Роль педагогики и психологии в исследовании образования

1. Значение педагогики в системе научного знания.

2. Психологическое знание в сфере образования.

 

Согласно одной из концепций педагогика понимается как междисциплинарная область знания, объединяющая в себе сведения из различных наук и расматривающая в педагогическом аспекте сложные предметы и явления. 

Согласно второй концепции педагогику расматривают как прикладную науку. Ее задача состоит не в выявлении педагогических закономерностей,а в отборе из других наук сведений, необходимых для решенияконкретной проблемы обучения или воспитания.

Сведения предоставляемые другими науками всегда фрагментарны, разрознены и не могут показать педаггогическую реальность во всей ее полноте. Закономерности сдерживают развитие падегогике.

 

2.

В образовании психологическое знание носит практико-прикладной характер. Выделяются 2 понимания практической психологии:

1) практическая психология как прикладная дисциплина, особенностью которой является ориентация на академическую/исследовательскую психологию естественно-научного типа.

2) практическая психология как особая психологическая практика, где главная ориентация не на исследование психики,а на работу с ней.

Практическая психология ориентирована на работу с клиентом, который доверяет психологу как специалисту.

Практическая психология в качестве особой отрасли активно стала развиваться в 90-е годы прошлого века.

Выделяются следущие уровни актуальных задач:

1) науно-исследовательская задача

2) прикладные задачи

3) практические задачи.

 

 

Соотношение теорий и практики образования

1. Влияние науки на практику

2. Знания как способ связи науки и практики

3. Разрыв между теорией и практикой.

 

Существует 2 полярные точки зрения на соотношение теории и практики.

1) Наука, как таковая, не имеет самостоятельного значения. Ее главная задача дать практические рекомендации.

2) "Чистая" наука в виде теоретических построений не имеющих, непосредственно, выхода на практику.

Исследователи выделяют 2 основных способа влияние психолого-педагогических наук на совершество в мире.

Основные типы знания:

1. Знания о сущем, т.е. о том, что существует в настоящее время в педагогической действительности:

а) эмпирические знания;

б) теоретические знания;

Теоритические выводы часто бывают пародоксальными, звучат непривычно для практики и не сразу принимаются исследователями.

2. Знания о должном, т.е. о нормах осуществления педагогической деятельность.

Связь между тпами знаний легко представить в виде цикла:

1-получение эмпирических данных-2-получение теоритических знаний-3-переход от знаний о сущем к знаниям о должном-4-переход к методической системе-5-проект педагогической деятельности-6-воплощение проекта в деятельности педагога.

Принцип - основное исходное положение какой-либо теории, мировозрения, науки.

С объективной стороны наиболее важны следующие характеристики:

1. Принцип - руководящее требование, предписание.

2. Принцип вытекает из понимания закономерностей и противоречий педагогического процесса

3. Принцип распространяется на определенную ограниченную область явлений или процессов.

Принципы выражают индивидуальное понимание, стиль педагогической деятельности, исследовательскую позицию.

Разрыв между теорией и практикой образования

Он проявляется в 2х формах:

1) Исследователь может предлагать педагогам практикам методические или технологические разработки, т.е. проект педагогической деятельности.

2).... когда сначала формируется теоретическое знание. На его основе осуществляется эмпирическое изучение педагогической действительности. Наобходимы исследования разных уровней - от выявляющей и описывающей закономерности, до предлагающих систему.......

*******

Во все времена в педагогической науке шел спор, какой из педагогическиз факторов является главным, большинство настаивало, что им является наследственный фактор. В 20-30е годы в советской педагогики развенулась жесткая дискусия по поводу социального фактора и биологического.

Джон Локк настаивал, что воспитание является основным фактором, в отличии от Ж. Руссо, который считал, что главной яляется среда.

Микросреда

Под микросредой в педагогике понимают окружение ребенка, подростка, прежде всего его друзей или так называемую референтную группу, к которой он примыкает, при этом ценностные ориентации группы несомненно признаются ребенком, подростком и постепенно интереализиуются им(переход внешнего во внутреннее) и переходят в разряд личностных ценностных ориентаций, убеждений, установок. Эти усвоенные ценности во многом определяют систему отношений к окружающей действительности, мировозренческую позицию и соответственно, реальную деятельность ребенка, подростка.

Проблема ближайшего окружения особенно актуальна в подростковом возрасте, так как подростку уже становится не интересной его семейная микросреда, а возрастные и психические особенности подростков чаще всего связаны с необходимостью самоутверждения, признания или приобретения определенного статуса у сверстников. Кроме того, именно в подростковом возрасте возникает потребность в ранушении определенных норм, потребность испробовать алкоголь, наркотики и т.д. Поэтому подростковый возраст требует дополнительного внимания и педагогического сопровождения.

Воспитание

Воспитание в педагогической науке расматриваетя как один и важнейших факторов становления человека, при этом считается, что правильно организованное воспитание способно приодолеть отрицательное влияние среды и исправить некоторые дефекты наследственности. Условно выделяют следующие виды воспитания:

1. умственное/интеллектуальное

2. духовно-нравственное

3. эстетическое

4. трудовое

5. физическое

6. экологическое

7. экономическое

 и другие виды воспитания.

Центральное место отводится, соответственное, умственному(интеллектуальному) воспитанию.

Духовно-нравственное воспитание определяет мировозренческую позицию и вектор направленности человека. Принято так же считать, что патриотическое и гражданское воспитание является составляющими духовно-нравственного воспитания.

Именно духовно-нравственное состояние конкретного государства/общества предопределяет его стабильность/нестабильность.

В современной педагогике так же развернулась дискуссия по поводу понимая гражданственности и патриотизма. По видимому, под патриотизмом следует понимать привязанность человека к его географической малой родине, менталитету и традициям, укладу жизни, то есть то, что реально окружает человека и определяет его жизнь и быт. В свою очередь под гражданственностью следует понимать принадлежность человека к конкретному государству. Гражданственность предполагает неукоснительное соблюдение человеком законов, нормативных актов и других положений, регулирующих жизнь в государстве. Очевидно, что гражданственность и патриотизм - понятия не тождественные бла бла прнадлежность людей к конкретному государству при крайне негативном отношении к нему.

Существует так же западная трактовка гражданского воспитания, которая предполагает безусловное послушание и фактически отрицает такие категории как патриотизм. Сущесвует такое понятие - "гражданин мира" и предпринимается попытка выравнивания нормативных прав, свобод, законодательных актов в целях глобализации человеческого сообщества.

Мы видим попытки США к глобализации - приведения к общему знаменателю все людей, и жить всем "гражданам мира" по одним и тем же правилам, но с другой стороны сущетвует тенденция самоопределения - сохранения свой традиций, культуры и пр пр. Обе эти тенденции влияют на педагогику.

Что касается эстетического воспитания то здесь речь идет, прежде всего, о развитии чувственного восприятия и развитии понимания чувства прекрасного по отношению к природе, другим людям, человеческим взаимоотношениям, произведениям культуры, искусства, литературы и т.п.

Что касается трудового воспитания, то в настоящее время ему не уделяется должного внимания и ярким примером тому служит изгнание из школы трудового обучения, как самостоятельного учебного предмета. Трудовое оспитание взаимосвязано с духовно-нравственным, эстетическим и физическим воспитанием.

В настоящее время все больше внимания уделяется физическому воспитанию и развитию человека. На уровне государства принимаются соответствующие программы, строятся спортивные сооружения, стадионы, развивается интерес к спорту. Одной из центральных задач физического воспитания является задача сохранения и укрепления здоровья.

 

Деятельность

В современной педагогике все большее внимание уделяется деятельностному подходу, как педагогическому процессу, т.е. включению учащихся не только в интеллектуальную деятельность, но и в другие виды деятельности, сопровождающимися физической активностью человека. Очевидно, что реальное развитие человека и формирование личностных качеств может эффективно осуществляться только при непосредственном включении в самостоятельную деятельность.

 

 

Семинары

Алия Вазиховна

64-21-19

Семинар №2.

Вопрос №3. Объект и предмет исследования.

Объект исследования - определенная совокупность свойств и отношений, которые существуют независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска. В педагогике объектом исследования считается некий процесс, некоторые явления, которые существуют независимо от субъекта познания, на который обращено внимание исследователя (пр: процесс становления новой образовательной системы).

Предмет исследования - своего рода ракурс, точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого - определенный аспект изучаемого объекта.

Аспекты:

l целевой

l содержательный

l операционный (технологический)

l личностно-мотивационный

l организационный

Предметом исследования в психологии и педагогике могут быть отношения в коллективе, формирование единого коллектива взрослых и детей в совместной деятельности, педагогизация социальной среды, связи между факторами, влияющими на образование и развитие детей и полученными результатами.

 

Вопрос №4. Цель, гипотеза и задачи исследования.

Цель - модель конечного результата.

Задача - ситуация, требующая своего преображения для достижения цели.

Формулируя задачу, ученый обозначает логику своего исследования.

Группы задач:

1. историко-диагностическая

2. теоретико-моделирующая

3. практически-образовательная

 

Гипотеза - предположение, при котором, на основе ряда фактов, делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Гипотеза - главная идея решения какой-либо проблемы.

 

Требования:

a. гипотеза должна быть проверяемой.

b. в гипотезе должны отражатся устойчивые связи, присущие изучаемым явлениям, которые могут в необходимых случаях преобретать характер закона или закономерности.

c. гипотеза должна быть либо обоснована предшествующими знаниями, либо хотя бы им не противоречить.

d. нестандартность/неочевидность

 

Вопрос №5. Научная новизна.

Научная новизна - критерий научного исследования, определяющий степень преобразования, дополнения и/или конкретизации науных данных.

Научная новизна:

l знания

l метод

l способ

l свойства

l реализация

 

Уровни научной новизны:

l преобразование известных данных, коренное их изменение

l расширение и дополнение научных данных без изменения их сути

l уточнение, конкретизация исзвестных данных, распространение изветных результатов на новый класс объектов или систем.

 

Новизна науного положения должна быть доказана (теоретически обоснована) и подтверждена практически и экспериментально.

Теоретическая значимость выявляется путем определения важности теоретических выводов и положений автора, обладающих новизной.

Практическая значимость указывает на возможность практического применения предложенных автором новшеств.

-новые методы, способы, методики

-программы, правила, руководства, методические документы

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: