Средства связи, объединения в единое целое первичных элементов формы в одежде

Свойства одежды как объемно-пространственной формы складываются из составляющих ее первичных элементов. Эти свойства, развернутые в пределах их изменений, являются первичным материалом в работе художника-модельера.

Каждая рассматриваемая, форма одежды, костюма характеризуется следующими первичными элементами: геометрическим видом формы в целом и ее частей; поверхностью формы в целом и ее частей; конструктивными и декоративными линиями формы; величиной формы в целом и ее частей; массой формы и ее частей; фактурой материала; цветом и рисунком материала формы; светотенью формы; физико-механическими свойствами материала формы; орнаментом, отделкой и отделочными материалами.

Указанные свойства одежды как объемно-пространственной формы не являются постоянными и могут изменяться в определенных пределах. Результаты изменения этих свойств дают безграничные возможности их сочетаний.

Разберем свойства первичных элементов формы одежды.

Геометрический вид формы в целом и ее частей. Это свойство формы определяется соотношением измерений формы в системе трех координат. Первое зрительное впечатление, которое мы получаем, рассматривая одежду (костюм), вытекает из степени ее объемности, характера ее силуэта, ее контуров.

Степень объемности в костюме проявляется в ограниченном диапазоне и не выходит за грани возможностей человеческой фигуры, служащей опорой для одежды. Здесь возможны две крайности: форма одежды может быть сильно вытянута в одном измерении (линейный характер ), и форма одежды распространяется в трех измерениях (объемный характер ). Промежуточной между линейной и объемной формами будет форма, выраженная преимущественно в двух измерениях (плоскостная форма ). Формы, приближающиеся к кубу, шару, выражают наибольшую объемность, а формы, приближающиеся к вытянутой линии, прямой или кривой - наименьшую объемность.

Объемная форма - это границы, в пределах которых проявляется силуэт одежды. Силуэт - плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды, четко ограниченных контурами. Но силуэт дает ясное представление и об объемном выражении одежды, так как, в сущности, является проекцией объемной формы.

Важное значение приобретает силуэт в связи с развитием моды, так как для моды на определенном отрезке времени характерны определенные формы и, следовательно, силуэты одежды

Являясь естественными границами какой-либо формы, силуэт представляет собой рамку, в пределах которой решается одежда, костюм. Декоративное решение одежды в границах определенного силуэта требует соподчинения частей одежды. Общая форма, а следовательно, и силуэт одежды обусловливаются в первую очередь ее практическим и художественным назначением.

Поверхность формы в целом и ее частей. Определяется характером формы: прямолинейной, криволинейной или ломаной; характером плоскостей: выпуклым или вогнутым.

Примерами ломаной поверхности формы могут служить различного рода складки, плиссе, гофре. Примерами криволинейной поверхности - выпуклой и вогнутой - служат разнообразные драпировки, клеши, воланы и рюши. Эти формы поверхностей одежды подробнее будут рассмотрены ниже.

Конструктивные и декоративные линии формы. Контуры одежды, ее отдельных частей, деталей можно рассматривать как линии. Различают конструктивные и декоративные линии.

Конструктивные линии одежды - это, во-первых, контуры ее формы в целом и ее деталей; во-вторых, это видимые линии соединения составных частей и деталей формы: вытачки, соединительные швы и т. д.

Вытачка представляет собой прием, с помощью которого плоская поверхность материала преобразуется в криволинейную. Вытачка может быть расположена с краю детали или в ее середине. Вытачку делают закрытой и открытой, заутюженной и мягкой, простой и сложной — фигурной. Большое значение для поверхности формы имеют контурные линии вытачки. Различные контуры простой вытачки: прямой, вогнутый и выпуклый.

Приемами формирования криволинейной поверхности материала являются: складки, сборки, буфы, драпировки, защипы, подрезы, фалды, клеш, рельефы различной конфигурации, раскрой ткани под углом 45° к нити основы.

Складки бывают односторонние, встречные, бантовые и веерные. Кроме объемной формы, складки создают определенный рельеф, расчленяют поверхность, особенно такой вид складок, как плиссе и гофре.

Сборки получаются при стягивании материала одной или двумя параллельно расположенными нитками. Сборки - это множество мелких, мягких, незакрытых вытачек.

При стягивании плоской поверхности материала тремя, четырьмя и большим числом параллельных рядов ниток образуют буфы.

Драпировкой называется укладывание материала в свободно лежащие или падающие складки различного характера с их последующим закреплением. Все многообразие драпировок подразделяют на пять основных групп: трубчатые, каскадные, лучевые, пазушные, радиальные.

Защипы - это многочисленные мелкие, близко отстоящие друг от друга мягкие складочки, вытачки, формообразующий прием, создающий своеобразный рельеф поверхности.

Подрезы - прием формообразования, сочетающий применение соединительного шва, разреза ткани и закладывания излишка ткани одной из сторон в сборки, вытачки или складки.

Фалды, клеш - это прием формирования ткани в виде конусообразной поверхности формы (в развернутом виде сходны с воронкой).

Рельефные швы - это швы, сделанные на поверхности неразрезанного материала, а также соединительные швы, имеющие декоративное значение.  Значение рельефных швов в моделировании одежды довольно велико. Они участвуют в изменении поверхности объемной формы и в формообразовании материала.

Воланы представляют собой полоску материала различной ширины и с разной степенью кривизны краев. Они могут располагаться на поверхности изделия или его деталей в горизонтальном, вертикальном и диагональном направлениях. Воланы выкраивают полосами, представляющими собой спираль, кольцо или овал, и притачивают к изделию внутренними срезами.

Оборки - это различной ширины полосы материала, присборенные с одной стороны и этой стороной притачанные к изделию. Оборки выкраиваются по прямой.

Рюши - это тоже полосы материала, но в них отделаны края и они присборены посередине.

Банты представляют собой одну или две полосы материала, завязанные особым образом.

Бахрома и кисти - очень распространенные элементы формы, являющиеся отделкой одежды. Бахрома представляет собой ряд нитей, закрепленных с одного конца и свободно свисающих с другого. Кисти - это бахрома, собранная и закрепленная в пучки.

Такие виды влажно-тепловой обработки, как сутюживание и оттягивание ткани по краю или по сгибу детали, также применяются для преобразования плоской поверхности материала в объемные формы.

Эластичные свойства тканей, проявляющиеся при раскрое деталей одежды под углом 45° к нити основы - последний конструктивный элемент получения формы. Этот прием позволяет получать облегающие формы совсем без вытачек или с их минимальным количеством.

Декоративные линии - это линии различных отделок одежды, имеющие линейный характер: отделочных (не соединительных) швов, рельефов, строчек, поясов, клапанов, хлястиков, руликов, шнуров, сутажа, линейной вышивки и др. Часто декоративный характер носят и конструктивные линии.

Линии в одежде играют большую роль: они ведут наш взгляд по конструктивной поверхности объемной формы, создают зрительное движение (динамику).

Величина формы. Это свойство одежды, являющейся объемной формой, следует рассматривать как соотношение величин формы одежды и фигуры человека или как соотношение двух и более форм при их сравнении. При сопоставлении величин нескольких форм наблюдается их равенство или превосходство одной из них над другими. Сравнивать можно только однородную по своему виду одежду и ее составные части. Величина формы оказывает влияние на ощущение ее объемности, легкости или тяжести. Величина формы зрительно увеличивается или уменьшается при сопоставлении большого и малого. Мелкие детали подчеркивают величину большой формы, крупные уменьшают ее величину. Величина формы в моделировании одежды может быть использована в допустимых пределах возможностей фигуры человека как конструктивной опоры.

Масса — это зрительное количество формы одежды в целом или ее отдельных частей: величины плечевых срезов, рукава, выпуклости по линиям груди, талии, бедер и др. Масса обладает следующими свойствами:

1) с изменением величины формы изменяется и ее масса, т. е. большей по величине форме соответствует большая масса;

2) масса меняется в зависимости от степени объемности, от характера выражения формы. Максимальной массой будут обладать формы, приближающиеся к кубу, квадрату, минимальной - формы, приближающиеся к линии.

Таким образом, масса зависит от вида геометрической формы, т. е. от силуэта одежды;

3) масса одежды изменяется также в зависимости от степени заполнения ее формы конструктивными и декоративными линиями, деталями или отделкой. Масса будет минимальной при наиболее разреженном заполнении, максимальная масса - при наибольшем заполнении формы одежды;

4) изменение массы зависит от величины предметов или деталей, сопоставляемых с ней. Масса будет увеличиваться при уменьшении сопоставляемых с ней деталей и уменьшаться при их увеличении. Это изменение массы кажущееся, а не фактическое; оно часто используется при моделировании одежды. Например, увеличение размеров воротника, карманов зрительно уменьшает массу пальто, платья;

5) изменение массы формы зависит также от цвета, рисунка материала, из которого она сделана.

Фактура материала. Под фактурой понимается характер поверхности материалов. Например, ткани могут быть гладкими и шероховатыми.

Фактура материала обусловливается количеством и величиной тех или иных элементов поверхности материала, приходящихся на единицу его площади. Когда количество элементов (ворсинок, узелков, рубчиков и др.) на поверхности невелико, и они легко различаются зрительно, материал будет шероховатым: ворсистым, буклированным, в рубчик и др.

Если величина элементов мала, а количество их велико и если они трудноразличимы, то поверхность материала зрительно воспринимается как гладкая. Фактура с рельефом элементов поверхности, величина которых приближается к нулю, воспринимается как блестящая.

Фактура материала имеет большее значение для определения степени объемности одежды, ее массы, плотности. Усиление фактурной поверхности увеличивает объемность, плотность, тяжесть одежды. Гладкая поверхность, наоборот, придает одежде легкость, зрительно уменьшает объем.

Цвет и рисунок материала. Все существующие цвета можно разделить на три цветовыхряда: ряд ахроматических цветов (от белого до черного), ряд хроматических цветов - основных цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ряд промежуточных цветов. Хроматические цвета условно делят на теплые и холодные. К теплым цветам относят красные, оранжевые, желтые, желто-зеленые, к холодным - зелено-голубые, голубые, синие и сине-фиолетовые.

Дополнительными цветами являются синий и оранжевый, зеленый и красный, фиолетовый и желтый. Дополнительные цвета располагаются в спектральном круге друг против друга и при смешении дают светло-серый цвет.

К третьему ряду относятся цвета, получающиеся от смешения хроматических цветов с ахроматическими, например красного с белым, красного с серым, красного с черным.

Человек воспринимает свойства цвета в трех аспектах: физическом, эмоционально-психологическом и символическом.

Физические свойства цвета определяются его цветовым тоном, светлотой, насыщенностью.

Эмоционально-психологические качества цвета, вызывающие ассоциацию с некоторыми явлениями природы, пробуждают одинаковые чувства у всех людей, независимо от их принадлежности к той или иной социальной или этнической группе или от уровня их культуры. На органы наших чувств цвета оказывают успокаивающее, возбуждающее или угнетающее действие. Цвета воспринимаются нами как радостные или печальные, холодные или теплые, объемные или плоские, плотные или воздушные, выступающие или отступающие.

Символические качества цвета связаны с различиями социальных, обрядовых, религиозных представлений и культуры различных групп человеческого общества.

Символика цветов не играет большой роли, когда речь идет о современном костюме. Но художнику, связанному с костюмами историческими, зрелищными или театральными, знать ее необходимо. Изучение символики цветов, красок ведется у нас в рамках этнографии, занимающейся и вопросами истории народного костюма.

Рисунок, или орнаментация, материала может быть образован или в процессе его выработки, или при отделке. Орнаментация материала, и в частности тканей, чрезвычайно разнообразна.

Элементы, составляющие рисунок-орнамент ткани, могут быть абстрактными (беспредметными), геометрическими, предметными; могут быть также мотивы растительного и животного мира.

Цвет и орнаментация материалов имеют большое значение в моделировании одежды. Это значение не исчерпывается различными комбинациями цвета и рисунка. Оно заключается и во влиянии на внешний вид одежды, ее выразительность, декоративность.

Светотень. Светотень определяет зрительный вид одежды в зависимости от освещения и рельефа ее поверхности.

В первом случае изменение светотени зависит от положения формы (человека в одежде) относительно источника света и от силы источника света.

Во втором случае изменение светотени зависит от степени рельефности поверхности одежды (гладкая поверхность, поверхность с рельефными деталями, складками, сборками, драпировкой, накладными швами, рюшами и др.).

Значение светотени в моделировании одежды обусловливается ее влиянием на степень объемности формы, а также на степень подчеркивания зрительной видимости различных конструктивных и декоративных линий. Увеличение степени рельефности поверхности формы одежды увеличивает светотень, а следовательно, и объемность ее формы.

Физико-механические свойства материалов. Рассматривая одежду как объемную форму, необходимо знать материалы, из которых она выполнена. Это в основном ткани, меха, отделочные и прикладные материалы. Ассортимент материалов чрезвычайно разнообразен и непрерывно обновляется. Появляются новые материалы: нетканые, пленочные, дублированные, искусственные меха и т. д.

Физико-механические свойства материалов зависят от сырья, способа выработки, отделки.

Основные показатели физико-механических свойств материалов - это масса 1 м2, плотность (в тканях), толщина, упругость, усадочность, растяжимость и некоторые другие.

Массу материала определяют при взвешивании 1 м2 его.

Толщину определяют, измерив толщину поперечного сечения материала в миллиметрах. Ч Плотностью (в тканях) называется количество нитей основы и утка в 1 см2.

Упругость - это способность материала восстанавливать свой первоначальный вид после физического воздействия, например сминания.

Усадочность - способность материала уменьшать свои размеры под действием влажно-тепловой или иной обработки. Растяжимость - свойство ткани растягиваться под действием влажно-тепловой обработки, а также под действием усилия по косой нити.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: