По субъектам правотворчества

Правотворчество (законотворчество) — деятельность, связанная с установлением, изменением и отменой норм права, о также признанием правовыми уже сложившихся правил поведения.

Субъектами правотворческой деятельности могут выступать:

а) государство — в лице своих органов;

б) негосударственные организации — если им предоставлено такое правомочие;

в) народ — при принятии конституций и законов на референдуме.

Нужно подчеркнуть, что государство не творит закон, а всего лишь формулирует его, основываясь на объективных законах функционирования общества.

По субъектам правотворчества выделяются следующие виды источников права:

Правовые обычаи

Правовые обычаи — обычаи, санкционированные (утвержденные) государством. Государство признает уже сложившиеся в обществе правила поведения и в дальнейшем обеспечивает их исполнение своей принудительной силой. Происходит это двумя способами:

а) в ходе судебной практики;

б) путем включения в закон.

Судебные и административные прецеденты

Судебный прецедент — решение суда по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, обязательным при решении аналогичных дел. При этом вопрос о применении аналогии решается также судом.

В некоторых странах этот источник права является основным. Суд в этом случае становится правотворческим органом. При этом существуют две квалификации подобной деятельности суда: а) подтверждающая наличие правотворческой функции суда; б) утверждающая, что суд не занимается правотворчеством, а лишь формулирует нормы естественного права.

В советское время наличие такого источника права отрицалось, однако некоторые ученые полагали, что независимо от официальной позиции этот источник существует объективно — в практической деятельности судов.

В современной России правотворчество судов существует в ограниченной форме.

Административный прецедент — решение органа исполнительной власти по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, которое применяется при решении аналогичных дел.

Нормативные правовые акты

Нормативный правовой акт — это документ, который устанавливает, изменяет либо отменяет правовые нормы, и обладает следующими признаками:

а) рассчитан на многократное применение;

б) рассчитан на неопределенный круг лиц;

в) принят специальным уполномоченным органом (или на референдуме);

г) принят в специально установленном порядке.

Нормативный правовой акт как официальный документ обладает следующими обязательными реквизитами:

а) наименование вида акта (закон, указ и др.);

б) наименование органа, принявшего акт;

в) дата принятия документа и его регистрационный индекс;

г) заглавие акта;

д) текст акта, изложенного в виде последовательности статей, иногда разделенных на главы и разделы;

е) подпись управомоченного лица.

Нормативные договоры

Как и нормативный правовой акт, содержит нормы права общего характера, рассчитанные на многократное применение. В отличие от нормативного правового акта является результатом волеизъявления двух и более сторон.

Нормативный договор может быть как источником внутригосударственного права, так и источником международного права.

Другие источники права

а) правовые принципы — основные начала, исходные положения права — применяются в случаях, когда нет конкретной нормы, регулирующей данное или сходное общественное отношение.

Существуют не во всех правовых отраслях.

б) правосознание населения — одно из проявлений сознания, которое отражает правовую действительность сквозь призму должного, т. е. того, какой она должна быть.

По широте охвата различают следующие виды правосознания:

общественное — взгляды, теории, убеждения, которые распространены в данном обществе;

групповое — взгляды, теории, убеждения, которые отражают положение данной группы в обществе;

индивидуальное — содержит групповое правосознание, скорректированное личным жизненным опытом.

в) юридическая доктрина — система научных юридических знаний и основанных на них убеждений.

Юридическая доктрина была значимым источником права в Древнем Риме. В V в. до н. э. в специальном законе о цитировании утверждалось, что на труды пяти выдающихся римских ученых-юристов можно ссылаться как на закон.

В настоящее время широкое распространение юридическая доктрина получает в мусульманском праве, где труды юристов по толкованию Корана рассматриваются как источник права.

Ученые полагают, что в настоящее время юридическая доктрина источником права не является4.

Вопрос 26.

Норма права – это установленное и обеспеченное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения.

Логическое выражение структуры! нормы права – «если…, то…, иначе…».

Структура нормы права:

1) гипотеза – часть нормы права, указывающая на условия вступления нормы права в действие:

а) в зависимости от структуры:

простые (одно условие реализации нормы права);

сложные (нескольких условий реализации нормы права);

б) в зависимости от способа изложения:

абстрактные, указывающие на общие условия действия нормы права;

казуистические, связывающие реализацию нормы права со строго определенными частными случаями;

2) диспозиция – часть нормы права, содержащая правило поведения субъектов права, попавших в указанные в гипотезе условия:

а) в зависимости от структуры:

простые (один вариант поведения);

сложные (несколько вариантов поведения);

б) по степени определенности:

– абсолютно определенные;

– относительно определенные;

– неопределенные;

в) в зависимости от действия:

управомочивающие, предоставляющие права на совершение не противоречащих закону действий;

обязывающие, налагающие обязанности совершения положительных, предусмотренных законом действий;

запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных противоправных действий (бездействия) под угрозой наказания;

3) санкция – часть нормы права, предусматривающая последствия нарушения правовой нормы:

а) в зависимости от состава:

простые (одна мера наказания);

сложные (несколько мер наказаний);

б) по отраслевому признаку:

– уголовные;

– административные;

– дисциплинарные;

– гражданские и др.;

в) по характеру последствий:

– правовосстанавливающие;

– штрафные;

г) по степени определенности:

абсолютно определенные, указывающие меру юридической ответственности;

относительно определенные, устанавливающие низший и высший пределы наказания;

альтернативные, предлагающие из нескольких вариантов меры государственного воздействия выбрать один.

Признаки норм права:

1) государственно–властный характер;

2) общеобязательность;

3) формальная определенность;

4) обеспеченность.

Характер нормы права – представительно–обязывающий.

Вопрос 27.

Классификация правовых норм:

1) по функциям, выполняемым в механизме правового регулирования:

а) исходные:

– нормы–начала;

– нормы–принципы;

– определительно–установочные нормы, определяющие цели, задачи отраслей права, предмет и средства правового регулирования;

– нормы–дефиниции, дающие определения правовых понятий и правовых категорий;

б) нормы правила поведения, регулирующие специфические разновидности общественных отношений посредством установления типичных прав и обязанностей;

2) по функциональной роли:

а) общие нормы права;

б) специальные нормы права;

3) в зависимости от предмета правового регулирования:

а) нормы конституционного права;

б) нормы гражданского права и т. д.;

4) в зависимости от деления отраслевых норм права:

а) материальные нормы права;

б) процессуальные нормы права;

5) в зависимости от метода правового регулирования:

а) императивные, содержащие властные предписания;

б) диспозитивные, допускающие возможность установления варианта поведения по соглашению либо (при невозможности соглашения) установление конкретного поведения;

в) поощрительные, устанавливающие меры поощрения и стимулирования за одобряемый государством и правом вариант правомерного поведения;

г) рекомендательные, предлагающие вариант правомерного поведения;

6) в зависимости от специфики цели:

а) коллизионные;

б) компенсационные;

в) компетенционные;

7) по юридической силе:

а) правовые нормы законов:

– федеральные нормы права;

– региональные нормы права;

б) правовые нормы подзаконных актов:

– федеральные нормы права;

– региональные нормы права;

8) в зависимости от сферы действия:

а) общефедеральные;

б) республиканские;

в) местные;

г) локальные;

9) по форме выражения правового предписания (диспозиции):

а) управомочивающие;

б) обязывающие;

в) запрещающие правовые нормы;

10) по форме изложения санкции:

а) абсолютно определенные;

б) относительно определенные;

в) альтернативные;

11) в зависимости от функциональной направленности:

а) регулятивные;

б) охранительные.

Вопрос 28.

Способы изложения правовых норм в нормативных актах:

1) прямой (простой, комплектным) – способ изложения норм права, при котором норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта, так как в статье нормативного акта прямо изложены все элементы (гипотеза, диспозиция, санкция) правовой нормы;

2) отсылочный – способ изложения норм права, при котором в статье нормативного акта изложена не вся норма права, но содержится прямая отсылка к другой конкретно указанной статье этого же нормативно акта либо конкретному нормативному акту, в которых содержатся недостающие элементы либо более детально раскрыто их содержимое;

3) бланкетный – способ изложения норм права, при котором в статье нормативного акта предполагаемые нормы права упоминаются, но их содержание не приводится, а отсылка к ним дается не в конкретной статье нормативного акта, а в иных нормах либо определенных нормативных актах, так как недостающие сведения дополняют самостоятельные нормы права, содержащиеся в других нормативных правовых актах;

4) абстрактный – способ изложения, при котором нормы права охватываются по степени обобщения конкретных показателей родовыми признаками;

5) казуистический (казуальный) – способ изложения норм права, при котором указываются фактические данные на основании индивидуальных признаков в процессе формулирования норм права в статьях нормативного акта. С помощью этого способа в статьях нормативного акта подробно описываются права, обязанности, меры наказания либо иные правила поведения, которым должны следовать участники правоотношений.

Вопрос 29.

Правотворчество – государственно–властная, управленческая деятельность компетентных органов, которая осуществляется в особом порядке, направлена на разработку, издание, отмену и совершенствование правовых норм и основана на порядке обеспечения социальных потребностей и интересов общества.

Признаки правотворчества:

1) управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение входящих в их ведение определенных и имеющих повышенное общественное значение отношений;

2) государственно–властная деятельность, являющаяся монополией государства и одной из проявлений его суверенитета;

3) интеллектуально–волевая (познавательная и ценностно–ориентационная) деятельность, связанная с изменением существующего порядка правового регулирования;

4) регламентируемая законом процедурная деятельность, в которой определяются перечень субъектов правотворчества и их полномочия, последовательность и содержание их правотворческих действий;

5) правотворчество выражается в создании, изменении, отмене или систематизации юридических норм, а иногда и в изменении сферы и объема действия уже существующих норм деятельности.

Функции правотворчества:

1) обновление нормативной базы;

2) восполнение пробелов в праве;

3) упорядочение и систематизация нормативных актов.

Вопрос 30.

Виды правотворческой деятельности:

1) народное правотворчество, т. е. непосредственная правотворческая деятельность народа, выражающаяся в проведении общегосударственного или местного референдумов, которые проводятся по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни;

2) правотворчество государственных органов, т. е. прямое установление правовых норм органами государства (законы и подзаконные акты). Правотворческая деятельность государственных органов состоит из правотворчества:

а) высших представительных и исполнительных органов, осуществляемое на уровне государства в целом;

б) региональных представительных и исполнительных органов на уровне субъектов РФ;

в) локальных органов на уровне предприятий и учреждений;

г) судебных органов;

3) санкционированное правотворчество, осуществляемое негосударственными организациями, объединениями и движениями. Оно выражается в правотворчестве органов местного самоуправления, коммерческих, акционерных, производственных организаций и товариществ, а также профессиональных и политических организаций;

4) производное и комплексное правотворчество, выражающееся в санкционировании государством обычаев, в совместном правотворчестве государственных органов и негосударственных организаций и движений.

По значимости правотворчество делится на:

1) законотворчество;

2) делегированное правотворчество;

3) подзаконное правотворчество.

Вопрос 31.

Законотворчество – процесс, представляющий собой систему относительно завершенных, самостоятельных и последовательно направленных на создание закона действий специальных субъектов.

Стадии законотворческого процесса:

1) законодательная инициатива – предоставленное строго определенным субъектам право на внесение в законодательные органы законопроектов или предложений по совершенствованию законодательства. Право внесения законопроекта или предложения должно соответствовать обязанности представительного органа рассмотреть законопроект или готовый текст будущего проекта.

Правом законодательной инициативы обладают (ст. 104 Конституции РФ):

а) Президент РФ;

б) Совет Федерации;

в) депутаты Государственной Думы;

г) Правительство РФ;

д) законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

е) Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ по вопросам их ведения. На уровне субъектов РФ субъектом законодательной инициативы может быть также и население соответствующего субъекта;

2) обсуждение законопроекта – стадия, которая проходит на заседаниях палат представительного органа в несколько чтений:

а) обсуждение концепции законопроекта (первое чтение);

б) обсуждение по существу, т. е. постатейно или по разделам (второе чтение);

в) обсуждение законопроекта в целом со всеми внесенными поправками (третье чтение). Возможно также и всенародное обсуждение законопроекта.

Допускается внесение в законопроект поправок, изменений и дополнений. По окончании обсуждения возможны либо принятие, либо отклонение, либо отправление законопроекта на доработку и повторное рассмотрение;

3) принятие закона – стадия законодательной деятельности, которая осуществляется согласно ст. 105 Конституции РФ на заседании Государственной Думы. В ст. 106 Конституции РФ содержится четкий перечень вопросов, по которым после принятия требуется одобрение Советом Федерации. Принятие законов осуществляется путем голосования, которое может быть открытым или тайным, простым или квалифицированным;

4) подписание закона – стадия законотворчества, которая осуществляется Президентом РФ. В случае несогласия с представленным законопроектом Президент РФ может наложить отлагательное вето и направить его на повторное рассмотрение в парламент;

5) опубликование закона – заключительная стадия законотворчества, которая определяет момент вступления закона в юридическую силу. Официальному опубликованию законы подлежат в течение семи дней со дня подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Вопрос 32.

Действие нормативных правовых актов – установление временных и пространственных параметров для достижения юридических последствий и социальных целей, поставленных законодателем при издании этих актов.

Действие нормативных актов во времени – вступление актов в силу и утрата этой силы.

Нормативные акты могут вводиться в действие:

1) с момента принятия или подписания нормативного акта;

2) с момента опубликования нормативного акта;

3) по истечении определенного срока с момента опубликования нормативного акта;

4) по истечении времени, которое может указываться как в самом нормативном акте, так и специально принятом акте;

5) с момента получения адресатом этого нормативного акта и т. д.

Нормативный акт распространяет свое действие на отношения, которые возникли после его вступления в силу.

Нормативному акту может придаваться обратная сила, когда действие нормативного акта может распространяться на отношения, которые возникли до его принятия и вступления в действие.

Обратную силу нормативные акты приобретают, если:

1) в самом акте это указано;

2) данный акт смягчает ответственность либо совсем устраняет ее.

Основания утраты юридической силы (прекращения действия) нормативных актов:

1) истечение срока действия, на который был принят;

2) изменение обстоятельств, на основе которых был принят акт;

3) прямая официальная отмена акта, которая осуществляется на основании прямого указания компетентного органа;

4) признание акта неконституционным, т. е. противоречащим положениям Конституции РФ;

5) фактическая отмена акта в результате принятия нового акта, который заменил его, так как регулирует одни и те же отношения;

6) вступление в силу международного договора, противоречащего национальному государственному акту.

Действие нормативного акта в пространстве – действие акта в пределах территории, на которую распространяются правовые предписания и полномочия соответствующего правотворческого органа.

Территория государства – находящиеся в пределах государственных границ сухопутное, водное, воздушное пространство, недра, а также дипломатические представительства за границей, военные и воздушные суда в открытом море, воздушные корабли, которые находятся в полете за пределами государства.

Действие нормативного акта по кругу лиц – это распространение своего воздействия на всех граждан, государственные органы, общественные организации, иностранцев, лиц без гражданства, которые проживают и находятся на территории государства и попадают под действие полномочий соответствующих правотворческих органов.

Вопрос 33.

Правовая система государства – это большое количество нормативно-правовых актов, предписаний, которое требует определенной группировки, классификации для удобного и целесообразного использования их в процессе правоприменения. Таким образом, в правовой системе функционирует большое количество нормативных актов, что и определяет необходимость осуществления их систематизации. В юридической науке получили развитие три вида систематизации.

1. Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную.

Официальная инкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников и собраний, а также инкорпорированных актов теми органами, которые издали эти акты. Данная инкорпорация осуществляет подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специальными, уполномоченными на такую деятельность государственными органами.

Неофициальные систематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Одним из видов систематизации является хронологическая систематизация документов по официальной дате их опубликования.

Предметная инкорпорация – это такой вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом глубокого изучения и анализа материала, который объединяют по отраслевому признаку.

2. Кодификация – это одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по основательной (внешней и внутренней) переработке действующего законодательства через подготовку и принятие нового кодификационного акта, который приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту законодательным государственным органом.

Существуют следующие виды кодификации:

– всеобщая кодификация (формирование сводных кодифицированных актов по главным отраслям законодательства;

– отраслевая кодификация (систематизация норм права по какой-либо отрасли или подотрасли права);

– специальная кодификация, соединяющая нормы права института или группы институтов права.

3. Консолидация – это систематизация нормативных актов, которая создается путем устранения и преобразования нормативных актов, их унификации и создания законодательства крупных однородных блоков как важного промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.

Таким образом, все виды систематизации – это процедуры по обработке, а также упорядочению законодательства, его улучшению, устранению противоречий, несогласованностей. Это также обоснованная, необходимая и определенная деятельность уполномоченных лиц и органов, через которую осуществляется упорядочение законодательства в целях использования и применения ее на практике.

Вопрос 34.

Юридическая техника – это совокупность средств, специфических правил и приемов, которые используют при создании, оформлении и систематизации юридических актов для обеспечения их эффективности и регулятивного действия на общественные отношения. Существует следующая классификация юридической техники.

1. Техника изложения воли законодателя – юридическая техника, применение которой характеризуется соблюдением следующих правил при создании, оформлении и систематизации юридических актов: синтаксических – таких, в которых первоначальной, основной единицей текста является предложение, выражающее законченную мысль; стилистических – это правила, которые предполагают построение текста нормативного правового акта в простом стиле, с употреблением четких и кратких формулировок, а также устойчивых словосочетаний. Согласно этому правилу в тексте нормативных актов должно присутствовать уместное использование обязываний, дозволений, запретов; лингвистических – это такие правила, которые предполагают использование языка и стиля в юридических актах, которые не отличаются друг от друга, так как им должны быть свойственны директивность и официальность; терминологических – это правила, использование которых при изложении правовых норм, предписаний предполагает использование общеупотребительных, специальных юридических и специальных технических терминов, которые обязаны быть общепризнанными, ясными, однозначными, точными, устойчивыми, должны обладать адекватным формулированием и ограниченной по смыслу специализацией.

При этой технике употребляются следующие средства изложения воли законодателя:

1) нормативное построение, а именно организация правовых норм по структуре и использование в законах, положениях, предписаниях их разновидностей (деление на регулятивные, охранительные и другие нормы права);

2) юридические конструкции, а именно представление правового материала в виде стандартных моделей или схем (в частности, состав преступления, договор и др.);

3) отраслевая типизация, т. е. использование в тексте правовых предписаний конструкций и нормативных построений, а также терминологии какой-то конкретной отрасли права.

Применяются следующие приемы изложения правовых норм:

1) прямое изложение;

2) ссылочный характер изложения;

3) абстрактный;

4) казуистический;

5) бланкетный.

2. Техника документального оформления – это структурная организация юридического текста и его оформление с помощью официальных реквизитов. Ими можно считать как логически связанные абзацы, так и части статей, глав, параграфов, разделов и частей.

Существуют реквизиты, которые призваны придавать юридическому акту официальный характер, в частности речь идет: 1) о заглавии нормативного документа; 2) наименовании нормативного документа; 3) дате принятия и введения документа в действие; 4) порядковом номере нормативного документа; 5) подписи; 6) печати.

3. Техника в зависимости от характера содержания юридического акта делится:

1) на правотворческую технику;

2) правоприменительную технику;

3) интерпретационную технику.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: