Элементы структуры должны быть подобраны таким образом, чтобы обеспечить внутреннюю слаженность организационных механизмов.
Классическая теория организационного дизайна утверждает, что организационная структура включает пять основных блоков: операционное ядро, стратегический апекс, административный персонал, технократический персонал и вспомогательный персонал (рис. 5.1.1). Коротко остановимся на функциональном назначении каждого блока организационной структуры экономической системы.
Рис. 5.1.1. Модель состава структуры экономической системы
Операционное ядро составляют операторы (линейные исполнители), выполняющие основную работу по производству. Другими словами, операторы обеспечивают выполнение функций, непосредственно связанных с основной деятельностью экономической системы — производством продукции или оказанием услуг.
В число этих функций входят:
• обеспечение исходной базы производства (приобретение и доставка сырья и комплектующих материалов);
|
|
• производство готовой продукции (услуг);
• распределение (продажа) готовой продукции;
• обеспечение нормальных исходных условий для успешной работы системы (техническое обслуживание оборудования, управление запасами, конструкторская подготовка производства и т.п.).
С точки зрения организационной структуры и рабочие на автомобилестроительном заводе, и преподаватели в университете, и врачи в больнице, и актеры в театре, и официанты в ресторане являются типовыми операторами в своих системах.
Стратегический апекс следует ассоциировать с человеком или группой, обеспечивающими стратегическое управление экономической системой. Сюда входят высшее руководство, их секретари, ассистенты и помощники. Стратегический апекс обязан обеспечить эффективное выполнение системой своей миссии и обслуживание потребностей тех, кто ее контролирует или наделен властью над ней. Стратегический апекс выполняет три круга обязанностей.
1. Прямой контроль, включающий:
• распределение ресурсов;
• санкционирование принципиальных решений;
• разрешение конфликтов;
• структурирование организации;
• подбор кадров;
• мониторинг работы сотрудников;
• мотивация сотрудников (поощрения и наказания);
• прямые распоряжения.
2. Управление пограничными условиями, предусматривающее:
• информирование влиятельных субъектов внешней среды о деятельности системы;
• контакты с высокопоставленными лицами;
• переговоры с заинтересованными субъектами;
• осуществление протокольных функций.
|
|
3. Разработка стратегии экономической системы, включающая:
• формулирование целей или ценностных ориентиров;
• определение критериев их достижения;
• формирование программы стратегического развития.
Поскольку стратегия представляет собой связующее звено между системой и внешней средой, постольку формирование стратегии заключается в интерпретации внешних условий и выработке линии организационных решений (собственно стратегии), отвечающих миссии экономической системы, усиливающих ее позиции на рынке и обеспечивающих безопасное функционирование. Координация действий топ-менеджеров, как правило, достигается методами взаимного согласования.
Административный персонал — иерархия промежуточных полномочий между операционным ядром и стратегическим апексом. Сюда входят непосредственные руководители над операторами и начальники над руководителями. Другими словами, административный персонал — это цепь менеджеров, наделенных формальными полномочиями, соединяющих стратегический апекс и операционное ядро и воплощающих координационный механизм прямого контроля. Длина цепочки зависит от размеров экономической системы и того, в какой мере она полагается на прямой контроль. Поскольку прямой контроль требует тесного личного контакта между менеджером и оператором, постольку одной из основных характеристик административного персонала служит норма управляемости, которая представляет собой предельное число сотрудников, подчиненных одному менеджеру.
Менеджер административного подразделения — посредник в потоке принятия решений. Наверх он передает информацию об отклонениях в работе подразделения, предложения об изменениях, проекты решений, требующие санкции, а вниз транслирует ресурсы, подлежащие распределению в подразделении, проекты и планы; подлежащие реализации, и другую информацию директивного порядка. Менеджер административного подразделения также управляет пограничными условиями своего подразделения и участвует в разработке его стратегии.
Технократический персонал составляют аналитики, отвечающие за стандартизацию деятельности экономической системы. С появлением аналитиков прямой контроль заменяется стандартизацией, что ассоциируется с институционализацией управленческого труда: Другими словами, институционализация труда заключается в стандартизации деятельности организации и ее адаптации к условиям внешней среды.
Стандартизация уменьшает необходимость в прямом контроле. Трем известным механизмам координации деятельности — стандартизации рабочих процессов, стандартизации выпуска и стандартизации квалификации — соответствуют три типа аналитиков:
• техники-нормировщики, стандартизирующие рабочие процессы;
• аналитики по планированию и контролю, стандартизирующие результаты;
• аналитики-кадровики, стандартизирующие квалификацию.
На нижних уровнях аналитики стандартизируют рабочий поток, включая составление графиков работы и инструкций операторам; разработку и внедрение системы контроля качества. На верхних уровнях они стандартизируют интеллектуальную деятельность организации, включая обучение менеджеров среднего звена, формирование методик и алгоритмов решения информационных задач, pin работку системы стратегического планирования и финансового контроля.
Технократический персонал эффективен только тогда, когда m пользование аналитических инструментов позволяет повысить производительность труда других работников экономической системы.
Вспомогательный персонал занят обслуживанием системы. Ом должен обеспечить нормальное функционирование ее структурных подразделений. В состав этого структурного компонента, как правило, входят научные подразделения, маркетинговая служба, служба связей с общественностью, поликлиника, столовая и другие подразделения, поддерживающие жизнедеятельность экономической системы. Вспомогательный персонал косвенно способствует реализации функционала системы. Возникает вопрос: почему система предпочитает обеспечивать поддержку основного процесса собственными силами, ведь очень многое из обеспечивающих функций можно передать на аутсорсинг? Ответ заключается в том, что в целях обеспечения должного уровня безопасности экономической системы ее менеджеры стремятся держать вспомогательные службы под пристальным контролем, чтобы снизить неопределенность при покупке услуг на стороне.
|
|
Вспомогательные единицы существуют на разных уровнях иерархии. Их местоположение зависит от получателей услуги. Например, правовой отдел и служба связей с общественностью располагаются ближе к вершине, научно-исследовательские отделы и отдел ценообразования размещаются на среднем уровне, а на самом нижнем уровне блока «вспомогательный персонал» расположены подразделения, непосредственно обеспечивающие деятельность операционного ядра: охрана, столовая, почта, служба управленческого учета. Каждая единица использует удобный для нее механизм координации, например правовой отдел — стандартизацию квалификации, научная лаборатория — взаимное согласование, столовая — стандартизацию рабочих процессов.
Спектр вспомогательных функций все время расширяется за счет углубления и специализации. Однако поскольку для многих вспомогательных единиц характерна узкая специализация, то большей частью они полагаются на профессиональные кадры, а следовательно, используют координационный механизм стандартизации квалификации.
Как видно из рис. 5.1.1, небольшой стратегический апекс соединяется расширяющейся книзу административной вертикалью с большим операционным ядром. Эти ключевые части организации
обычно связаны между собой единой цепочкой формальных властных полномочий. Блоки «технократический персонал» и «вспомогательный персонал» отделены от главной линии власти и оказывают на нее лишь косвенное влияние. Сотрудники подразделений, входящих в эти блоки, вырабатывают рекомендации для линейных менеджеров и участвуют в принятии решений, но не имеют права непосредственно отдавать приказы вне сферы своей компетенции.
|
|
Приведенный базовый состав структурообразующих блоков экономической системы в каждом конкретном случае будет иметь свое оригинальное наполнение, которое определит и размеры каждого ее блока, и его взаимоотношение с другими блоками, и распределение властных полномочий, и другие параметры организационного дизайна. Чтобы создать конкретную конфигурацию организационной структуры, потребуется особым образом сопоставить ее элементы с внешними ситуационными факторами (отраслевой принадлежностью организации, стадией ее жизненного цикла, используемой технологической системой и т.п.) и учесть пожелания заказчика, касающиеся отдельных параметров системы.
Централизация и децентрализация управления
Системы, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются централизованными. В децентрализованных системах полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. Понятно, что централизация — самое сильное средство координации деятельности экономической системы. Однако существует по крайней мере три причины, обусловливающие необходимость децентрализации принятия решений:
1) не все решения может объять один центр или разум одного человека;
2) децентрализация принятия решений позволяет системе оперативно реагировать на изменения внешней среды;
3) децентрализация обеспечивает мотивацию сотрудников, предоставляя им право принятия решений.
Различают вертикальную и горизонтальную децентрализацию. Рассредоточение власти вниз по цепочке линейных полномочий называют вертикальной децентрализацией. Если принятие решений передается за рамки административной вертикали к аналитикам, вспомогательному персоналу или операторам, то такое рассредоточение власти называют горизонтальной децентрализацией.
При децентрализации сотрудники, участвующие в принятии один го решения, наделены разными объемами полномочий. Чтобы понимали,, что в действительности имеется в виду под контролем над принятием решений, на рис. 5.1.2 приведена схема этого процесса.
На самом деле речь идет не о контроле над решениями, как таковыми, а о контроле над действиями — контроле над тем, какие шаги фактически предпринимаются системой для достижения определенного результата. Властные полномочия руководителя определяются тем, в какой степени он контролирует шаги П1—П5. Контроль над входящей информацией со стороны некоторого менеджера означает, что именно он определяет, какие факторы будут учтены при принятии решения, и в случае тщательной фильтрации та кой контроль будет равносилен контролю над выбором решения.
Рис. 5.1.2. Структура процесса принятия решений:
П1 — сбор информации; П2 — обработка информации и формулирование
рекомендаций; ПЗ — выбор решения (определение того,
что должно быть сделано); П4 — санкционирование и авторизация
решения; П5 — исполнение
Еще более важным является право рекомендовать, поскольку советчик направляет суждения лица принимающего решения (ЛПР) в определенное русло. Право санкционировать выбор решения дает и возможность его блокирования, а право реализации решения допускает его корректирование или даже искажение. Таким образом, ЛПР, осуществляющее непосредственный контроль над процедурой выбора, делит власть со сборщиками информации, советчиками, вышестоящими авторизаторами и нижестоящими исполнителями.
В случае вертикальной децентрализации необходимо найти ответ на следующие вопросы:
• какие права на принятие решений следует делегировать вниз по цепочке полномочий;
• насколько далеко распространяется делегирование полномочий;
• как следует контролировать и координировать использование данных прав.
Как правило, право принимать решение обычно остается на том уровне, на котором наилучшим образом может быть собрана необходимая информация. Исходя из того, что все решения, принимаемые в экономической системе, можно объединить в четыре больших класса — производственные, маркетинговые, финансовые и социально-правовые — ее можно описать как систему рабочих созвездий. На вершине располагается финансовое созвездие, уровнем ниже — производственное, а в промежутке маркетинговое и социально-правовое. Таким образом, складывается селективная вертикальная децентрализация принятия решений. Финансовые решения принимаются на стратегическом апексе с участием финансовой службы, относящейся к вспомогательному персоналу, производственные решения концентрируются в административной вертикали и требуют участия аналитиков, маркетинговые размещаются во вспомогательных подразделениях, а социально-правовые рассредоточены по всем частям экономической системы.
Для координации решений в такой вертикальной децентрализованной системе используется прямой контроль. Менеджеры стратегического апекса оценивают и санкционируют решения каждого созвездия. Однако широкое применение данной формы координации равносильно редецентрализации управления и, следовательно, аннулированию преимуществ селективной децентрализации.
При горизонтальной децентрализации предполагается передача части властных полномочий от линейных менеджеров к аппаратным менеджерам, включающим аналитиков, вспомогательный персонал и операторов. Обсуждая передачу власти за рамки линейной структуры, мы вторгаемся в область неформальной власти, в частности контроля над сбором информации, выработкой рекомендаций линейным менеджерам и исполнением их решений. В то же время принятие и авторизация (санкционирование) решений остаются в рамках линейной структуры.
Когда для координации используются системы стандартизации, часть властных полномочий должна перейти от линейных менеджеров к аналитикам технократических подразделений. И чем строже стандартизация, тем могущественнее аналитики. Уступают власть аналитикам сотрудники, процесс труда которых стандартизируется. В первую очередь к ним относятся операторы и менеджеры, работа которых становится институционализированной. Этот тип ограничений горизонтальной децентрализации фактически способствует децентрализации системы по вертикали, уменьшая власть линейных менеджеров нижнего уровня по сравнению с полномочиями выше стоящих линейных менеджеров. Другими словами, системы, которые в деле координации полагаются на технократическую стандартизацию, довольно децентрализованны и по вертикали, и по гори зонтали.
Стандартизация рабочих процессов предоставляет работнику не которую автономию, поскольку он знает, что он может предпринять, а чего предпринимать не имеет права. Однако в бюрократических системах, в которых действует множество правил, использование любого другого координационного механизма предоставляет большую свободу действий сотрудникам. Так, если процесс труда координируется посредством стандартизации квалификации, то сотрудники мо гут сами выбирать рабочие процессы и определять выпуск.
Другими словами, координационные механизмы образуют континуум, на полюсах которого прямой контроль, характерный для наибольшей горизонтальной централизации, и взаимное согласование, присущее наибольшей горизонтальной децентрализации; промежуточное положение занимают три формы стандартизации: рабочих процессов, выпуска и квалификации (рис. 5.1.4).
Рис. 5.1.4 Координационные механизмы горизонтальной децентрализации
Поскольку стандартизация рабочих процессов следует за прямым контролем, то можно предположить, что использующие ее экономические системы являются относительно централизованными. В то же время, если труд профессиональных операторов координируется с помощью стандартизации квалификации, можно заключить, что использующие ее экономические системы относительно децентрализованы по горизонтали. Когда для координации используются специальные знания и навыки, система вынуждена передавать власть тем, кто ими владеет, — профессионалам. Эти профессионалы могут работать в технократических или вспомогательных подразделениях, операционном ядре или административных подразделениях. Однако независимо от того, в каком подразделении трудятся профессионалы, они определяют ситуацию в своих организациях; так, врачи главенствуют в больницах, профессора — в вузах, а актеры — в театрах.
Выделяют профессиональную власть трех типов:
• неформальную профессиональную власть, наложенную на традиционную структуру профессиональных полномочий (в этом случае знающие профессионалы имеют возможность манипулировать менеджерами, принимающими решения);
• профессиональную власть, соединяющуюся с официальными полномочиями (линейные менеджеры объединяются с аппаратными специалистами в специальные целевые группы для решения конкретной задачи, в которых доля участия человека в принятии решения соответствует тому знанию, которое он может привнести в этот процесс);
• профессиональную власть операторов (власть смещается в операционное ядро и принадлежит профессионалам-операторам).
Становится очевидной очень интересная и очень важная взаимосвязь: чем профессиональнее экономическая система, тем более децентрализована ее структура, причем в обоих направлениях. Это позволяет прояснить связь бюрократии и централизации и выделить два типа бюрократических структур: централизованную и децентрализованную.
В централизованной бюрократии операционная деятельность является специализированной, но неквалифицированной. Она относительно централизованна как по вертикали, так и по горизонтали, потому что вся власть над принятием решений находится в руках старших менеджеров и небольшого числа аналитиков, вырабатывающих рабочие стандарты для остальных сотрудников.
В децентрализованной бюрократии операционное ядро состоит из профессионалов. Стандарты навязываются экономической системе извне профессиональными объединениями, которые обучают операторов, а впоследствии управляют их поведением через установление определенных правил. Но поскольку труд профессионалов требует значительной автономии, этот тип бюрократии является относительно децентрализованным в обоих направлениях, а власть концентрируется у операторов на нижнем уровне. Другими словами, чем больше власти делегируется носителю знаний, а не должности, тем больше структура децентрализуется и по горизонтали, и по вертикали.
Децентрализация может считаться полной, когда власть базируется не на занимаемой должности или знании, а на принадлежности к организации. Если каждый на равных участвует в принятии решений, то мы имеем дело с демократической организацией.
Попытки демократизировать централизованные системы, наделяя рабочих правом избирать директоров, всячески привлекая их к участию в принятии решений, коллективно устанавливая правила ограничивающие власть менеджеров, или создавая свободные ком муникативные каналы, так или иначе ведут назад к централизации В неволонтерских системах в лучшем случае возможно установление меритократии, а не демократии, и только тогда, когда перед ними ставятся профессиональные задачи.
Отмеченные здесь моменты необходимо учитывать при проектировании организационных структур управления. Дисгармонии между характером труда и конфигурацией организационной структуры может обусловить выработку неэффективных управленческих решений, ведущих к закату и гибели экономической системы.