Вопрос 15. Политическая система общества: понятие, структура, основные закономерности развития

 

Политика (от греческого politika - государственные или общественные дела) - сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.

Государство - это такая форма организации общественной жизни, которая не может быть создана разрозненными усилиями отдельных лиц. Выделившись из общества, государство становится его основной властвующей политической организацией. Наряду с государством в обществе возникают и функционируют другие организации, которые объединяют людей по их разнообразным интересам: политическим, экономическим, духовным, профессиональным. Это политические партии, профсоюзы, творческие объединения, молодёжные, женские, религиозные организации, органы общественной самодеятельности, акционерные общества и т.д. Все они в той или иной мере участвуют в политической жизни страны и, таким образом, органически вплетаются в ткань политической системы общества.

Политическая система общества – это совокупность государственных и общественных органов и организаций, через которые граждане участвуют в политической жизни и осуществляют политическую власть, а также политического сознания, социальных норм, общественных отношений, которые влияют на политическую действительность.

Наука знает два типа социальной среды, формирующих политические системы. Первый базируется на распределительной основе в обществах азиатского способа производства, в социалистических обществах сталинского типа; второй - на рыночной товарно-денежной основе экономической жизни общества, на практике и идеологии свободного предпринимательства. Этот тип сейчас наиболее распространен как либерально-демократическая модель общественного развития. Однако, на практике существует еще одна организация социальной среды - смешанная конвергенционная. Такие политические системы, как правило, нестабильны, противоречивы и эволюционируют в конечном итоге в системы одного из двух типов социальной среды. Например, система, возникшая в 80-х годах ХХ века в нашей стране, эволюционирует с огромными противоречиями и трудностями в направлении либерально-демократической модели.

Структуру политической системы составляют следующие элементы:

1) государство;

2) политические партии, движения, общественные организации и др.;

3) политические отношения между элементами системы;

4) политическое сознание;

5) традиции политической жизни, политические нормы;

6) политическая деятельность;

7) правовые нормы.

Все элементы можно распределить в 4 подсистемы: институциональную, коммуникативную, нормативную и культурно-идеологическую.

К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения. Все политические институты можно условно разделить на три группы. К собственно политическим относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на неё (государство, политические партии и общественно-политические движения). Ко второй группе – несобственно-политических – относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы и кооперативные организации и т.п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Однако их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, а поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике. Наконец, к третьей группе относятся организации, деятельность которых имеет лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого–либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества), приобретая политический оттенок как объекты воздействия со стороны государства и других собственно политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

Коммуникативная подсистема политической системы общества – это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти, в выработке и осуществлении политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей побуждает их собственные политические интересы и потребности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первичным относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями), а также внутри них. Ко вторым - отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Нормативную подсистему составляют политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, на основе которых строятся политические отношения. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы. Деятельность партий и иных общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами - политическими нормами. Во многих странах (например, в Англии) наряду с политическими партиями большое значение имеют неписаные обычаи и традиции.

Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях – теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии – чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции, но в политической жизни общества они равноправны.

Закономерности развития политической системы представляют собой объективные, устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие сущностное единство и динамизм политических явлений на различных этапах бытия. Политическая система состоит из противоположных сторон, находящихся в отношениях противоречия. Разрешение и преодоление таких противоречий и составляет внутренний источник её саморазвития. Например, по мере своего развития государство под воздействием демократических институтов гражданского общества создает комплекс политических и правовых институтов и режимов регулирования, обеспечивающих свободу и развитие личности. Это получает отражение в конституциях и других правовых актах. Идет постоянная борьба по изменению соотношения между потребностями граждан в самоуправлении и противодействием этому бюрократического аппарата государства, и в результате ее степень участия народных масс в управлении государственными делами возрастает. Политически грамотное население, несомненно, значительно больший интерес проявит к деятельности политических партий и общественных организаций. Но и политическим партиям следует значительно активизировать свою связь с населением, постоянно проводить работу по вовлечению граждан в свои ряды. Решающее значение в деле совершенствования политической системы имеет деятельность государства по укреплению законности в сфере политических отношений.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: