Вопрос 14. Формы государственного устройства: понятие и виды

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннее строение государства через способ его политико-территориального деления, обусловливающий взаимоотношения центральных органов государственной власти с органами власти составных частей государства. По форме государственного устройства государства бывают унитарными, федеративными и конфедеративными.

Унитарное государство – это простая форма государственного устройства. При ней государство имеет не политико-территориальное, а административно-территориальное деление. Составные части государства являются административно-территориальными единицами и не обладают какой-либо политической самостоятельностью, хотя в области хозяйственной, социальной и культурной деятельности их полномочия могут быть широкими. В унитарном государстве существует единая система высших органов и единая система законодательства, т.е. местные органы власти обязаны применять все нормативные акты, принимаемыми центральными органами власти. Их собственные нормы носят сугубо подчиненный характер, распространяются лишь на соответствующую территорию. В административно-территориальных единицах власть осуществляют создаваемые центральной властью территориальные органы. Одноканальная система налогов, единое гражданство: административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют.

Унитарными, как правило, являются небольшие по территории государства с компактно проживающим однородным населением. Унитарные государства бывают централизованными – Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и др., и децентрализованными (регионалистскими) или унитарные государства с автономиями, в которых при наличии единой территории имеются автономные образования. Например, Китай, имеющий в своем составе ряд автономий – Тибет, Внутренняя Монголия, Гонконг и др.; Украина с Крымской автономной республикой; Узбекистан с Каракалпакской автономной республикой; Дания, имеющая Фарерские острова и Гренландию. В таких государствах крупные административно-территориальные единицы – регионы, пользуются широкой автономией, обладают своими предметами ведения, но их статус определяется центральной государственной властью (Конституцией или специальным законом о таком регионе).

Федерация – сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями, в их статусе присутствуют и элементы государственного суверенитета и другие признаки государственности. Субъекты федерации (области, республики, штаты, округа, земли и др.) имеют собственное административное деление.

Существуют два уровня государственного аппарата: федеративный и уровень субъекта федерации. Парламент имеет двухпалатную структуру, причем одна из палат отражает интересы субъектов федерации и при ее формировании используется принцип равного представительства всех субъектов федерации вне зависимости от численности населения, проживающего на их территории.

Гражданство - двойное, каждый гражданин – гражданин федерации и одновременно соответствующего субъекта федерации.

Существуют две правовые системы: федеральная и субъектов федерации. У последних имеется право принятия собственной конституции (устава). Установлен принцип иерархии законов: конституция и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству.

Наряду с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды, но федеральная конституция устанавливает общие принципы судоустройства и судопроизводства.

 Существует двухканальная система налогов: наряду с федеральными налогами, поступающими в федеральную казну, устанавливаются и налоги субъектов федерации.

Федерациями являются, например, Федеративная Республика Германия, Индия, Мексика, Канада.

По соотношению статусов различных видов субъектов, входящих в состав федерации, она может быть симметричной (субъекты равны и равноправны) и ассиметричной (одни субъекты обладают большими правами, большим объемом предметов ведения, чем другие).

По правовой основе, на которой создается федерация, она может быть договорной (т.е. возникает в результате соглашения об объединении в одно государство нескольких суверенных государств – отчасти США и Россия) или конституционной (так, регионалистское унитарное государство может преобразоваться в федерацию путем проведения конституционной реформы – Бельгия).

По субъектному составу федерации бывают территориальными (США) и национально-территориальными (Российская Федерация).

Конфедерация – временный союз государств, образуемый на основе договора для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Для конфедерации характерно следующее:

1. конфедерация не обладает суверенитетом, им обладают лишь составившие конфедерацию государства;

2. единая территория отсутствует – конфедерация состоит из территорий входящих в ее состав государств;

3. отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат, но могут быть образованы центральные органы, которые обладают полномочия, делегированными им государствами - членами конфедерации (эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в конфедерацию, их решения принимаются по принципу единогласия и осуществляются только с согласия органов власти соответствующих государств);

4.  отсутствует единая система законодательства;

5. отсутствует единое гражданство, так как каждое государство – член конфедерации имеет свое гражданство;

6.  налоги конфедерации отсутствуют, бюджет формируется из добровольных взносов членов конфедерации;

7. субъекты конфедерации – суверенные государства обладают правом свободного выхода из ее состава.

Конфедерацияпредставляет собой непрочное государственное образование и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982 - 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815-1848 гг., трансформировалась в федерацию).

В настоящее время примеров конфедераций нет.

Кроме перечисленных, существуют (или ранее существовали) и другие – нетипичные – формы государственного устройства, например: содружество государств (СНГ), уния (Австро-Венгрия) и другие. Эти формы имеют больше характер международных объединений, чем государств.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: