Теория естественного права (философский подход к праву) как утверждение свободы и справедливости в практике правового государства.
Контуры этой теории наметились еще в древности. Истоки естественно-правовых взглядов лежат в Древней Греции и Древнем Риме.
Логически завершенную форму и распространение эта концепция получила в XVII-XVIII веках в трудах Гоббса, Локка, Радищева и др. В ней разделяются такие понятия, как право и закон.
Суть теории естественного правасостоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осуществляться, источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой природе человека.
Основными положениями теории естественного права являются:
» право и закон - не одно и то же;
» законы (писаное, "позитивное" право) созданы законодателями (людьми) и приняты государственными органами;
|
|
» право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер;
» право - совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость);
» фактически право и мораль едины, основу права составляют нравственные ценности;
» не всегда законы соответствуют естественному праву;
» права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.
Достоинствами теории естественного праваявляются:
~ прогрессивность;
~ признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод;
~ допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (то есть, нормам справедливости).
~ обосновывает необходимость приведения законов в соответствие с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода и др.
К основным недостаткам теории естественного праваотносятся:
· прямое отождествление права и морали;
· противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права, то есть конкретных формально-определенных юридических норм и абстрактных идей;
· преувеличение роли неписаного права;
· различное понимание людьми идей справедливости.
· отрицание роли государства в правотворческом процессе.
Историческая школа права
Основоположниками данной теории, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи - австрийские и немецкие юристы.
Суть теории права, выдвинутой представителями школы, в том, что:
|
|
» право возникает само по себе и формируется постепенно (подобно языку и нравам);
» основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи;
» официальные законы являются юридическим оформлением (оболочкой) уже сложившихся обычаев.
К достоинствам теории праваможно отнести те факты, что:
~ обычай действительно предшествовал появлению права;
~ принимая законы, законодатель должен учитывать сложившиеся общественные отношения, культурно-исторические и национальные особенности;
~ теория обращает внимание на исторические условия формирования права, особенности страны и эпохи, на естественность развития права.
Главным недостатком теорииявляется ее обращенность в прошлое, непризнание естественной природы прав человека. Эта школа чрезмерно преувеличивает роль обычая в системе нормативного регулирования, который ставится над законом.
Теория нормативистского права
Нормативный подход к праву как средству поддержания законности и стабильности. Ее авторами считаются X. Кельзен; Штаммер; Новгородцев.
Суть нормативистской теориисоставляют следующие положения:
» право является пирамидой норм;
» во главе данной пирамиды стоит "суверенная норма", определяющая смысл остальных норм (конституция);
» каждая норма в данной иерархии черпает юридическую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суверенной нормы;
» сила права зависит от разумности построения всей иерархической правовой системы;
» право "живет" только в кодифицированных юридических нормах, то есть не может быть права вне норм (например естественного);
» право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религией, философией, моралью, то есть "в чистом виде".
К достоинствам теорииможно отнести следующие:
~ признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения ее в виде иерархии - от индивидуальных актов до суверенной нормы высшей юридической силы;
~ идея о суверенной норме - фактически об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему;
~ признание в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение права от философии, морали и т. д., следовательно, ликвидация дуализма между "естественным" и "позитивным" правом.
~ такой подход позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства, обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и др.
Недостатки теории:
· главный - повышенное внимание к формальной стороне права.
· игнорирование содержательной стороны права (субъективных прав личности, соответствия потребностям экономического развития и т.п.),
· игнорирование естественных и нравственных начал в праве, абсолютизации государственного влияния на правовую систему, угроза праву со стороны государства.