Структура формы в костюме

Любой сложный объект или систему для гармонизации восприятия разумно разделить на составные части. Одно из основных характеристик системы в дизайне - взаимосвязь составляющих частей. Эту схему, связь между составными частями формы называют структурой. Вместе с тем, структура – это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его цельность и сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменений. С другой стороны, структура – это система подвижных связей, при которых из одного какого-либо объекта путем перестановки его элементов и некоторых иных структурных составляющих можно получить второй, третий и другие варианты. Основной задачей структурного метода в анализе объекта дизайна является перенесение внимания с элементов и их свойств на отношение между этими элементами. Чтобы облегчить анализ и восприятие костюма в рамках структурного анализа и восприятия костюма, необходимо упрощение формы и элементов, то есть сокращение числа структурных характеристик. Для восприятия структура должна обладать равновесием, направленностью, пространственной ориентацией, определением верха и низа, правой и левой стороны. Задача расчленения структуры изображения с целью сравнивания с какой-либо знакомой геометрической фигурой необходима как процесс понимания любой ситуации в формообразовании. Такими признаками в создании формы костюма исторически являются геометрические формы прямоугольника, овала, трапеции, круга, треугольника. Основной процедурой структурного анализа является выделение первичного множества.

Первичное множество имеет иерархическую взаимосвязь. Иерархия – выделение акцента: (количественный, цветовой, размерный, метрический, логический, фактурный, ритмический).

В анализе структуры костюма предполагается следующая этапная классификация:

1.предварительная обработка формы с целью приведения ее к условному структурному изображению.

2.выделение первичных элементов с учетом структурной стилизации.

3.деление простейших первичных элементов на стандартные, узнаваемые

При структурном анализе большое значение имеет выделение признаков. Признак формы – любое качество, выражающее четкое значение: силуэт, размер, характер. Признаки могут быть:

1. конструктивно технологические признаки (состав, свойства, материалов, способ изготовления).

2. морфологические признаки (элементы, образующие пространственную форму предмета).

3. функциональные (связь формы с назначением).

Признаки имеют иерархическую взаимосвязь и зависят от задач изучения.

- изучение ареала культуры (акцент на морфологический признаки).

- исследование конструкций (акцент на конструктивной части).

Метод структурного анализа, обобщения, вычленения простого в сложном, связан с прогнозированием. Поэтому выделение признаков структуры по их значимости может быть дано в такой последовательности:

1. описание геометрической характеристики всей формы, внешнего контура – силуэта.

2. узнавание и сравнение общего контура и внутренних деталей с уже знакомыми и известными геометрическими фигурами.

3. выявление линий наибольшей кривизны, углов.

4. установление зоны отдыха - центра физического или психологического равновесия.

Макроструктура – система связей крупных форм в костюме(верхняя часть и нижняя). Микроструктура – система более мелких формообразовательных единиц(воротники, рукава, кокетки и другие составные части)

 

ЧЛЕНЕНИЯ ФОРМЫ

Рассматривая одежду, составляющую костюм человека, мы видим, что она не монолитна, а состоит из целого ряда частей. Эта расчлененность формы одежды вызывается следующими обстоятельствами: зависимостью формы одежды от формы тела человека и конструкции; зависимостью формы одежды от технологического процесса ее изготовления и качества материала, из которого она выполняется; зависимостью формы одежды от ее назначения и требований образно-художественной выразительности.

Форма тела человека имеет сложную конфигурацию, и одеть его очень сложно. Кроме того, форма одежды не обязательно выявляет, повторяет фигуру человека. Развертка одежды, облекающей отдельные части тела человека, на плоскости - изготовление выкройки - является одной из задач конструирования. Основы конструкции различной одежды определяются ее ассортиментом, принадлежностью к той или другой группе. Например, в женской одежде различают следующие группы: жакеты, пальто, платья, юбки, брюки, жилеты, блузки, сарафаны и др.

В каждой группе основы конструкции формы отличаются величиной отдельных составных частей и степенью облегания тела человека по различным конструктивным поясам: плечевому, грудному, поясному, по линии талии и др. Основы конструкции какой-либо группы одежды состоят из наименьшего количества составных частей.

Так, для женского пальто основа конструкции состоит из спинки, полочек, рукавов, воротника. В зависимости от вида рукавов различают изделия с втачными рукавами (одношовными, двухшовными, трехшовными), с рукавами реглан и полуреглан (тоже с различным количеством швов) и с цельнокроеными рукавами.

Женское платье может состоять из лифа, юбки, рукавов. Лиф - верхняя часть платья - состоит из спинки и переда, юбка - из передней и задней частей (полотнищ). В зависимости от вида рукавов различают платья с втачными рукавами, с рукавами реглан, с цельнокроеными рукавами. Юбка может быть одношовной и многошовной, т. е. состоящей из нескольких частей.

То же можно сказать и о других видах одежды.

Членение одежды на составные части зависит также от ширины материалов, из которых она выполняется. Материалы имеют самую различную ширину: от 45 до 155 см и больше. Если материал узкий, изготовление изделий некоторых форм затруднено, а порой даже и вообще невозможно. При изготовлении изделий из узких материалов приходится делать дополнительные членения одежды, тем самым усложняя ее общую форму. Ограниченная площадь натуральных кож заставляет делать большие детали - спинку или полочки пальто - из двух-трех частей, расчленяя их по линии груди, талии или бедер.

В других случаях изделия определенной формы (например, пальто приталенной формы) приходится расчленять из-за трудности технологической обработки данного материала.

Все эти членения обусловлены требованиями конструктивного и технологического характера.

Есть и другие виды членения формы одежды, вызываемые требованиями назначения одежды, ее художественной выразительности. Одежда, отвечающая лишь утилитарно-практическим потребностям, никого удовлетворить не может. От одежды требуется, чтобы она еще была красива, украшала человека, обновляла его внешний облик, делала его привлекательным и т. д. Одежда может подчеркивать достоинства фигуры человека или скрывать ее недостатки, выявлять естественные пропорции тела человека или видоизменять их. Такого рода членения определяют положение линий груди, талии, бедер, коленей, голеней, предплечья, локтей и др.

Длина одежды может зависеть как от ее назначения, так и от художественных задач, которые она должна выполнить. Например, различна длина вечернего платья, повседневного дневного платья и платья для фигурного катания на коньках. Длина жакета или пиджака в женском или мужском костюме может быть самой различной в зависимости от членения костюма в целом.

Положение деталей костюма: карманов, застежки, хлястика, пояса и других также зависит от конструктивного и художественного членений одежды.

Какие же средства членения формы одежды в костюме существуют? Это в первую очередь конструктивные линии, т. е. все соединительные швы, низ переда и спинки, низ рукава, контур воротника, линия втачивания рукава в пройму и др. Это затем различного рода декоративные линии, декоративные швы, строчки, детали линейного характера, отделка линейного характера, вышивка, пуговицы, пряжки.

Членение может быть двух видов: полное, или сплошное, и неполное, иллюзорное или прерывистое.

В первом случае форма действительно разделена на части, во втором членение является иллюзией разделения.

Членение формы одежды может быть горизонтальным, вертикальным и диагональным. Членение по горизонтали дает ясное представление об основных частях фигуры человека, подчеркивает степень значимости той или иной формы, создает зрительное движение - динамику формы. Членение по вертикали позволяет установить равновесие, добиться устойчивости формы. Членение по диагонали разрушает равновесие формы, нарушает ее статичность или подчеркивает асимметричность одежды, придает ей живость, подвижность.

В моделировании одежды необходимо учитывать законы зрительных иллюзий. Зрительные иллюзии, как правило, используются, чтобы приблизить реальную фигуру к идеальной: сделать рост выше, фигуру стройнее, плечи уже \ шире, грудь больше или меньше, талию тоньше и т.д.

Иллюзию, или зрительный обман, использовали в одежде очень давно. В истории костюма можно проследить, как «сужали» талию с помощью очень широких юбок, делали ноги длиннее с помощью завышенной талии, создава­ли иллюзию маленькой головки большим воротником «фреза», увеличивали рост с помощью вертикальных декоративных отделок в костюме и т. п.

В современной одежде сохранились подкладные плечи, прокладки в облас­ти груди в пиджаках и специальное белье в вечерних туалетах, позволяющее добиваться идеальной фигуры. Но эти приемы значительно упростились, по­тому что изменились эталоны красоты.

Первый путь создания иллюзий в одежде — изменение зрительного образа с помощью приемов создания зрительных иллюзий: подчеркиваются вертика­ли любыми средствами моделирования для придания фигуре стройности, ис­пользуются клетчатые и полосатые ткани, особое внимание отводится моде­лированию воротников и выреза горловины и т.д. Второй путь использования зрительных иллюзий — создание модельной одежды в стиле оп-арт, который требует геометрически точных сопряжений линий, полосок, клеток, а также превращения плоскости ткани в иллюзорное объемное пространство. Таким образом, использовать зрительные иллюзии в одежде можно не только для того чтобы сделать фигуру более или менее идеальной, но и для достижения эстетически значительного восприятия образа модели. Рассмотрим зрительные иллюзии, которые важны для

моделирования одежды.

Иллюзия переоценки вертикали. Вертикальное кажется больше равновеликому горизонтального. Иногда эта иллюзия очень значительна и может приближаться к разнице в 1/3.Расстояния, находящиеся в верхней части поля нашего зрения, кажутся больше, чем расстояния, находящиеся в нижней его части. Эта я характерна для определения пропорций верхней и нижней частей.

Иллюзия заполненного промежутка. Иногда заполненное декором или деталями костюма пространство кажется больше, чем равное ему незаполненное. Причем иллюзия возникает при частом заполнении промежутка. При редком  заполнении промежутка или фигуры, например одной полосой, возникает прямо противоположная иллюзия. Нужно избегать нагромождения деталей, той части фигуры, видимые размеры которой опасно увеличивать.

Иллюзия переоценки острого угла. Расстояние между сторонами острого угла кажется большим, чем есть на самом деле, а вершина острого угла сужает пространство. Кроме того, важно само расположение острого угла (в виде края или отделки на одежде), от которого зависит иллюзия сужения и расширения к фигуре.

Иллюзия контраста. К онтраст форм, размеров и пластического рисунка. Маленькая форма рядом с большой кажется еще меньше, большая

в окружении маленьких кажется еще больше. Например, в большом головном уборе голова будет казаться меньше, чем в маленьком; если вырез воротника широк, то тонкая шея будет казаться еще тоньше и т.д.

  Иллюзия «крученого шнура». Эффект заключается в том, что шнур, скрученный из двух разных цветов (например, черной и белой) и помещенный на полосатую или клетчатую ткань, дает интересный оптический эффект изменения плоскости ткани: прямые ли­нии приобретают вид изогнутых, сдвинутых, сломанных, спиральных.

Иллюзия «подравнивания». Этот вид иллю­зии заключается в том, что линия, на концах которой помещены обращенные внутрь углы, кажется короче, чем равная ей линия, у которой стороны на концах обращены наружу.Например, при широких плечах эффект подравнивания в линиях кокетки особенно заметен.

Иллюзия ассимиляции (уподобления, слияния). Иллюзия заключается в том, что «подобное уничтожается подобным», когда линии, размеры, формы по­вторяются. Например, квадратный вырез горловины повторяет квадратный под­бородок, узкое лицо делается уже при узком вырезе горловины.

Иллюзия полосатой ткани. Выбор расположения полос (вертикальное или горизонтальное) на полосатой ткани для придания стройности полной фигуре зависит от ширины и частоты полос, их ритмичности. При сложном положении полос (например, под углом) нужно учитывать, что если углы, встречными полосами, направлены острием вверх, то это сокращает ширину бедер полной фигуры.

Иллюзия сокращения объема при делении фигуры по вертикали контрастны­ми по цвету тканями, т. е. используется прием асимметрии.

Иллюзия расчленения формы. Форма одежды читается нечетко, если за­полнена активным, достаточно крупным рисунком или декором. Расчленения формы часто используется при моделировании на полную фигуру. При этом применяются ткани с очень крупным раппортом декора или монораппортные композиции, которые скрывают очертания фигуры.

Иногда предлагаются модели с иллюзией пространственного членения формы с введением трехмерного пространства.

Иллюзия психологического отвлечения. Чтобы скрыть определенный недостаток фигуры, внимание направляют на другое место в одежде или подчеркивают достоинства внешности человека.

При моделировании на полную фигуру можно использовать один из 2 методов:

«французский» — подчеркивание достоинств фигуры человека;

«русский» — скрывание недостатков фигуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: