Подходы и стратегии образования

1. Гуманитарно-целостная статегия образования

В современном языке термин "стратегия" чаще всего связываютс планированием руководства. В теории и практике образования выделяются, по крайней мере, 3 основные стратегии:

1) традиционная (классическая)

2) гуманистическая(неклассическая)

3) гуманитарная(постклассическая)

 

2. Традиционная стратегия в образовании

Традиционно педагогическая деятельность расматривается в стратегии обладания(общество-личностью, личности-социально-культурными ценностями, человека-человеком).

Общество и отдельный человек могут регулироваться принципами научно-технической рациональности.

Традиционная стратегия характеризуется тем, что цели образования ставятся исходя из интересов общества и(или) государства. Формировать заданные качества..., поэтому воспитание в традиционной парадигме подразделяется на направления, н....

Не сомненным достоинством традиционной стратегии в практике образования является ее технологичность( четко поставленные цели и задачи обучения, воспитания и развития, заданны ориентиры деятельности, предложен широкий спектр форм и методов а так же средств, созданы специальные пед. технологии).

ключевые положения, благодаря которым ограничевается свобооды человека:

1) обучаемый/воспитанниквыступает как существо, не способное ить самостоятельно, нуждающееся в руководстве, заботе

2)......(..)

 

Традиционный подход к исследованию явлений и процессов в сфере образования существенно облегчает деятельность исследователя, но в то же время сужает поле исследовательского поиска.

2. гуманистическая стратегия в образовании.

В рамках такой стратегии цели ставятся от человека, который расматривается не как средство, а как цель образования.

Считается, что источник развития находится в самом развивающемся человеке. Человек признается существом самодостаточным. Задача образования не переформировывать, а выявлять способности и задатки человека.

Несомненными достоинствами реализации гуманистической стратегии в практической деятельности являются:

-очеловечевание взаимоотношений педагога и учащихся (уважение к личности ребенка, забота о его правах и интересах и пр пр)

-широкое внедрение активных методов обучения позволяющих учащемуся максимально проявить свои способности

-активное использование психолого-педагогической диагностики

в качестве недостатков можно назвать:

-риск воспитания не индивидуальности, а индивидуализма

-отсутсвие сколько-нибудь социально-определенных ориентиров

-сложность разработки педагогических технологий

Гуманистическая стратегия позволяет исследователю обнаружить и решить более широкий спектр психолого-педагогических проблем, расширить арсенал методов, средств.

В то же время, за пределами исследований остаются проблемы взаимодействия человека с широкой социо-культурной действительностью, становление его ценностно-смысловой сферы, так как ведущие идеи гуманистической стратегии не предназначались для решения этих проблем.

 

В своем крайнем выражении гуманистическая стратегия выражается как педоцентризм - сосредоточенность исключительно на воспитаннике; игнорирование внешних условий обучения и воспитания.

 

***

...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: