1. Гуманитарно-целостная статегия образования
В современном языке термин "стратегия" чаще всего связываютс планированием руководства. В теории и практике образования выделяются, по крайней мере, 3 основные стратегии:
1) традиционная (классическая)
2) гуманистическая(неклассическая)
3) гуманитарная(постклассическая)
2. Традиционная стратегия в образовании
Традиционно педагогическая деятельность расматривается в стратегии обладания(общество-личностью, личности-социально-культурными ценностями, человека-человеком).
Общество и отдельный человек могут регулироваться принципами научно-технической рациональности.
Традиционная стратегия характеризуется тем, что цели образования ставятся исходя из интересов общества и(или) государства. Формировать заданные качества..., поэтому воспитание в традиционной парадигме подразделяется на направления, н....
Не сомненным достоинством традиционной стратегии в практике образования является ее технологичность( четко поставленные цели и задачи обучения, воспитания и развития, заданны ориентиры деятельности, предложен широкий спектр форм и методов а так же средств, созданы специальные пед. технологии).
|
|
ключевые положения, благодаря которым ограничевается свобооды человека:
1) обучаемый/воспитанниквыступает как существо, не способное ить самостоятельно, нуждающееся в руководстве, заботе
2)......(..)
Традиционный подход к исследованию явлений и процессов в сфере образования существенно облегчает деятельность исследователя, но в то же время сужает поле исследовательского поиска.
2. гуманистическая стратегия в образовании.
В рамках такой стратегии цели ставятся от человека, который расматривается не как средство, а как цель образования.
Считается, что источник развития находится в самом развивающемся человеке. Человек признается существом самодостаточным. Задача образования не переформировывать, а выявлять способности и задатки человека.
Несомненными достоинствами реализации гуманистической стратегии в практической деятельности являются:
-очеловечевание взаимоотношений педагога и учащихся (уважение к личности ребенка, забота о его правах и интересах и пр пр)
-широкое внедрение активных методов обучения позволяющих учащемуся максимально проявить свои способности
-активное использование психолого-педагогической диагностики
в качестве недостатков можно назвать:
-риск воспитания не индивидуальности, а индивидуализма
-отсутсвие сколько-нибудь социально-определенных ориентиров
-сложность разработки педагогических технологий
|
|
Гуманистическая стратегия позволяет исследователю обнаружить и решить более широкий спектр психолого-педагогических проблем, расширить арсенал методов, средств.
В то же время, за пределами исследований остаются проблемы взаимодействия человека с широкой социо-культурной действительностью, становление его ценностно-смысловой сферы, так как ведущие идеи гуманистической стратегии не предназначались для решения этих проблем.
В своем крайнем выражении гуманистическая стратегия выражается как педоцентризм - сосредоточенность исключительно на воспитаннике; игнорирование внешних условий обучения и воспитания.
***
...