Одним из ключевых проектных параметров является специализация труда. Как известно, специализация труда имеет два измерения: горизонтальное и вертикальное.
Горизонтальная специализация измеряется числом задач, выполняемым на данном рабочем месте. Чем больше задач входит в функции должностной позиции, тем ниже горизонтальная специализация, и наоборот, чем меньше задач, тем выше специализация должностной позиции. Специализация рабочих мест преследует цель повышения производительности труда. Это достигается за счет стандартизации действий, уменьшения затрат на обучение (вследствие сокращения круга должностных обязанностей) и гармонизации подбора и расстановки кадров (заполнение каждой должностной позиции специалистом, стиль работы, образование и физические данные которого в наибольшей степени соответствуют содержанию труда на данной позиции).
Вертикальная специализация измеряется степенью контроля над выполнением задач, относящихся к данной должностной позиции Если сотрудник просто выполняет работу, не задумываясь над тем, как он это делает, а контроль за выполнением работы и ее результатами осуществляет другой специалист, то мы имеем дело с узкой вертикальной специализацией труда. Если же сотрудник не только выполняет работу, но и контролирует каждый аспект своего труда, -налицо вертикальное расширение должностных обязанностей, которые тем шире, чем больше ответственности за процесс и результат труда сконцентрировано на данной должностной позиции.
|
|
В случае глубокой специализации по горизонтали информативность работника сужается. Ему трудно соотнести свои обязанности с обязанностями других сотрудников. Поэтому контроль над трудом поручается менеджеру, имеющему необходимые представления и знания для координации рабочих заданий, или аналитику, который будет координировать их посредством стандартизации. Из этого следует вывод, что необходимость в вертикальной специализации обусловлена горизонтальной специализацией производственного процесса.
Однако это утверждение справедливо не всегда. Например, высокоспециализированный труд преподавателя, требующий специального образования, высокого мастерства и знания своего дела, препятствует установлению жесткого контроля со стороны менеджеров и технократического персонала, что ограничивает вертикальную специализацию. Такую сложную, горизонтально специализированную трудовую деятельность называют профессиональной. К ней обычно относят работу юристов, экономистов, врачей и представителей других специальностей, деятельность которых специализирована горизонтально, а не вертикально.
|
|
Возникает вопрос: в какой степени и в каком направлении может быть специализирован управленческий труд? С одной стороны, менеджеры всех уровней выполняют некоторый перечень взаимоувязанных задач, обеспечивающих выработку и реализацию управленческих решений, и с этой точки зрения их деятельность специализирована горизонтально. Но, с другой стороны, роли менеджеров настолько разнообразны и им так часто приходится переключаться с одних задач на другие, что о горизонтальной специализации управленческого труда говорить трудно.
Степень вертикальной специализации управленческой деятельности варьируется в зависимости от уровня иерархии. Если высшие руководители наделены значительной свободой выбора, то руководители нижнего уровня (бригадир на конвейере, мастер сборочного цеха) в сильной степени подчинены весу полномочий и стандартам. В этой связи работу последних вряд ли можно назвать руководящей.
В таблице 5.1.1 представлена информация о специализации отдельных частей организационной структуры хозяйствующего субъекта. В ее верхней левой части концентрируются менеджеры, непосредственно примыкающие к операционному ядру организации механистического типа. Для них характерны однообразные, повторяющиеся рабочие задания. Там осуществляется наиболее специализированная деятельность. В верхней правой части таблицы концентрируются менеджеры, которые сохраняют значительный контроль над своим трудом. Их рабочие задания характеризуются низкой горизонтальной специализацией.
Таблица 5.1.1 Специализация частей организационной структуры
Вертикальная | Горизонтальная специализация | |
специализация | Высокая | Низкая |
Высокая | Операционное ядро и вспомогательные подразделения в механистической организации | Нижний уровень административного персонала |
Низкая | Технократический персонал, операционное ядро и вспомогательные подразделения в профессиональной бюрократии | Верхний уровень административного персонала и топ-менеджеры организации |
Сложную, горизонтально специализированную трудовую деятельность обычно относят к профессиональной. Такой деятельности отведена левая нижняя часть таблицы. В ней концентрируются представители технократического персонала, вспомогательных подразделений и операционного ядра профессиональных бюрократий. В нижней правой части таблицы концентрируются менеджеры, деятельность которых в наименьшей степени подвержена специализации. К ним относится топ-менеджмент экономической системы, а также некоторые руководители технократических и вспомогательных подразделений.
При проектировании должностных позиций очень важно найти золотую середину в степени специализации рабочих заданий. Глубокая специализация в обоих направлениях может обернуться бедствием для работника и его мотивации к труду. Жесткая регламентация деятельности отбирает у работника право на инициативу п превращает его в средство достижения чужих целей. В этой связи и целях повышения качества трудовой жизни в противоположное и. специализации в последнее время наблюдается тенденция укрупнения рабочих заданий. Однако необходимо помнить, что укрупнение рабочих заданий оправданно до тех пор, пока польза от заинтересованных в этом сотрудников будет компенсировать потери от неоптимальной технологической специализации.
Таким образом, и вертикальная, и горизонтальная специализация представляет собой очень тонкие параметры организационного дизайна, которыми необходимо умело пользоваться для достижения приемлемого результата.
В проектировании организационной структуры хозяйствующею субъекта очень важное место занимает профессиональная подготовки сотрудников и их адаптация в рабочей среде. Данные параметры организационного дизайна специфицируют требования, предъявляемые к кандидатам на ту или иную должность. С их помощью экономические системы определяют, какие знания и навыки должны иметь их сотрудники и каких норм поведения они должны придерживаться. Для проверки соответствия кандидатов требованиям должностных позиций устанавливаются специальные процедуры найма, отбора и расстановки кадров. Некоторые хозяйствующие субъекты разрабатывают собственные программы развития у сотрудников необходимых качеств. В любом случае преследуется одна цель: обеспечение того, что занявший некую должностную позицию работник будет демонстрировать надлежащее поведение.
|
|
Обучение — это процесс освоения знаний и навыков, относящихся к некоторой работе или конкретной должностной позиции. Если сумма знаний и набор рабочих навыков известны и рационализированы, организация разделяет их на простые, а затем для достижения координации полагается на формализацию поведения (например в автомобилестроении: автомобили собирают рабочие, имеющие минимальные навыки и знания). Однако если выполнение рабочих заданий требует гибких знаний и определенных умений, одновременно сложных и нерационализированных, на обучение работник должен затратить значительное время. Если же знания, которые необходимы для выполнения некоторых обязанностей, вообще не оформлены в письменном виде, то их получают непосредственно на рабочем месте: новичок становится подмастерьем у мастера, которого в свое время точно так же обучал наставник.
Отмеченные три разных вида обучения имеют отношение к трем разным видам труда: неквалифицированному труду, профессиональному труду и ремеслу. Для любой деятельности обучение в той или иной степени необходимо, но для профессиональной деятельности оно становится ключевым параметром. Специальное профессиональное образование, как правило, получают еще до начала работы в специализированных заведениях — колледжах, институтах, академиях и университетах. Таким образом, организации уступают учебным заведениям некоторый контроль не только над отбором сотрудников, но и над методами, которые те используют в своей работе. При этом они теряют в приверженности: профессионалы больше склонны отождествлять себя с профессией, нежели с организацией, в которой они работают.
|
|
Для менеджеров профессиональное обучение желательно, но не обязательно. Деятельность менеджеров, безусловно, весьма сложна, однако не всегда имеет четкие рамки, и поэтому формальное обучение не является для них основным условием. Несомненно, некоторым навыкам и знаниям необходимо обучаться, но очень многое в работе руководителя (то, без чего менеджмент едва ли можно назвать профессией) остается за рамками учебников. Руководители многих важных общественных институтов (в первую очередь правительственных) часто вообще не имеют специального управленческого образования. Их работа сродни ремеслу: они учатся, наблюдая за деятельностью своих наставников, работая бок о бок с ними.
Профессиональная образовательная программа едва ли способна вместить все знания и умения, необходимые на определенном рабочем месте. Всегда что-то останется вне спецификации и стандартизации. Поэтому за профессиональной подготовкой обычно следует практика и стажировка на рабочем месте, чтобы социализировать и индоктринировать нового сотрудника в рабочую среду.
Социализация представляет собой процесс изучения системы ценностей, норм и обязательных моделей поведения общества, организации или группы, в которые человек собирается войти. Посредством индоктринации — система к собственной выгоде официально социализирует (подготавливает к жизни в коллективе) своих сотрудников. И то и другое является элементами интернетизации, т.е. усвоения принятых моделей поведения.
Как и обучение, внутриорганизационная индоктринация частично осуществляется еще перед тем, как человек приступит к pаботе. К примеру, впервые поступая на работу в крупную корпорацию, новоявленные обладатели степени МВА (мастер-бизнес администрирования) часто проходят программы домашнего воспитания Они обязаны проработать по очереди в разных отделах, как правило, на первичных управленческих (а то и рабочих) должностях. Всех тонкостей работы за короткое время они не узнают, но познакомиться с культурой организации смогут.
Во многих случаях индоктринация может дополняться программами по укреплению организационной лояльности: совместными мероприятиями, выступлениями высшего руководства с воодушевленными речами, ротация работников и т.п. Программы внутрисистемной индоктринации приобретают особую значимость в случае, когда деятельность имеет секретный характер или выполняется вне организации. В первую очередь это относится к деятельности дипломатических работников, миссионеров, руководителей зарубежных филиалов транснациональных корпораций.
Поскольку в любой организации руководители, кроме всего прочего, являются хранителями идеологии, то индоктринация для менеджеров является очень важным параметром. Частые встречи в формальной и неформальной обстановке, установление социальных личных связей (кумовство, женитьба детей, соседство по месту жительства) нередко являются простыми элементами индоктринации. На сегодняшний день жизнь топ-менеджеров многих организаций напоминает закрытые клубы, в которых не только работа, но и обыденная жизнь полностью подчинены корпоративным интересам.
Из сказанного следует, что конкретные виды деятельности экономическая система может либо контролировать напрямую посредством собственных процедур и правил, либо прибегнуть к косвенному контролю, нанимая обученных профессионалов. Таким образом, формализация и обучение, по сути, замещают друг друга. Но это не означает, что одно полностью исключает другое. В большинстве случаев менеджеры корпорации не только полагаются на профессиональное образование, но и устанавливают определенные корпоративные правила.
Более того, формализация и обучение тесно связаны с централизацией и децентрализацией управления. Так, формализация поведения отбирает формальную власть у операторов и инспектирующих их менеджеров, концентрируя ее на вершине административной иерархии и в технократическом блоке. Это обеспечивает централизацию организации в обоих направлениях. Обучение и индоктринация имеют прямо противоположный эффект: знания концентрируются ниже административной иерархии, тем самым децентрализуя структуру в обоих направлениях. Объединив эти положения, приходим к выводу, что специализация неквалифицированного труда приводит к централизации структуры в обоих направлениях, тогда как специализация квалифицированного труда децентрализует ее также в обоих направлениях.