Норма (от лат. «norma») – мера, правило, образец, стандарт. Нормы могут иметь отношение к самым различным объектам и процессам: естественным (природным), техническим, социальным. Норма указывает на границы, пределы, в которых тот или иной объект сохраняет свое качество, способность к функционированию, остается самим собой (не утрачивает сущность).
Социальные нормы - это повторяющиеся и устойчивые общественные связи, возникающие в процессе деятельности людей по обмену материальными и духовными благами и выражающие потребность социальных систем в саморегуляции (Е.А. Лукашева). Для них характерны следующие черты:
1. Социальность. Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя: а) людей; б) общественные отношения, то есть отношения между людьми и их коллективами; в) поведение людей.
2. Объективность. Общество как сложный социальный организм (система) объективно нуждается в регулировании. Социальные нормы складываются исторически, закономерно, под давлением социальной необходимости.
|
|
В то же время следует учитывать значение субъективного фактора в становлении социальных норм. Они не могут возникнуть, не пройдя, не преломившись через общественное сознание: необходимость тех или иных социальных норм должна быть осознана обществом.
3. Нормативность. Социальные нормы имеют общий характер, действуют как типовые регуляторы поведения. Их адресаты определены не конкретно (поименно), а путем указания на их типовые признаки (возраст, вменяемость или, например, общие требования к статусу юридического лица). Нормативность проявляется и в неоднократности действия социальных норм
4. Социальные нормы есть меры свободы индивида, устанавливающие пределы его социальной активности, способов удовлетворения интересов и потребностей.
5. Обязательность. Социальные нормы как нормативное выражение социальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер.
6. Процедурность. Социальному регулированию присуща процедурность, то есть наличие тех или иных процедурных форм, детально регламентированных порядков реализации, действия социальных норм.
7. Санкционированность. Каждый нормативный регулятор имеет более или менее эффективные механизмы обеспечения реализации своих предписаний.
8. Системность присуща как отдельным нормам, так и их массиву в масштабе общества. Во всяком случае, общество должно стремиться к формированию такой системы, совершенствованию ее системных качеств, налаживанию взаимодействия между видами социальных норм.
В обществе действуют множество социальных норм различных видов: правовые, политические, моральные, религиозные, корпоративные, нормы обычаев и другие социальные нормы.
|
|
Право – это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством и опирающийся на них порядок регулирования социальных отношений.
Правовая норма – это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, формально определенное и отраженное в соответствующих актах государства, целью которого является регулирование отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в тех или иных сферах общественной жизни, и неисполнение либо нарушение которого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством.
Особенности правовых норм, отличающие их от иных социальных регуляторов:
- это государственный регулятор общественных отношений (государство создает, санкционирует, контролирует, систематизирует, толкует и гарантирует правовые нормы);
- они обеспечены государственным принуждением;
- они регулируют наиболее важные общественные отношения;
- отличаются формальной определенностью;
- в большей степени, чем другие социальные нормы, системны и структурированы;
- обладают качествами всеобщности, универсальности, постоянства и непрерывности действия;
- имеют определенные формы реализации (в том числе специфические – правоприменение)
и др.
Рассмотрению особенностей правовых норм посвящены вопросы №№ 63-65 пособия. Далее при рассмотрении особенностей других видов социальных норм будет показано их соотношение с правовыми нормами.
Политические нормы. В широком смысле политическими можно назвать и правовые нормы. Хотя существует точка зрения, что инструментом политики является закон, а право таковым считать нельзя: оно имеет естественную основу и выступает мерой свободы индивида в обществе.
Политические нормы выделяются прежде всего по содержанию и сфере действия, предмету регулирования. Поэтому они могут содержаться не только в политических документах (политических декларациях, манифестах и т. п.), но и в нормативных правовых актах, актах общественных организаций, быть нормами политической этики (морали). Когда политическая норма закреплена в нормативном юридическом акте, она будет юридической нормой политического содержания. В этом смысле конституции государств выступают как нормативные политико-правовые акты.
Политические нормы формируются в сфере общественного сознания на основе политических представлений, принципов, оценок, ценностных ориентаций.
Политические нормы регулируют отношения и деятельность субъектов политики: народов, наций, классов, отдельных политиков, граждан и государства и др.
Нормы морали. В литературе по этике мораль (нравственность) определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развитая общества как целого. Если право, оценивая поведения людей, оперирует категориями правомерно и противоправно, то мораль опирается на категории добра и зла, справедливости и несправедливости, чести, совести, долга. Но также как и право, мораль является главным социальным регулятором.
Рассмотрению соотношения морали и права посвящен вопрос № 38 пособия.
Обычаи – это правила поведения, складывающиеся исторически, в силу данных фактических отношений и в результате многократного повторения вошедшие в привычку. Для них характерны следующие черты:
а) живут в общественном сознании ипроникают в сферу индивидуального сознания даже глубже, чем нормы морали (В.Н. Протасов);
|
|
б) они складываются спонтанно, в результате многократного повторения одних и тех же актов поведения;
в) представляют собой точные модели («слепки») обобщаемых отношений. Отсюда их конкретность, детализированность;
г) каждый обычай имеет социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть и утрачено. Однако обычай и в этом случае может продолжать действовать в силу привычки;
д) имеют, как правило, локальную (по кругу субъектов, по местности) сферу действия;
е) в качестве средств их обеспечения выступают сила привычки и общественное мнение;
ж) в масштабе общества они не имеют собственной системы, что обусловлено стихийностью, спонтанностью их формирования, а также длительностью этих процессов.
Среди других социальных норм обычаи чаще всего они выступают формой иных социальных норм (норм морали, политических норм, правил гигиены и др.). Обычаи морального содержания называют еще нравами. К разновидностям обычая относят и такие виды социальных норм как традиции, обыкновения (деловые обыкновения), обряды, ритуалы и т.п.
Право и обычай взаимодействуют. Обычаи могут быть формой юридических норм(правовой обычай). Правовые нормы вытесняют вредные, неугодные обществу обычаи (например, обычай кровной мести). Полезные, социально необходимые обычаи могут даже наделяться правовой санкцией, и в этом случае они принимают форму правового обычая. В то же время обычаи меньше значат для правотворчества и правореализации, чем, например, нормы морали.
Корпоративные нормы – это нормы общественных организаций. Онипохожи на нормы права тем, что:
а) закрепляются в письменных нормативных актах (локальных документах: уставах, положениях и др.);
б) имеют внутрисистемный характер;
в) имеют четко выраженный предоставительно-обязывающий характер;
г) требуют внешнего контроля за реализацией и поддаются такому контролю;
д) обладают фиксированным набором средств обеспечения реализации своих норм (например, дисциплинарная ответственность).
|
|
Отличает их от норм права то, что они, во-первых, выражают волю и интересы членов данной организации и распространяют свое действие только на них;
во-вторых, регулируют, прежде всего, внутриорганизационные отношения;
в-третьих, санкционированы специфическими (для каждой организации) мерами воздействия.
Правовые нормы создают базу для организации и деятельности общественных организаций (объединений). Так, право запрещает создавать вредные для общества и государства объединения, выходить в своей деятельности за пределы целей и задач, определенных уставом и т.д.
Правовые и корпоративные нормы взаимодействуют в установлении правосубъектности общественных организаций (круга правоотношений, в которые данная общественная организация может вступать), в оценке правомерности принятого общественной организацией решения.
Технико-юридические нормы – это нормы, которые в качестве диспозиции (регулятивного предписания) имеют техническую норму, а в качестве санкции (охранительной нормы) – юридическую норму. Поэтому их можно расценивать и как юридические нормы технического содержания, и как разновидность технических норм.
Относительно природы технических норм существует две позиции: одни авторы вообще не относят их к социальным нормам, другие – считают их социальными. Действительно, технические нормы своеобразны. Содержание их определяется законами природы и техники (то есть они как бы исходят не от человека); регламентируют не отношения между людьми, а отношения человека к объектам природы и техники (то есть вроде бы регулируют несоциальную сферу); в качестве мер их обеспечения выступают негативные последствия нарушения естественных законов, технических правил. Специфической разновидностью социальных норм данные нормы можно считать потому что:
а) они направлены на тот же объект, что и другие социальные нормы – на поведение людей;
б) они имеют социальное значение, которое с развитием технической сферы, искусственной среды обитания человека все возрастает. Эти нормы определяют отношение человека к природе.