Структура системы
Высокая изменчивость экономической среды обусловливает соответствующие ей изменения во внешнем облике и внутреннем содержании непосредственных участников экономической жизни: организаций, предприятий, компаний, корпораций и других хозяйствующих субъектов. Для того чтобы выживать и быть эффективными, необходимо постоянно адаптироваться к новым условиям, а еще лучше влиять на них и определять направления будущих изменений. Возникает вопрос: как в условиях высокой динамики внешней среды сохранить целостность экономического субъекта и обеспечить его эффективное и результативное функционирование в обозримой перспективе?
Известно, что за целостность любой экономической системы в первую очередь отвечает ее структура. Она увязывает элементы и составные части системы в единое целое, используя для этого целый спектр властных, профессиональных, социальных и духовных зависимостей. В индустриальную эпоху именно структура как жесткая внутренняя конструкция определяла устойчивость экономической системы в бурной рыночной стихии.
На современном этапе высокая жесткость и чрезмерная неподатливость изменениям организационной структуры может сослужить плохую службу хозяйствующему субъекту. Неспособность адаптироваться к изменяющимся внешним условиям может положить начало к ухудшению его рыночного позиционирования, сокращению производства, постепенному закату и прекращению существования. Таким образом, в современных условиях организационная структура должна обладать гибкостью, уметь быстро перестраиваться и обеспечивать целостность и эффективность хозяйствующего субъекта в условиях динамично меняющейся внешней среды.
Структура любой системы определяется числом и разнообразием связей между ее элементами. Чем их больше и чем разнообразнее они взаимодействуют между собой, тем сложнее и устойчивее система. Следовательно, для успешного функционирования системы в ближайшей и отдаленной перспективе она должна иметь развитую организационную структуру. Это требование в одинаковой мере относится к ее управляемой и управляющей подсистемам.
Структуру управляемой подсистемы любой экономической системы в первую очередь определяют ее назначение (миссия) и технология выполнения основных производственных функций. Структура управляющей подсистемы в меньшей степени зависит от технологии производства и большей частью определяется непосредственным содержанием функций управления. А поскольку содержание функций управления мало меняется от объекта к объекту, то с определенной долей осторожности можно говорить об универсальности структуры организационного управления экономическими системами вообще. Широкое распространение управленческого консалтинга и безболезненная «миграция» управленцев из компании в компанию являются достаточно убедительными аргументами истинности такого утверждения.
Чтобы грамотно синтезировать организационную структуру управления, необходимо расписать процесс выполнения перечня функций (функционала) экономической системы по ее сотрудникам, т.е. трансформировать функционал в обязанности отдельных менеджеров. Поскольку функционал системы наилучшим образом прописан в стратегическом плане, то в основу разделения обязанностей между менеджерами следует поставить стратегию развития организации. Таким образом, стратегия организации первична, а ее структура вторична. Но это, казалось бы, очевидное правило выполнимо только для вновь проектируемых экономических систем. В подавляющем большинстве случаев, все наоборот: структура экономической системы определяет ее стратегию. И чем дольше существует система, тем строже воспроизводится эта закономерность.
Дело в том, что процесс изменения управленческой структуры чрезвычайно сложный, болезненный и рискованный для тех, кто его затеял, поскольку неизбежно затрагивает интересы властей предержащих. При этом те, кому выгодно сохранить прежний уклад, станут врагами перемен, а те, кто может от них выиграть, — в лучшем случае станут их вялыми сторонниками.
Стратегию в отличие от структуры изменить несложно. Оценив сложившуюся обстановку, менеджеры экономической системы принимают стратегическое решение. Это решение может быть директивным или коллегиальным в зависимости от принятого порядка выработки решений. Но если этим решением не предполагается изменение структуры власти, оно никогда не будет выполнено. Существующая структура является столь мощной и непреодолимой силой, что сводит на нет все стратегические решения. Форма (структура) диктует содержание (функцию). И если не подвергать эту форму периодическому анализу и пересмотру, она омертвеет.
Чтобы избежать подобной ситуации, чрезвычайно важно продумать все составляющие механизма выработки и реализации управленческих решений в самом начале синтеза/реструктурирования системы управления и должным образом включить их в базовую модель организационной структуры. Это означает, что любая реструктуризация управления начинается с анализа текущих и предстоящих функций системы и синтеза на этой основе новой организационной структуры, которая в наибольшей степени будет соответствовать миссии экономической системы и задачам ее стратегического развития. В дальнейшем остается наметить наименее болезненный путь перевода структуры из одного состояния в другое и составить детальный план движения по этому пути.
Координация в управлении экономическими системами
В основе любой организованной человеческой деятельности лежат два фундаментальных, но противоположных требования: 1) разделение труда на отдельные задачи; 2) координация работ по выполнению этих задач в единый организованный процесс. Для надлежащего удовлетворения отмеченных требований проектируется соответствующая организационная структура, представляющая собой совокупность специализированных подразделений (под выполнение каждой задачи) и широкий спектр взаимосвязей между ними. Взаимосвязи представляют собой не что иное, как координационные механизмы, которые должны обеспечить выполнение второго фундаментального требования. Одни из них формируются специально на стадии проектирования организационной структуры, другие складываются стихийно в процессе функционирования экономической системы.
Классическая теория организационного дизайна различает пять разновидностей координационных механизмов:
• взаимное согласование;
• прямой контроль;
• стандартизацию рабочих процессов;
• стандартизацию выпуска;
• стандартизацию квалификации.
Взаимное согласование обеспечивает координацию действий посредством неформальных коммуникаций. Контроль над процессом труда и координацию действий осуществляют сами работники в процессе непосредственного выполнения работы. Взаимное согласование используется в небольших организациях и на начальных этапах реализации любого нового проекта.
Прямой контроль включает определение заданий линейным исполнителям, наблюдение за их действиями и ответственность за конечный результат. Потребность в этой разновидности координационного механизма появляется по мере роста экономической системы. Ее суть сводится к тому, что один менеджер отвечает за работу нескольких линейных исполнителей. Использование такой разновидности координационного механизма характерно для организаций механистического типа.
Стандартизация рабочих процессов включает точную спецификацию или программирование содержания труда. Она достигается на стадии разработки технологического процесса еще до начала самого процесса труда. Например, рабочим сборочного конвейера автомобилестроительного завода не нужно беспокоиться о согласовании действий, поскольку об этом уже давно позаботился технолог. Он четко расписал кто, что и в каком порядке должен делать.
Стандартизация выпуска — это изначальная спецификация конечных результатов труда. Причем это могут быть как параметры изделий, так и объемы производства. Например, комплектующие на одно изделие могут изготавливаться на разных предприятиях и должны удовлетворять ранее согласованным стандартам и допускам. В то же время для каждого производственного подразделения некоторой корпорации задаются планы выпуска, прибыли и роста, выполнение которых они должны обеспечить любыми доступными средствами в строго установленные сроки.
Стандартизация квалификации — это наличие определенной суммы навыков и знаний у работников. Обычно эти знания приобретают еще до начала трудовой деятельности в профильных учебных заведениях по принятым программам подготовки специалистов. Стандартизация квалификации косвенно способствует достижению стандартизации рабочих процессов или результатов труда. Именно она контролирует и координирует целенаправленную совместную деятельность анестезиолога и хирурга, декана и заведующего кафедрой, механика и водителя.
Выбор и комбинирование механизмов координации — вечная тема менеджмента. Люди, работающие в небольших группах, как правило, быстро приспосабливаются друг к другу и координируют совместную деятельность взаимными согласованиями. Однако с увеличением группы возникает необходимость в лидере, который руководит работой всех остальных членов группы, используя механизм прямого контроля. При дальнейшем росте организации и усложнении труда появляется устойчивая тенденция к стандартизации.
Решая простые и однообразные задачи, экономической системе достаточно стандартизировать сам труд. Выполнение более сложных задач заставляет обратиться к стандартизации выпуска, т.е. спецификации результатов труда, оставляя за работником определение способа достижения этого стандарта. Когда труд настолько сложен, что стандартизировать его конечные результаты становится невозможно, прибегают к стандартизации квалификации работников. А в самых сложных случаях опытные руководители добиваются выполнения задания с помощью неформальных коммуникаций, т.е. возвращаются к механизму взаимного согласования.
В зависимости от конкретных условий экономическая система делает выбор в пользу определенного механизма координации. Однако это не означает, что она должна полагаться на один-единственный координационный механизм. На практике, как правило, комбинируется несколько механизмов. Независимо от степени стандартизации всегда необходима некая доля прямого контроля и взаимного согласования. Тем не менее вопросы сочетания и пропорций использования тех или иных координационных механизмов до настоящего момента являются больше творческими, чем инженерными. Представителям экономической науки еще предстоит найти алгоритмы их решения.