1. Методы психолого-педагогических исследований.
2. Теоретические методы
3. Эмпирические методы
Литература: Бобанский: Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: М. 1989
Барытко: Диагностическая деятельность педагога М. 2006
Валеев:Методология и методы психолого-педагогических исследований. 2002.
Гильбух(?) Психодиагностика: М. 1989
Ерофеева: Педагогическая дианостика воспитания: 2001.
Максимов: Педагогическая диагностика в школе. М, 2002.
1. Методы психолого-педагогических исследований.
Метод(греч. - путь, исследование, теория, учение) - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи или совокупность приемов и операций практического или теоретического познания действительности.
Под методом понимаются разнообразные инструменты проникновения в суть каких-либо педагогических явлений.
2 стороны, как правило, в описании подразумевают метов: внешняя и внутренняя.
l Внешняя отражает каким способом действует исследователь
l Внутренняя - какими правилами он при этом руководствуется
|
|
Ананьев классифицирует методы по логике применения.
1. Организационные: сравнительный метод, лонг-этюдный(предполагает исследование какого-либо предмета во времени), комплексный метод.
2. Эмпирические способы добывания научных знаний: обсервационный(наблюдение, самонаблюдение), экспериментальные (лабораторные, полевые, психолого-педагогические), психо-диагностические(тесты, анкеты, опросники, интервью и пр пр), праксиметрические(те, которые анализируют процесс и продукт деятельности - оценка выполненных работ, хронометрия, профессиографическое описание), моделирование (кибернитическое, математическое), биографические (изучение документации, разнообразные приемы исследования жизненного пути).
3. Методы обработки результатов эскпериментов и наблюдений: стандартные приемы статистической обработки, качественный анализ
4. Интерпретационные методы: генетический метод,структурный метод. Если первый интерпретирует весь материал, который вы собрали, то второй изучает отдельные компоненты структур.
***
Исследование историко-педагогического характера
В содержании будут подвергаться анализу различные законодательные акты, памятники древней письменности, материалы конференций, доклады и пр пр.
Контент-анализ, метд интерепретация, понимание, ретроспективный анализ и другие методы.
Исследование теоретико-прикладного характера
Исследователь изучает психолого-пеагогические условия для формирования какого-либо качества у своих воспитаников.
В традиционной образовательной парадигме для оценки личностных индивидуальных качеств воспитанника использовались естественно-научные методы - эсперимент, анкетирование, наблюдение.
|
|
В гуманитарной образовательной парадигме очень частоприменяется ситуационный подход, когда диагностирование уровня развития происходит с помощью педагогических ситуаций, причем ситуации могут быть либо спонтанно-возникающие, либо специально-организованные.
Герменевтический подход-
......
Теоретические методы:
интерпретация(лат. истолкование, объяснение):
интерепретируются ответы, выборы ребенка, рисуночные тесты, документы. Метод интерпретации тсановится возможным если можно установить соответствие,например, между эмоциональным состоянием человека и его жестами.
****
Модель-система знаков, воспроизводяща некоторые свойства оригинала, а моделирование как метод - воспроизведение характеристик неокторого объекта на другом объекте. Изучение модели дает возможность понять оригинал.
Идиализация - мыслительный акт, связаный с образованием некоторых абстрактных объектов, которых нет в опыте и действительности.
Идукция/дедукция.
Индукция - метод исследования. позволяющий производить обобщения, устанавливать по частным фактам общий принцип и закон. Главный механизм индукции - абстрагирование.
Дедукция - метод исследования, который позволяет из общих закономерностей выводить частные положения или подводить итог понятия.
****