Глава 5. Историко-культурный и контекстуальный анализ

Значение текста нельзя истолковать с определенной долей уверенности без историко-культурного и контекстуального анализа. Вот один из примеров, показывающий важность такого анализа.

В Притчах 22:28 дана заповедь: «Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои». Значит ли этот стих, что:

а. Нельзя вносить изменения в привычный для нас порядок вещей

б. Нельзя воровать

в.Нельзя смещать дорожные указатели, показывающие путешествующим направление движения из города в город

г. Ничто из вышеперечисленного

д. Все вышеперечисленное

Правильный ответ – нельзя воровать. Если вы считаете, что (а) или (в), то это означает, что вы подсознательно задаете себе вопрос: «Что этот текст значит для меня?» Но суть дела заключается в другом вопросе: «Что значил этот текст для автора и его аудитории?» В данном случае давняя межа обозначает границу, разделяющую землю одного человека и землю его соседа. Когда не существовало современной системы технического контроля было относительно легко увеличить площадь своего земельного участка, передвинув ночью эти указатели. Данный запрет имел целью предотвратить такой вид посягательства на чужое имущество (воровство земли).

Приведенный пример показывает, что пока мы не изучим окружающую автора обстановку посредством историко-культурного и контекстуального анализа, у нас будет тенденция толковать текст, используя вопрос «Что это значит для меня?», а не «Что это значило для автора оригинала?» До тех пор, пока с определенной степенью уверенности мы не ответим на последний вопрос, у нас не будет основания утверждать, что наше толкование верно.

Историко-культурный и контекстуальный анализ производится при помощи трех основных вопросов, каждый из которых является более конкретным, чем предыдущий. Вот эти три вопроса:

Какова общая историческая среда, в которой находился автор?

Каков историко-культурный контекст и какова цель данной книги?

Каков непосредственный контекст рассматриваемого отрывка?

 

При определении историко-культурного контекста полезны три группы вспомогательных вопросов.

Первая:

Какова общая историческая ситуация, в которой находится автор и его аудитория?

Какова была политическая, экономическая и общественная обстановка?

Какой был главный источник средств к существованию?

Какие были главные опасности и заботы?

Знание историко-культурного контекста имеет решающее значение при ответе на главные вопросы о тексте, как, например: «Что происходит с автором Книги Плач Иеремии?», «Страдает ли он нервным расстройством, или у него нормальная скорбная реакция на происходящее вокруг?» или «Каково влияние Книги Песнь Песней на христианские понятия в вопросах интимной жизни?»

Вторая:

Знание каких обычаев прояснит значение данных действий?

Идет ли здесь речь о традиции и обычае, или же это непосредственное указание Бога?

Данный обычай был обусловлен культурной средой или же являлся отражением одной из заповедей или повелений Бога?

       В Марк. 7, например, Иисус справедливо укоряет фарисеев за их предание о корване. Обычай корвана позволяет человеку заявить, что все свои деньги он завещает храмовой казне, и так как отныне его деньги принадлежат Богу, он более не несет ответственности за содержание своих престарелых родителей. Иисус говорил, что люди, используя фарисейскую традицию, пренебрегают Божьей заповедью (пятая заповедь). Не зная обычая корвана, мы не смогли бы понять этот отрывок.

Можно легко привести другие примеры того, как понимание обычаев позволяет лучше увидеть значение текста. Притча о десяти девах (Мтф. 25:1-13) имела целью предупредить слушателей о важности тщательно, а не беспечно, готовиться к пришествию Господа. Беспечность пяти неразумных дев еще более очевидна, если мы знаем, что ожидание жениха обычно длилось несколько часов и что светильники, использовавшиеся для этого, были очень маленькие (одновременно можно было на ладони руки положить несколько таких светильников). Безрассудство дев, пришедших ожидать жениха с таким маленьким светильником и без запасов масла, еще более ярко подчеркивает мысль Христа.

Также, когда Христос послал двоих Своих учеников, чтобы они нашли комнату для совершения Пасхи в ночь перед Его распятием, Он послал их, дав безошибочный признак, что часто ускользает из нашего внимания. Ненависть фарисеев была такой огромной, что необходима была строжайшая конспирация, чтобы беспрепятственно совершить Пасху с учениками. Христос повелел (Марк. 14:12-14) встретить человека, несущего кувшин воды на голове и следовать за ним до самого места, где должна быть совершена Пасха. В древней Палестине носили воду только женщины; обычно ни один мужчина не решился бы нести кувшин с водой. Такой признак не давал им возможности ошибиться в том, за кем идти. Это могло быть тайным знаком и дополнительным штрихом к описанию невероятного напряжения и опасности последних дней перед Его распятием.

И снова, знание культурных деталей подчеркивает нам значение действий, которое бы в противном случае ускользнуло от нашего внимания.

Третья:

Каков был уровень духовности аудитории?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: