Глава 9. Индуктивный метод изучения Библии

 

Мы живем во времена быстрой связи и мгновенного получения результатов. В этом немало преимуществ, но, в целом, эта атмосфера, в которой мы привыкли ожидать мгновенного получения или доступа к информации одним нажатием кнопки, не способствует развитию таких привычек, которые требуют терпеливого обучения и спокойного размышления.

Отцом индуктивного метод изучения считают Аристотеля. Данный метод заключается в исследовании частных событий и на основании их переход к общему выводу о всей природе подобных вещей. То есть это переход от частного к общему. Простой пример индуктивного исследования:

1. Мы рассматриваем ворону

2. Она черного цвета

3. Значит все вороны – черные

 

Индуктивный метод изучения Библии состоит из трех частей:

1. Обзорное изучение,

2. Аналитическое изучение,

3. Синтез.

 

В принципе, данный метод объединяет в себе все, приведенные выше, виды анализов при изучении Библии. Поэтому в данной главе при рассмотрении уже изученных ранее методов анализа мы постараемся уделить больше внимания практической стороне или же тем деталям анализа, которые не были упомянуты выше.    

Первое в этой цепи – обзорное изучение книги в целом, которое дает нам вид «с высоты птичьего полета», что позволяет видеть очертания всего леса. Таким образом, мы видим, как отдельные части объединяются в одно целое.

Второе – аналитическое изучение частей, более углубленное изучение определенных отрывков из Писания, отдельных предложений, даже слов. Тщательное, углубленное, детальное изучение необходимо для понимания всех деталей в целом. Цель написания отрывка достигается тогда, когда отдельные части Писания согласовываются и составляют общую картину.

Третье – объединение частей путем синтеза. Обзор дает общее представление о контексте. Аналитическое изучение дает объяснение отдельным частям, из которых слагается общий смысл. Синтез описывает все в свете сочетания частей. Синтез (обобщение) должен установить главную идею книги в целом и в отдельности каждой ее части. При обобщении не должен теряться основной смысл обзора и учитываться аналитическая фаза. Хороший синтез становится в последствии основой для последующего обзора и анализа частей книги.

Давайте поговорим более детально о каждом шаге при индуктивном изучении Библии.

Обзор

Мы уже говорили, что изучение исторического контекста книги Библии помогает нам понять книгу лучше и дает нам предысторию происходящих в ней событий. Это дает нам возможность составить первоначальное мнение уже на ранней стадии изучения, а также предположить, что мы получим в конце. В некотором смысле определение исторического контекста очень похоже на процесс решения: купить или не купить вещь, или стоит ли прочесть новую книгу.

Оценивая новую книгу, вы сначала смотрите на ее обложку. Если само название не дает вам ответа в котором вы нуждаетесь, то смотрите на информацию об авторе книги. Если автор вам знаком, то вы можете предположить, о чем эта книга: это может быть хорошо или плохо, в зависимости от того, как вы относитесь к творчеству этого автора. Затем нужно прочитать предисловие, что даст вам общее представление об этой книге. Именно, так автор или издатель пытается заинтересовать человека и заставить его прочитать издание. Предисловия, введения должны содержать в себе особую информацию о причинах написания книги, о ее достоинствах и сильных сторонах. Последнее что нужно сделать перед тем, как «окунуться» в эту книгу – прочитать содержание. Названия глав, разделов (если таковые имеются) показывают на то, как автору удалось развить последовательность событий в книге. Таким образом, при чтении этой книги всегда можно узнать, где вы находитесь, связывая это с тем, что вы уже прочитали и что еще предстоит прочитать.  

Жанр книги определяет, какую информацию вам нужно найти. К примеру, биографическая книга или история повествует нам о выдающихся личностях, об их взаимоотношениях и делает акцент на главных событиях их жизни. В научной книге существует обычно какая-то определенная тема и что-то, в чем автор пытается убедить читателей. Прочитав каждую из них, читатель увидит главную идею, но способ раскрытия главной идеи историка и ученого будут отличаться.

           

Каким образом это относится к изучению Библии? Эти первые шаги помогут нам понять контекст книги, дадут представление о цели ее написания и о том, как автор собирается достичь ее. Во время изучения книги вы должны прочитать ее один или два раза, и это даст вам представление о ее содержании. Какие основные идеи и основные темы повторяет автор и какие ключевые слова он использует? Как начинается книга? Новозаветные Послания чаще всего начинаются с приветствий и молитв, из которых нам примерно ясно, о чем будет это послание; они являются, своего рода, предисловиями. Определение некоторых отличительных черт книги, поможет нам в процессе поиска ее главной идеи.

Определение контекста книги включает в себя определение автора, аудитории, время написания, место нахождение автора и аудитории во время написания книги. Такую информацию называют введением в книгу. Мы знаем, по крайней мере, что-то о большинстве библейских писателей, и это помогает нам понять то, о чем они пишут. Также, если мы знаем, кому адресована книга, будь то церковь или народ, получающий пророчества от пророков служит подспорьем в понимании содержания читаемого.

Стиль написания – еще один важный фактор в обзорном изучении.

Другим важным шагом в процессе обзора является определение смысловых отрывков книги, т.е. разделение на абзацы. Разделение на абзацы дает нам краткое содержание, а так же способствуют пониманию того, что мы читаем и изучаем, что уже прочитали и что прочитаем. Такое разделение на абзацы показывает контекст определенного отрывка, который помогает нам понять какое место занимает эта часть во всей книге, и что автор старается достичь в этом абзаце.

Почему необходимо деление на абзацы. Приведу несколько причин:

Первое, процесс разбиения на абзацы заставляет читателя сосредоточиться на послании. Определить новый абзац можно только, если вы заметите изменение в изложении главной идеи. Естественно, невозможно заметить изменение главной идеи не зная предмет обсуждения. Усилие по определению абзаца фокусирует внимание читателя на основном значении излагаемого послания.

Второе, определение отдельных абзацев помогает читателю увидеть логику довода, приводимого автором. Книга обычно дает развитие мысли, включая введение в обсуждаемую тему, доводы, подтверждающие главную идею автора, объяснения основных идей, и возможно основополагающие выводы. Развитие дискуссии от абзаца к абзацу покажет, как отдельные части книги соединяются в единое целое.

Третье, отдельные абзацы раскрывают определенные темы в более крупных дискуссиях. Мы хотим понять главную идею книги, а также ее составляющие. Например, в Первом послании к Тимофею, когда Павел дает наставления Тимофею по руководству поместной церковью, необходимо правильно понимать значение наставлений Павла касающихся женщины во второй главе, или богатства в шестой главе. Эти части являются особенными темами в глобальном контексте всего письма. Определение абзацев поможет в понимании всего текста через изучение небольших смысловых отрывков.

Четвертое, очень практическое преимущество деления на абзацы состоит в том, что небольшие части лучше поддаются углубленному изучению. Завершение изучения одного абзаца способствует хорошему пониманию всей книги. Глубина изучения абзаца может зависеть от его важности, наличия времени и заинтересованности читателя.

Хочу отметить, что определение абзаца не является точной наукой. Разные переводы (например, сравните нумерацию псалмов и стихов в английском и русском переводах Библии) разделяют книги Библии по-разному и по величине абзацев и по их смысловому содержанию. Это приводит к тому что, восприятие идеи книги будет варьироваться. С другой стороны, существуют несколько типичных способов выражения авторами самих себя, изложения их мыслей, и перехода от одной мысли к другой. Благодаря этим факторам существует определенная степень сходства деления книги на части в различных переводах.

Как можно самому разделить книгу на абзацы, не используя разбиения сделанного авторами перевода Библии? Одним из самых важных способов является выявление слов, которые показывают связь и перемещение мыслей.

Еще один способ определения абзаца заключается в анализе литературных конструкций, используемых автором. Несмотря на то, что древние писания не подразделялись на части, как делаем это мы (использование свитка и дороговизна бумаги не позволяли оставлять место между частями), авторы использовали общепринятые конструкции в своих работах для эффективного выражения идей и облегчения понимания их читателем. Начав чтение Евангелия от Луки, современник автора понял бы, что ему представлен отчет об исторических событиях. Письма в те дни имели общую последовательность, точно так же как у нас сегодня. Они включали в себя приветствия, молитвенную просьбу и благодарение, основную и заключительную части. Все эти элементы присутствуют в большинстве Новозаветных Посланий, и способствуют в понимании главных идей и важности различных абзацев.

Следующим шагом после разделения книги на абзацы будет озаглавливание их. Заголовок должен состоять из одного слова или краткой фразы, которая определяет главную идею абзаца. Он должен быть достаточно четким и, в то же время, запоминающимся, для отделения его от расположенных рядом с ним абзацев.

Далее мы определяем ключевые темы. Выявление ключевых тем, затрагиваемых в изучаемой книге – особенно полезный аспект обзора. Обозначенные темы действуют также, как и заглавия в библиотечных каталогах. Знание ключевых тем библейского текста обеспечит направление поиска Божьего взгляда на вопрос или ситуацию, поднятую в книге. 

Обычно писатели подчеркивают какую-либо мысль двумя главными способами. Первый и более очевидный способ выявить ключевые темы книги – это обратить внимание на вопросы, особо затронутые автором. Введения могут давать идеи о теме книги, в особенности в посланиях. Главные идеи, которые связывают абзацы будут также ключевыми темами. В посланиях переход к новой теме обычно явно выражен, особенно когда они написаны как ответ на проблемы в церквях. В Первом Послании к Коринфянам Павел выдвигает несколько тем, говоря о разделении в церкви (1:10), о моральной распущенности (4:14, 5:1, 6:1,12), и отвечая на вопросы которые были заданы (7:1, 8:1, 11:2-3, 12:1, 16:1). В других местах он часто обозначает тему с помощью вопросов, которые он сам задает. Послание Римлянам является хорошим примером этого: ведя гипотетический диалог, Павел задает вопросы и сам отвечает на них, обсуждая, таким образом, Божий план искупления (Рим. 2:3, 2:21, 3:5, 4:1, 6:1).

Ключевые слова и фразы в книге также помогают определить ключевые темы. Это слова и фразы часто используемые автором, или те слова, в которые заложен особый смысл или значение в книге в целом. «Страдание», «выносливость» и «надежда» часто используются в Первом Послании Петра (наряду с другими словами близкими по смыслу). Также, Петр ссылается на Иисуса, как на образец этих характеристик, что усиливает значимость этих тем. В Послании к Галатам Павел часто показывает контраст между «законом» и «духом», помогая им увидеть значимость благой вести, проповедуемой им.

Определение этих ключевых терминов и тем поможет нам направить наше изучение книги, заставляя нас задумываться о том, как мысль автора развивается от отрывка к отрывку. Павел завершает свое обсуждение вопроса разделения в церкви, говоря о том, что верующие превозносятся один над другим (4:6). Это помогает нам понять, что Павел связывает эти разделения с проблемами морали. Это дает более широкий контекст для обсуждения мудрости и безумия (1:18-2:5), духовной зрелости (2:6-3:4), и роста церкви (3:5-18). Знание ключевых тем, в свою очередь, улучшает наше понимание более мелких, отдельных отрывков изучаемой книги. 

Заключительный шаг в обзоре книги – решить, какова основная цель ее написания. Постарайтесь дать ответ на следующие вопросы: «Как бы Вы вкратце сформулировали причину написания книги?», «Какое послание содержит в себе эта книга?» Конечно, во многом наши ответы будут построены на предположении, потому что мы говорим о ходе мысли другого человека. Мы также должны помнить, что цель написания книги автором не обязательно совпадает с причиной сохранения этой книги для нас Богом. Оба вопроса существенны, но наш обзор даст информацию только о цели автора.

Как мы можем определить цель написания книги? Ищите центральную идею книги, а так же то, как автор развивает ее. Спросите себя о том, на чем акцентирует книга? Какие события повторяются? Ответы на эти вопросы покажут и связи между идеями абзацев и темами, представленными повторяющимися словами или выразительными идеями. Они укажут на цель написания книги. Когда вы увидите ее, постарайтесь выразить ее как можно короче, если возможно в одном предложении. Держите ее в уме и постарайтесь проследить ее развитие во всей книге.

Помните, что когда вы станете глубже изучать книгу, вы можете изменить ваше мнение о центральной теме или цели автора. Не бойтесь изменять ваше мнение, если вы видите необходимость. Определение центральной темы на этом этапе важно для того, чтобы сделать обзор всей книги и увидеть внутреннее единство книги. Это будет подспорьем в дальнейшем изучении отдельных частей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: