Исследовательское направление

Дидактика

Теория обучения в российской педагогической науке развивалась преимущественно в русле обучения конкретным предметам, то есть частным методикам. В российской дореволюционной школе основной формой организации обучения являлся урок. Достаточно выскоким был уровень обучения, но само обучение базировалось на запоминании, натаскивании. Тем не менее в рамках частных методик прежде всего методики обучения естественным наукам разрабатывались идеи деятельностного подхода к обучению, исследовательского подхода и проектного обучения. Идейную основу этих разработок составляли идеи педагогов-реформаторов, представителей таких направлений как экспериментальная педагогика, прагматизм, движение за трудовую школу. Особенно представительным в реформаторской педагогике являлось движение за трудовую школу, в рамках которого сформировалось несколько самостоятельных направлений, а именно:

1. мануализм

2. профессионализм

3. политехнизм

4. активизм

5. иллюстративное направление

6. романтизм

7. исследователькое направление

 

Как педагоги-эскперименталисты Эрнст Мейман(?) и Вильгельм Август Лай(?) утверждали, что прежде, чем ребенка грамотно и правильно обучать необходимо экспериментальным путем изучить его возможности в обучении, а для этого необходимо создать необходимые лаборатории, оборудовние, тесты. В последствии экспериментальная педагогика привела к формированию относительно самостоятельной отрасли знания -педологии (науке о ребенке). В дореволюционной России были проведены 3 педологических международных съезда, на которых обсуждались результаты самых разнообразных исследований. В советский период на начальном его этапе педология занимала достаточно хорошие позиции и в общеобразовательных школах были введены должности педологов, которые занимались изучением детей, но некоторое некорректное проведение экспериментальной работы и некритическое заимствование зарубежных тестов привело к тому, что в 1936 году центральным комитетов всеросийской комунистической партии большевиков было издано постановление "О педологических извращениях в системе наркомпроса", в котором педология была объявлена лженаукой, педагоги востановлены в правах, после чего всяческое исследование детей былло прекращено на десятилетия.

Прагматизм.

При разработке теории обучения Дьюи предлагал поставить в центр всей истемы принцип "истинно все, что полезно" и пропагандировал обучение по средствам влючения детей в реализацию различных проектов. В частности, учащиеся реализовывали под руководством Джона Дьюи проект, который называлс "утиная ферма". При этом проектная деятельность была связана с поиском информации в словарях, справочниках и другой литературе и заканчивалась практическими работами по изготовлению макетов, моделей, либо натуральных объектов, если позволяли условия. Такое обучение не отличалось системностью, но беспечивало очень высокий уровень прочности и достоверности знаний.

Движение за трудовую школу

Самое масштабное движение в реформаторской педагогике - движение за трудовую школу, опиралось на одну из главных идей- о том, что в процессе обучения дети должны были заниматься не только умственной деятельностью, но и физическим трудом; но привлечение учащихся к различным видам труда, представители различных направлений видели по-разному. Как, например, представители мануализма предлагали ограничиться введением в учебные планы общеобразовательных школ самостоятеьных уроков ручного труда. Сторонники профессионализма отстаивали идею приобретения конкретной профессии в рамках общеобразовательной школы. Приверженцы политехнизма считали целесообразным изучение основ различных производств в сочетании с приобретением общетрудовых умений и навыков. Сторонники активизма считали, что любой изученный учащимися материал должен быть представлен ими в самостоятельной активной деятельности (макеты, модели, театрализации и пр.).

 

Дидактической основой активизма по утверждению В.А. Лайа являлись так называемые "триады": "восприятие", "переработка", "выражение".

 Т.е. восприятие - этап усвоения материала на основе слуховых, зрительных ощущений или моторных ощущений.

Переработка соответствует современному дидактическому этапу, который называется осмысление, т.е. учащиеся анализируют материал.

Выражение предполагает представление самими учащимися воспринятой и осмысленной информации в активной самостоятельной деятельности самых различных видов: рисунки, модели, макеты, чертежи, эскизы, театрализации, песни, танцы и пр пр. Сторонники активизма утверждали, что неважно, как ребенок выразит полученную информацию, важно, чтобы он проявил собственную активность, чтобы учитель мог оценить насколько точно она интерпретируется учащимися.

Книга-источник по теме: В.А. Лай "Школа действия", Эрнест Мейман "Экспериментальная дидактика".

 

Иллюстративное направление

Иллюстративное направление является своего рода разновидностью активизма, тем не менее оно существовало как относительно самостоятельное. Приверженцы этого направления считали главной задачей отображение воспринятой учащимися информации в форме иллюстраций, т.е рисунков различных видов, чертежей, эскизов, набросков и пр пр. Представитель: Морзаев(?)

Романтизм

Представителями романтизма были немецкий педагоги: Г. Шареман(?), И. Гансберг(?)

Они утверждали, что приходя в класс учитель не должен начинать урока пока учащиеся не проявят интереса к какому-либо объекту, предмету, явлению. При этом интересы учащихся, на которых предлагалось опираться в обучении могли быть спонтанно возникащими, сиюминутными.

 

Исследовательское направление

Представителями являлись прежде всего известные педагоги-методисты: В.Е. Райков, К.П. Половцов, В.Б. Ягодовский(?W). Разрабатывая методики обучения естественным наукам они настаивали на включении учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность. В этих целях они разработали циклы лабораторных работ, в которых учащиеся сами получали информацию, например, о свойствах воды, воздуха, почвы, а так же учились самостоятельно добывать и анализировать информацию на основе работы со словарями, справочниками и пр пр. В рамках этого направления велась экспериментальная работа на пришкольных участках, где проводились опыты по селекции растений и пр пр, а исследователь выполнял лишь функции консультанта, советчика.

Книги по методике преподавания естествознания: Б. Райков Общая методика естествознания

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: