образовании продуктов дизайна используются тенденции потребления и производства. При техническом конструировании это тенденции функциональности и экономичности, сочетание которых обеспечивает утилитарность конструкции. При художественном творчестве - выразительность и эстетичность, слиянием которых характеризуется художественная форма. Указанные принципы предопределяют обе нерасторжимые стороны продуктов дизайна - и суммарное содержание, и бифункциональную структуру. Из бифункциональности структуры вытекают следующие понятия - «утилитарность конструкции» и «художественность формы» - свойства продукта дизайна.

Таким образом, в основе формирования материально-пространственных структур элементов предметной среды лежат следующие принципы:

а) формирования конструкции - эффективность, эргономичность, экономичность, технологичность, конструктивность;

б) формообразования художественной формы - образность, коммуникативность (читаемость формы), пластичность (взаимосвязь формы и материалов), техничность (взаимосвязь формы и ее технологии), организованность (композиция элементов формы);

в) совмещения двух функций художественного конструирования – содержательность(принцип единства утилитарного и художественного содержания), тектоничность (принцип единства конструкции и формы).

 

2.методы творчества

В проектировании костюма, где в процессе создания формы учавствуют средства и законы композиции, творческие методы выступают как набор определенных действий, предпринимаемых автором для поиска идеи.Творческие методы могут быть использованы как в отдельности, так и во взаимосвязи друг с другом.

МЕТОД ИНВЕРСИИ. inversio — переворачивание, перестановка. сознательное  преодоление психологической инерции, отказ от прежних взглядов на задачу, отношение  к ней с новых позиций. отказ от традиционного. Перевернуть вверх дном, вывернуть наизнанку, поменять местами -. вывернутые наружу швы в дубленках, размещение карманов на рукавах и спине, застежки одежды, помещенные на спине, плече и т.д.

МЕТОД АНАЛОГИИ. использования аналогий с цветовыми сочетаниями, формами живой природы, архитектуры и т.д.Для использования аналогий из литературы, искусства берется реальная или фантастическая идея, образ и применяется в рассматриваемой художественной задаче или самосмоятельно, или с некоторыми изменениями,

МЕТОД ЭМПАТИИ. Эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого. также и с другим предметом, детально или образно. Эмпатия требует от человека определенного вхождения в образ. Он полезен для получения новых идей, а также для их проверки.

МЕТОД ФАНТАЗИИ.Фантазия - это психический процесс, состоящий в создании новых образов на основе переработки прошлых восприятий. Использование фантазии для стимулирования новых идей заключается в размышлении над некоторыми фантастическими решениями, в которых при необходимости используются нереальные вещи или процессы.

МЕТОД "МОЗГОВОГО ШТУРМА". 1.Критика и вынесение суждения - благоприятного или неблагоприятного - не допускаются.2.важно количество-задача в генерировании большого числа идей.3.необходимо высказывать свои мысли нескованно.

МЕТОД НОВЫХ КОМБИНАЦИЙ.В поставленной задаче выделяется два или больше важнейших направлений. по каждому направлению предлагаются идеи и составляются как можно больший перечень способов их осуществления.

МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.Самый эффективный метод. По каждому морфологическому признаку составляют список его различных вариантов, альтернатив решения. Признаки с альтернативами располагаются в форме таблиц - морфологических матриц. Перебирая различные варианты сочетаний выделенных признаков в морфологической матрице, можно выявить новые варианты решения задачи, которые при простом переборе могли быть упущены. Выбирается нужный аналог (исторический костюм, народный или современный), анализируются его первичные элементы формы, составляются матрицы различных вариантов в логических рядах эскизов взаимовлияния первичных элементов формы и средств композиции, выбираются наиболее рациональные варианты. Этапы структурно-композиционного анализа костюма можно представить следующим образом:1.определение геометрического абриса формы, т.е. силуэта, установление пластического родства элементов 2.определение пропорциональных соотношений в расчлененности формы 3.установление метрических соотношений вертикальных и горизонтальных членений 4.определение мест пересечения вертикалей и горизонталей, выявление физического центра 5.установление принципа симметричности или ассиметричности композиционных членений 6.установление гармонического единства мобильных признаков (цвет, фактура, орнамент) 7.определение устойчивости системы и ее мобильных признаков. Чтобы работать с первичными элементами формы, нужно умело использовать такие средства композиции, как пропорции, масштабность, метричность, нюанс, контраст, симметрию, асимметрию.

 

Этапы проектирования костюма

1)составление технического задания;

2)поиск, т. е. сбор информации, изучение экономической конъюнктуры рынка, а также материалов по социологии и психологии; обобщение полученных данных;

3) анализ - исследование всего комплекса изделий-аналогов для нахождения собственного решения, анализ творческого источника;

4)обоснование общего конструкторского замысла;

5)разработка технического проекта;

6)составление композиционной схемы, т. е. выбор образной атмосферы, формы и цвета, изучение образа человека или группы людей, которым адресуется изделие;

7) разработка эскизов формы, цветовых и фактурных вариаций; согласование принятого решения со специалистами-технологами и конструкторами;

8)анализ первой реакции потребителей на новое изделие;

9)критика и оценка образца с точки зрения успеха в достижении поставленной задачи;

10)контроль за соответствием серийных изделий опытному образцу.

При проектировании дизайнер должен соблюдать следующее:

основные функции и определяемую ими принципиальную форму изделия; экономичность изделия; возможность внесения изменений в производство; выбор функциональных и эстетических материалов, логичность решения, а также использования конструкций в различных производственных условиях с учетом взаимозаменяемости элементов и вариантности; выбор технологии, выгодной с точки зрения затрат материала, труда, оборудования, простоту сборки изделия; учет социальных факторов (пола, возраста, профессии, национальности, места работы, вкусов, образа жизни, географических и климатических условий); психологические (материальные и эмоциональные) факторы; соответствие изделия физиологическим требованиям; стандартизацию деталей и узлов, применение модульной системы, комбинирование элементов; соответствие образа человека или группы людей социальному типу; соответствие антропометрическим характеристикам, визуальную упорядоченность (подобие и контрасты, визуальные ритмы и визуальные структуры, использование цветовых сочетаний и контрастов, общий визуальный облик), соответствие цвета материалу и назначению, информативное использование цвета; соответствие между формой и технологией его изготовления.

 

 

4. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ОДЕЖДЕ.

Художественное конструирование занимается большим ассортиментом одежды разнообразного назначения, что обусловливает необходимость различного подхода при разработке форм, учитывающего требования назначения, удовлетворения вкуса, направления моды, возможностей промышленного производства.

Система (греческое слово, обозначающее целоё, составленное из частей) – это порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи, например ряда предметов, составляющих объект, комплекс, ансамбль, коллекцию.

Художественная система, кроме общих свойств, обладает еще и эмоциональным воздействием. Задачей моделирования является разработка образцов моделей для их последующего воспроизводства в промышленности. Моделирование как искусство занимается также преобразованием человека, отражением окружающей его реальной действительности с помощью форм костюма. Модели одежды, обуви, дополнений и сам костюм являются художественными системами, так как обладают признаком художественной системы. Этим признакам является наличие творческого процесса – композиции.

Композиция выявляет такие признаки формообразования, как образность, коммуникативность, пластичность, техничность, организованность, тем самым позволяет себя определять как худ. систему. Костюм, обладающий ярким композиционным решением, можно назвать художественной системой. Сущность каждой х с определяется конкретными поставленными задачами и требованиями в худ моделировании.

Х. С. характеризуется возрастающей степенью сложности и объемом творческой работы в моделировании. Выбор системы моделирования зависит от уровня технического развития и организационной структуры моделирования.

В зависимости от подхода к проектированию изделий и их внедрению выделяют несколько х. с.. 1. единичные изделия как автономные х. с..2. семейство 3. гарнитур 4. комплект 5. ансамбль 6. коллекция.

1. Изделие определенного ассортимента, входящее в состав костюма, и кого-либо назначения. (напр рубашка). Форма модели разрабатывается с учетом стилистической связи с предметами, дополняющмим костюм. Необходимость проектирования единичных изделий различного ассортимента вызвана узкой специализацией швейных предприятий, что связано с наличием специализированного оборудования: это или верхняя одежда, или трикотаж, или легкое платье. Проектируются единичные изделия, как правило, для промышленного производства большими или малыми сериями.

2. Модельер решает костюм на одной конструктивной основе. Все изделия семейства связаны общей конструкцией и различаются по модели. Могут различаться материалом, формой деталей, их расположением, отделкой и т д. При этом есть требования к разработке: определенный ассортимент, взаимозаменяемость ткани, использование одного силуэта в сезоне, приминение только унифицированных деталей. (напр выкройки в бурде).

3. Определенный набор предметов для определенной цели, общие по стилю, материалам, отделкой. Один материал – число предметов разное. (как правило относится к бытовым предметам, постельный гарнитур, кухонный).

4. Самый частый тип. Полный набор одежды и предметов, которые его дополняют, отвечающий определенному назначению. Единство художественного решения. Разное количество вещей. Особенность комплекта – взаимозаменяемость его частей, в зависимости от назначения. При этом замена одной части на другую не нарушает его художественной цельности. Для этого вещи должны быть равнозначны. Связь может быть построена на ритмическом повторении какого-то элемента и использовании различных отношений. Главное – единство стилевого решения всех предметов, составл. комплект.

Взаимосвязь основывается на использовании средств композиции. Сопоставление центра и второстепенных частей. Гармоничная соразмерность частей между собой, пропорций, масштабности, пластичности, ритма, цветового и фактурного решения. Композиционные средства должны подчиняться функциональным и конструктивным требованиям взаимосвязи со средой и человеком. (гардероб – индивидуальный набор комплектов).

5. Система определенной связи человека с костюмом, с его мировоззрением, со средой. Ансамбль – неразрывная художественная система элементов, объединенных общим замыслом. К элементам а. можно отнести грим, прическу. Главное назначение – разработка эффектного образа. Принцип выделения композиционного центра – основной принцип в а.. Контраст, противоречие. Вряд ли а. нужен для повседневного использования. Как правило, это нарядный костюм для торжественных случаев (свадьба, выпусконой, выход на сцену) В а. прическа, украшение или аксессуары могут быть главными, а платье – фоновым. Согласованность частей строится на тех же средствах композиции, что и комплект. А. проектируется для конкретных заказчиков.

6. Коллекция – совокупность новых предложений моделей или проектов моделей. К. обязательно построена на согласовании, связи и развитии определенных пластических идей формы. Все модели объединяются на основе стилистической общности, идеи. Девиз коллекции может определять назначение, общие принципы конструкции, цветовую гамму. Может включать как разные группы одежды (нарядная, повседневная), так и одну. Признаки к.: цельность; единство стиля творческого метода, типов и образов(единое решение плечевого пояса и рукава); взаимосвязь цветовой гаммы, структуры материала, базовой формы и конструкции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: