Вопрос 36. Теоретические проблемы социального регулирования. Нормативные и ненормативные регуляторы общественных отношений

 

Для определения места и особенностей права в системе современных регуляторов общественных отношений необходимо разбираться в более общей проблеме – проблеме социального регулирования. Изучение сущности и механизмов социального регулирования позволяет понять, почему одни отношения регулируются правом, а другие моралью, религиозными или другими нормами.

Диапазон подходов к этой проблеме весьма широк: от религиозных до классовых, от бихевиористских (от англ. behaviour – поведение) до кибернетических. И каждый из этих подходов, по своему, многоаспектен.

Религиозные представления о социальном регулировании варьируются от утверждений о божественной предопределенности всего в поведении человека до признания ответственности человека, созданного божественным началом, за свои поступки, свою судьбу.

Но все религиозные системы в основу социального регулирования закладывают нескольким важнейших религиозных правил, являющихся квинтэссенцией полезного социального опыта человечества. Это заповеди «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй» и т.д.

Классовой подход к социальному регулированию был основным в отечественной теории государства и права на советском этапе истории. Его суть заключалась в утверждении, что в основе социального регулирования лежат классовые интересы, главенствующей является воля господствующего, эксплуататорского класса (кроме социалистического общества, где, как объявлялось, эксплуатация отсутствует).

Бихевиористский (поведенческий) подход сводит социальное регулирование к влиянию тех или иных правил, установленных или признанных обществом, государством, коллективными образованиями, на поведение человека, к определению рамок, границ этого поведения, к учету различных факторов, определяющих поведение человека.

Кибернетический подход определяет социальное регулирование как воздействие на общественные отношения, социальные процессы, системы, которое придает объекту регулирования обусловленные характеристики, параметры. Если в результате воздействия, определенного нормой, желаемое состояние не достигнуто, то принимаются дополнительные меры, для того чтобы объект регулирования соответствовал предусмотренным нормами параметрам. Соответственно приобретает большое значение контроль за социальными процессами и те организационные структуры, которые его осуществляют. Контролерами могут выступать органы государственной власти, общественные организации, специализированные контрольные организации.

Изучение многообразных процессов социального регулирования ставит следующие проблемы.

1) Проблема различения сфер общественных отношений по доминирующим социальным регуляторам. Например, выделить такие сферы как, брачно-семейная, трудовая, обрядово-культовая, политическая, экономическая и др.;

2) Проблема распределения социальных ролей по социальной подчиненности (т.е. по иерархии, в связи с властными функциями).

3) Проблема методов (способов) социального регулирования. Изучение способов социального регулирования позволяет выделить по характеру воздействия три основные группы способов: побуждение, понуждение, принуждение.

Побуждение – такой метод социального регулирования, когда воздействие обращено к общественному или индивидуальному сознанию, к общественной или личной психологии (чувствам, привычкам, словом, к эмоциям). Воздействие представляет собой убеждение в полезности, выгодности определенного поведения, здесь действует «сила авторитета, а не авторитет силы» (А.Б. Венгеров). Такой метод был весьма распространен в регулятивных системах первобытного общества, в тех раннеклассовых и последующих обществах.

Понуждение – такой метод регулирования, когда в основе воздействия лежит стимулирование, главным образом материальное, установленная материальная или иная выгода определяет социально-необходимое, желаемое поведение. Социальное регулирование основывается либо на поощрении в разных формах за соответствующее поведение, либо на лишении соответствующих имущественных благ, привилегий, выгодных условий жизнедеятельности.

Принуждение – это способ воздействия, когда социально необходимое или желаемое поведение достигается, обеспечивается возможностью применения насилия, причинения лицам, отклоняющимся от установленных правил поведения, физических или психических страданий. Этот способ реализуется в форме угрозы применения принудительных мер и в крайнем случае в форме их непосредственного применения.

4) Проблема форм социального регулирования. Существует множество форм выражения социальных регуляторов: от правовых (законы, кодексы) до моральных (кодексы чести, этика предпринимательства, иные профессиональные этики), от эстетических (мода, стиль) до организационно-технических (правила безопасности, стандарты) и т.д.

Особняком стоит проблема системы социальных регуляторов, а также соотношение в ней нормативных и ненормативных регуляторов.

К нормативным относятся те регуляторы, которые устанавливают конкретные, четкие рамки поведения участников общественных отношений, содержат одинаковый масштаб (меру) поведения, т.е. норму. Они характеризуются неперсонифицированностью адресатов, обязательностью исполнения, повторяемостью действия, наличием санкций за нарушение правил поведения.

К нормативным регуляторам относятся: право, мораль, религия, корпоративное регулирование и др.

В совокупности нормативные регуляторы образуют социальную нормативно-регулятивную систему.

К ненормативным регуляторам следует относить ценностный, директивный и информационный регуляторы. Здесь также действует такой своеобразный регулятор, как социальный институт предсказаний.

Ценностный регулятор определяет поведение членов общества, участников общественных отношений с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, социально-психологических установок, стереотипов, штампов. Кроме этнокультурных общностей, ценностный регулятор формируется и проявляет свое воздействие и среди отдельных социальных, профессиональных, половозрастных и иных групп.

Директивный регулятор использует для воздействия на социальные процессы управленческие акты (общие директивы) или политические программы (обращения, заявления). Эти акты, исходящие от органа власти (или общественной организации), направлены на решение какой-либо важной социально-экономической задачи, достижение крупной цели, но средства решения задачи или достижения цели, указанные в них, не имеют непосредственного нормативного значения или не содержат указания на конкретное поведение тех кому этот акт адресован.

Информационный регулятор – это такой способ воздействия на социальные процессы, при котором публично распространяющиеся сведения о конкретных случаях социального поведения выступают либо образцами для подражания, либо для осуждения, т.е. с помощью средств массовой информации тем или иным поступкам придается либо положительное, либо отрицательное значение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: