Орнамент, отделка и отделочные материалы

Составными элементами формы одежды могут быть также различные средства ее отделки: орнамент, отделочные материалы, украшения.

Термин «орнамент» происходит от латинского «орнаме», что означает «украшать». Но роль орнамента в костюме не ограничивается украшением предметов, составляющих костюм. Он широко используется и для создания его формы. Если какая-либо отделка может носить утилитарный характер, то орнамент служит только удовлетворению эстетических, художественных потребностей. Его роль заключается в том, чтобы выразить, развить и обогатить художественно-образный замысел костюма.

В моделировании одежды используют два вида орнаментации: орнаментация самого материала, например тканей, и отделочный орнамент в виде различной вышивки, аппликаций, узорной тесьмы, кружев и др.

Ткани той или иной орнаментации применяют в зависимости от направления моды, назначения одежды, сезона, возраста человека, художественной выразительности одежды в целом.

С точки зрения решения формы различается простая и сложная орнаментация тканей. К простой орнаментации относят рисунки, в которых нельзя различить верх и низ, а также выделяющиеся составные элементы. Такие ткани при раскрое не требуют подгонки рисунка в местах соединения деталей; их можно кроить, не считаясь с рисунком. Это ткани в мелкую клетку, мелкий горошек, с мелким узором растительного или иного характера и др.

К сложной орнаментации тканей относят все остальные односторонние рисунки, у которых верх отличается от низа и резко выделяются составные элементы. Эти ткани требуют специальных, подходящих форм, не искажающих рисунок и фигуру человека.

При моделировании надо учитывать размеры орнамента, его направления, расположение осевых линий, общее цветовое решение. При раскрое материала надо следить за совпадением рисунка на парных деталях, на вытачках, швах, за сохранением раппорта рисунка на швах деталей, например лифа, рукавов, юбки. Нужно учитывать, что на орнаментированных тканях различные линии, рельефы, драпировки, мелкие детали не выразительны, так как мало заметны. Выделение линий, деталей одежды, сшитой из орнаментированной ткани, требует дополнительной отделки другой, гладкой тканью, кантом, тесьмой и др.

Следует остановиться на отделке вышивкой - наиболее распространенном виде отделочной орнаментации в одежде. Вышивка может быть ручная и машинная, выполненная цветными нитками (хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными), стеклярусом, бисером, аппликациями, блестками-пайетками. Широко распространяется новый метод крепления орнаментальной отделки на тканях - клеевой. По характеру узора различается геометрическая и изобразительная орнаментация. Изобразительный орнамент, конечно, бывает сильно стилизован и отличается от изобразительности графики или живописи. Орнаментация основывается на принципах развития прикладного искусства, а потому может органически сливаться с конструктивной и декоративными формами любого вида одежды или костюма.

Преимущество орнаментальной отделки перед другими видами отделок, например технологических, неоспоримо. Ни одна из всех существующих отделок не обладает такой выразительностью, как вышивка. Орнаментом можно не только создавать объемные формы одежды, но и усиливать ее образную выразительность. В последнее время орнаментальная отделка используется реже. Причины такого положения вытекают из современной экономики, а также мировоззрения и вкуса человека.

Отделки, не имеющие прямого отношения к функциональности и конструктивности формы и являющиеся только декоративными, мало применяются в современной одежде. Экономика требует, чтобы предметы массового потребления были выполнены с минимальными расходами материалов и труда, чтобы они были дешевы. В наше время орнаментальная отделка выполняется в основном на платьях для торжественных случаев.

Стилевые особенности современной архитектуры, транспорта, мебели и других предметов, окружающих нас, почти не имеют декора (украшений). Эти же стилевые особенности проявляются и в современном костюме.

В качестве отделки одежды используют следующие материалы: ткани, трикотаж, мех натуральный и искусственный, кожу и замшу натуральные и искусственные, тесьму, сутаж, вьюнок, шнур, ленты, кружева, шитье, галстуки. Отдельно надо отметить разнообразную фурнитуру: пуговицы, пряжки, крючки, кнопки, блочки, «молнии». Материалы и форма отделочной фурнитуры многочисленны. Пуговицы могут быть из пластмассы, кости, рога, перламутра, фарфора, стекла, дерева, металла, кожи, сутажа, ткани, они могут иметь разнообразную форму и величину.

К отделке одежды следует также отнести цветы, перья и некоторые украшения - бусы, брелоки, броши.

Применение нескольких видов отделок требует их согласованности с тем, чтобы композиционное решение костюма было целостным.

 

Вопрос 15

   Силуэт костюма. Классификация силуэтов.

   Силуэт костюма - это проекция объемной формы на плоскости, имеющая временную характеристику. Наиболее естественными является качественная и количественная классификация.

Качественная классификация включает в себя разделение силуэтов по принципу геометрического образа формы и отношения к фигуре. Силуэты бывают основные и производные. Основные силуэты определяются построением модели формообразования сезона или года. Производные силуэты сочетают в себе различные черты основных силуэтов и вариации формообразующих. К производным относят силуэты одной формы, но различно трактуемые модой.

Классификация по принципу соотношения формы и фигуры выделяет силуэты прилегающие, приталенные, полуприлегающие, свободные

- прилегающие силуэты выявляют естественные контуры фигуры

- приталенные силуэты акцентируют линию талии поясом или особенностями покроя.

- полуприлегающий силуэт талия угадывается, но не фиксируется

-свободный силуэт полностью абстрагируется от тела, за исключением линии плеч.

Количественная классификация силуэтов задается модой и имеет отношение к формированию перспективных коллекций одежды. Ведущие силуэты связаны с процессом формообразования, изменением принципиальных параметров формы. Они закладываются во все ассортиментные группы одежды. Второстепенные силуэты разнообразят коллекцию и связаны с появлением новой формы или исчезновением старой. Различают силуэты изменяющиеся, различные и развивающиеся. Изменяющимися называют силуэты, которые различаются всеми параметрами и не имеют структурной взаимосвязи. Различными называют силуэты одного и того же периода времени, принадлежащие к разным классификационным типам. Развивающиеся силуэты связаны между собой последовательным развитием формообразования, сменой основных параметров фронтальных или сагиттальных проекций форм.

Основное условие подачи замысла в силуэтном выражении – достижение информативной и пластической выразительности. Под информативной выразительностью понимается максимальная ясность в сочетании линии кроя, деталей, функциональных характеристик формы. Пластическая выразительность достигается следующими приемами: противопоставлением фронтального и профильного силуэтов, пластических и геометрических параметров, различной информационной наполненностью правой и левой части силуэта, масштабным разнообразием частей, монолитностью и дробностью трактовки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: