Социологическая теория права

Авторами социологической теории права считаются Э. Эрлих, Г. Канторо­вич, Муромцев, Г.Ф.Шешеневич и др.

Суть социологической теориисоставляют следую­щие положения:

» право и закон нетождественны между собой;

» закон - писаное право;

» право - реализация закона (то есть правопорядок, юридическая практика, правоприменение).

Недостаток теориисостоит:

· в фактическом отождест­влении права и правопорядка.

· скорее дестабилизирует правовой поря­док, нежели укрепляет его.

· вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения.

Разновидностью социологического направления выступа­ет теория солидаризма (Леон Дюги). Он выдвинул идею права, основанного на норме социальной солидарности, как внеш­него выражения общественной жизни. Такая концепция ведет к отрицанию индивидуальных свобод и прав человека, к корпоративному государству.

 

Реалистическая школа

Эта школа в определенной мере примыкает к нормативистскому направлению. Она определяет право как защи­щенный государством интерес личности. Государство выступа­ет необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества и без государственной власти право есть пустой звук. Существует только позитивное право и содержание его составляет только защищенный интерес личности (Е.Трубецкой).

Отрицательные стороны правового ре­ализма:

— отсутствие прочной юридической основы предпринимае­мых действий и уверенности в конечных их результатах;

— решение юридических дел в пользу экономически и полити­чески сильного, в ущерб слабым, малообеспеченным, не сто­ящим у кормила политической власти;

— опасность некомпетентного решения и откровенного про­извола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

Психологическая теория права

Логически завершенную форму получила в XX веке в трудах Л. И. Петражицкого, Г. Тарда, Рейснера, Росса и др.

Суть данной теорииможно отнести следующие:

» причины появления права коренятся в психике людей;

» субъективные права возникли из чувства правомочия на что-либо;

» юридические обязанности произошли от психологиче­ского чувства обязанности сделать что-либо;

» право делится на интуитивное (исходящее из личных пе­реживаний) и позитивное (установленное государством);

» истинным авторы теории считали именно интуитивное право, так как именно оно побуждает человека к само­стоятельным и волевым действиям.

Достоинствами данной теорииявляются следующие:

~ признание психологического элемента в возникновении и функционировании права;

~ учиты­вает психологические особенности людей, роль право­сознания в правовом регулировании общественных отно­шений.

~ интуитивное право имеет много общего с правосознанием.

Основные недостатки теории:

· односторон­ний характер, отрыв от объективной реальности, недостаточный учет других факторов (кроме психоло­гических);

· объявление интуитивного права (фактически правосоз­нания) действительным правом, придается значение только интуитивному праву, как регу­лятору поведения человека.

Марксистская теория права

Основоположники данной теории - К. Маркс (1818 - 1883); Ф. Энгельс (1820 - 1895); В. И. Ленин (1870 - 1924).

Суть марксистской теории правасоставляют сле­дующие положения:

» в основе теории лежит классовый подход;

» право - возведенная в закон воля правящего класса;

» право отражает существующие производственные от­ношения, где основная масса средств производства со­средоточена в руках небольшой группы собственников;

» право устанавливается и охраняется государством.

Положительные стороны теории:

~ подведение эконо­мического базиса под вопрос изучения права;

~ трезвая оценка роли государства и государственной элиты в соз­дании права;

~ показывает зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

~ обращает внимание на тесную связь права с государством, ко­торое устанавливает и обеспечивает его.

Основные недостатки теории:

· преувеличение роли классовых антагонизмов,

· недооценка интегрирующей функ­ции права (или средства решения противоречий в обще­стве);

· отсутствие общечеловеческих критериев;

· игнорирование культурных факторов,

· ограниче­ние существовавшего права историческими рамками клас­сового общества.

Интегральный (интегративный) подход к пониманию права.

Пра­во — это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование сво­бодных воль в их взаимоотношении друг с другом.

С учетом положений различных теорий можно определить существенные черты права:

1. Право есть система нормативного регулирования, ос­нованная на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромиссах.

2. Право есть мера, масштаб свободы и поведения челове­ка:

~ мера полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, воз­можностей для ее инициативного поведения;

~ мера допус­тимых ограничений свобод человека: «Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому…» (ст.4 Де­кларации прав человека и гражданина 1789 г.).

3. Право обеспечивается государственной властью, которая участвует в правообразовании, в охране права.

4. Нормативность есть исходное и основополагающее свой­ство права, придающее ему качество специфического регуля­тора, координатора деятельности людей и выра­жающееся через систему регулятивных средств различного уровня.

5. Право есть реально действующая система нормативной регуляции. Право существует, напоминает о себе постольку, поскольку оно действует, т.е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их практических действиях.

6. Право не тождественно закону. Законодательство высту­пает одной из форм выражения права. Закон (иной нормативный акт государства), не отвечающий идеям права и приоритетам личности, правом не является.

Вопрос 11.

 

 Правопонимание определённое представление о существе права

На вопрос: "Что есть право?" разные школы права отвечали по-разному.

 Право – это система общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают интересы общества, регулируют социально значимые общественные интересы, предоставляя субъективные права и возлагая юридические обязанности.

Признаки права:

1) государственно–волевой характер, т. е. выражение государственной воли общества, которая обусловлена различными условиями общественной жизни;

2) нормативность, т. е. выражение в правовых предписаниях, которые проявляются в реальной жизни в качестве системы официально признаваемых и действующих в государстве юридических норм;

3) взаимосвязь права и государства, которая проявляется либо при применении мер государственного принуждения в указанных правом случаях, либо при создании, санкционировании и охраны правовых норм государством;

4) общеобязательность, так как все принятые правовые предписания адресуются неопределенному количеству лиц и являются обязательными для исполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;

5) формальная определенность, т. е. выражение общественной воли в форме официальных юридических актов, которые устанавливаются государственной властью и содержат предписания, определяющие границы свободы субъектов права;

6) системность и иерархичность, так как все нормативные предписания применяются не изолированно, а в совокупности, в которой предписания взаимодействуют и дополняют друг друга;

7) регулирующее воздействие, осуществляемое с помощью предоставления субъектам определенных субъективных прав и возложения на них юридических обязанностей;

8) установление и обеспечение государством, так как оно обладает монополией на правотворчество, а все другие субъекты правоотношений могут принимать участие в правотворческой деятельности только с санкции государства.

Вопрос 12.

В философии под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, выражающих внутренние глубинные, необходимые связи и отношения, которыми определяются все другие свойства и признаки данного явления. Следовательно, сущность права - это главная, внутренняя, устойчиваякачественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. Апоскольку праву свойствен волевой характер, то важно, чью волю выражает право, чьи интересыоно воплощает.Единого представления о сущности права, присущего всем временам, народам, различнымобществам, не существует, поскольку на право и его сущность большое влияние оказываютсостояние экономики, национальный состав населения страны, исторические факторы, уровеньправовой и политической культуры общества и др. Поэтому представления о сущности права неоставались неизменными во все времена и эпохи.В юридической науке сложилось два главных подхода к определению сущности права.

1. Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления. При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные интересы - над общечеловеческими. Это так называемый классовый подход к трактовке сущности права, он характерен для марксистской науки, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.

2. Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом - механизм управления делами общества. Это не означает, что право не связано с принуждением. Оно безусловно необходимо в случае невыполнения правовых предписаний. Но главным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса.

Раскрытие сущности права связано с определением его содержания. Содержание права - это единство всех составляющих его элементов, свойств, их взаимодействие между собой и регулируемыми общественными отношениями. Таким образом, содержание права тесно взаимосвязано с его сущностью и социальным назначением. Так как сущность права многоаспектна, то логично утверждать, что и содержание его носит многоуровневый характер.

В содержании права выделяют три уровня:

а) специально-юридическое;

б) интеллектуально-волевое;

в) социально-политическое.

Если принять, что сущностью права является согласованная воля участников регулируемых отношений, выраженная в законе, а в связи с этим назначением права является регулирование общественных отношений, то, прежде всего, выделяют специально- юридическое содержание права. Оно, если можно так выразиться, «лежит на поверхности», так как непосредственно выражает сущность права.

Основными составными элементами специально-юридического содержания права являются:

- юридические нормы;

- субъективные права и юридические обязанности;

- меры юридической ответственности за правонарушения;

- юридические гарантии соблюдения норм права и обеспечения прав и свобод граждан;

- правосубъектность и правовой статус граждан.

Не умаляя значение всех остальных элементов, следует сказать, что большинство авторов признают содержанием права именно юридические нормы. Таким образом, право состоит из нормативных установок, к которым относят и юридические нормы.

Более глубокий уровень правового содержания - интеллектуально-волевой.

Интеллектуальную сторону содержания права составляют принципы права - общеотраслевые, межотраслевые и отраслевые, раскрывающие право как форму правового сознания.

Общеотраслевые принципы - это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений. К ним относятся:

- принцип социальной свободы (обеспечивает социальную защищенность личности, предоставляет реальные гарантии для свободной и обеспеченной жизни);

- принцип социальной справедливости (этот принцип имеет морально - правовое содержание);

- принцип демократизма;

- принцип гуманизма (право закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого гражданина);

- принцип равноправия (провозглашает равенство всех перед законом);

- единство юридических прав и обязанностей;

- принцип ответственности за вину;

- принцип законности (строгое и полное осуществление предписаний правовых норм всеми субъектами права).

Межотраслевые правовые принципы - выражают особенности нескольких родственных отраслей права. Например, для уголовно- процессуального и гражданско - процессуального права общими принципами являются коллегиальность в рассмотрении уголовных и гражданских дел, гласность судебного разбирательства.

Волевая сторона содержания права характеризует государственно-властное начало в праве, общеобязательность правовых норм.

Как видно, содержание права напрямую связано с его назначением - быть регулятором общественных отношений, поэтому следует отметить, что содержание права обусловлено также содержанием тех общественных отношений, обеспечивать стабильность которых оно призвано. В связи с этим, выделяют также социально-политическое содержание права. Его образует все то, что составляет предмет правового регулирования: трудовые, хозяйственные, имущественные, земельные, финансовые, конституционные, административные и другие правоотношения.

Таким образом, содержание права трактуется в юридической литературе по-разному. Эти противоречия, я думаю, можно объяснить неодинаковым правопониманием. Для тех, кто считает, что право может существовать в форме правоотношений, его содержание - поведение их субъектов. Для тех, кто отождествляет право и закон, содержанием права является государственная воля. Тот, кто приравнивает право к совокупности юридических норм, полагает, что нормы же и составляют содержание права. Однако несмотря на многоуровневый характер и различия в правопонимании, содержание права все равно рассматривается как единое целое.

Вопрос 13.

В понимании функций права в юридической литературе нет единообразия и единодушия. По мнению одних ученых, функции права есть реализация его социального назначения, которое складывается из потребностей общественного развития. Социальное назначение права – в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им определенной направленности, стабильности, создании необходимых условий для реализации прав и свобод личности и нормальных условий для развития общества.

Другие ученые полагают, что функции права - это главные направления правового воздействия на общественные отношения, т.е. формы, способы, пути влияния права на общественные отношения. Однако большинство отечественных ученых считают, что понятие "функции права" должно охватывать оба этих аспекта - и социальное назначение права, и вытекающие из этого назначения способы, пути воздействия права на общественные отношения.

Таким образом, под понятием "функции права" следует понимать основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма. В юридической литературе иногда употребляют термины не только "функции права", но и"функционирование права". Оба понятия очень близкие, но не совпадающие. Функционированиеправа - это действие права, реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях,а функции права:

1) определяются сущностью права и его социальным назначением;

2) характеризуют необходимое воздействие права на общественные отношения. Иначе говоря, без

такого воздействия общество на данном этапе не может обойтись;

3) направлены на осуществление наиболее важных, коренных задач, стоящих перед правом на

данном этапе развития общества;

4) активно воздействуют на общественные отношения, на их упорядочение;

5) характеризуются непрерывностью, длительностью.

Вопрос 14.

Система функций права непосредственно связана с системой права. Проф. Т.Н. Радько выделяет пять групп функций права:

 общеправовые, т.е. присущие всем отраслям права;

 отраслевые, т.е. свойственные одной какой-то отрасли права;

 межотраслевые (присущие двум и более отраслям права, например охранительная функция,

присущая уголовному, административному и другим отраслям права;

 правовых институтов;

 нормы права или отдельных норм.

В юридической науке принято также классифицировать функции права на внутренние и внешние.

Внутренние функции права - это способы юридического воздействия на поведение людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права. Они определяют собственно юридические функции права.

Внешние функции права находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как социальный регулятор. К внешним функциям права относят общесоциальные. Среди них выделяют функции:

1. культурно-историческую, посредством ее право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры;

2. воспитательную - способность права выражать определенную идеологию и оказывать влияние на сознание и волю людей. Она направлена на воспитание высокого правосознания и формирование стимулов правомерного поведения;

3. социального контроля - стимулирует определенное поведение и в то же время ограничивает нежелательные с точки зрения общества поведение и действия, т.е. удерживает от совершения неправомерных действий;

4. информационно-регулирующую - информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению.

Виды функций:

1) общесоциальные – функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:

а) экономическая – функция, направленная на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;

б) политическая – функция, направленная на правовое регулирование между субъектами политической власти;

в) культурно–историческая – функция, направленная на собрание и развитие культурно–духовных ценностей;

г) воспитательная – функция, посредством которой формируются убежденность в справедливом и целесообразном порядке правового регулирования;

д) функция социального контроля – функция, которая заключается в осуществлении воздействия права на поведение субъектов с помощью стимулирования, поощрения, удержания от неправомерных действий и т. д.;

2) специально–юридические функции – функции, с помощью которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:

а) регулятивная – функция, направленная на осуществление правового воздействия, которое нацелено на организацию социально значимых отношений с помощью формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене:

регулятивная статическая – функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения посредством закрепления их состояния в институтах права;

регулятивная динамическая – функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения посредством их оформления и стимулирования;

б) охранительная – функция, которая заключается в охране положительных, правомерных и вытеснении негативных явлений общественной жизни, а также предупреждении, пресечении и восстановлении нарушенных прав:

восстановительная – функция, направленная на восстановление нарушенного права либо положения;

компенсационная – функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред либо нанесенный ущерб;

ограничительная – функция, направленная на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;

карательная – функция, которая заключается в назначении наказания за совершенные правонарушения.

 

Вопрос 15.

Принципы права – это исходные и основополагающие начала, которые закрепляются законодательно и выражают сущность и социальную обусловленность права.

Свойства принципов права:

1) отражение экономической, политической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни с точки зрения;

2) наличие основополагающего характера;

3) фиксирование в законодательстве;

4) отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;

5) устойчивость;

6) системность;

7) отражение своеобразия, т. е. природы, сущности, специфики правовой системы;

8) наличие самостоятельного регулятивного значения, так как принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

Виды принципов права:

1) общие (общеправовые) принципы – исходные начала, имеющие нормативно–руководящий характер и раскрывающие сущность и социальную природу всего права в целом:

а) принцип федерализма, отражающий федеративное устройство государства, определяющий соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов федерации и т. д.;

б) принцип законности, означающий обязанность всех субъектов общественных отношений точно и неуклонно соблюдать все нормативные правовые акты, а также обеспечение верховенства и единства закона, равенство всех перед законом и судом;

в) принцип гуманизма, означающий уважение личности, создание всех условий для нормального существования и развития человека, закрепление прав и свобод человека, запрещение любой деятельности, посягающей на человеческое достоинство, и т. д.;

г) принцип равноправия, означающий законодательное закрепление равенства всех граждан независимо от их национальности, расы, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;

д) принцип справедливости, закрепляющий использование при регулировании отношений средств убеждения для необходимого определенного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;

е) принцип единства прав и обязанностей, означающий наличие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей (не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав);

2) отраслевые принципы – исходные начала, действующие в рамках какой–либо одной отрасли права и отражающие ее специфику;

3) межотраслевые принципы – исходные начала, характеризующие общность и специфику нескольких смежных отраслей права и действующие в рамках двух или нескольких отраслей права:

а) принцип гласности;

б) принцип состязательности;

в) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

Вопрос 16.

В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают воздействие на развитие общественных отношений, на поведение людей. Уже в первобытном обществе действовали свои регуляторы - система мононорм, регулировавших значимые для жизни родовой общины наиболее важные общественные

отношения. Термин "регулирование" означает определять поведение людей и их объединений, придавать ему конкретное направление, вводить в конкретные рамки, упорядочивать. В регулятивной системе принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы. К нормативному относится регулирование посредством норм, т.е. одинакового масштаба, меры поведения, путем установления конкретных, четких рамок поведения участников общественных отношений.

Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет целью упорядочить общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том числе с помощью механизма социального принуждения.

Социальное принуждение может быть: государственным, применяемым в случае нарушения норм права;

моральным, которое выражается в общественном осуждении нарушения норм нравственности и этических норм; со стороны общественных объединений, когда нарушаются корпоративные нормы, т.е. нормы уставов, положений общественных объединений и др.; со стороны мирового сообщества - в случае нарушения общепризнанных норм и принципов международного права. Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и др. Разновидностью правовых регуляторов являются: правовой обычай; прецедент судебный и административный. К специфическим нормативным регуляторам относятся религиозные нормы. Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с другими регуляторами, которые принято обозначать как ненормативные. Выделяют три вида ненормативных регуляторов - ценностный, директивный и информационный, также воздействующих на общественные отношения. Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок. Они формируются прежде всего в культуре общества или отдельных народов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах и т.д. Ценностный регулятор складывается и закрепляется в памяти этноса и сохраняет свое регулирующее значение на последующих этапах развития общества длительное время. Он содержит в себе традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы, например, в сфере трудовых, семейных и национальных отношений. Директивный регулятор есть способ воздействия на общественные отношения с помощью директивы, приказа, указания, направленных на решение какой-либо важной задачи, цели. Например, директивы КПСС в период административно-командной системы по различным вопросам жизни страны, в том числе в области законотворчества, планирования и др. Информационный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы с помощью средств массовой информации (СМИ), например использование СМИ в защите прав и свобод человека, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям. Действие информационного регулятора, его эффективность обусловлены связью с институтом гласности, т.е. этот институт обеспечивает участие населения в делах государства и его информирование о положении дел в стране. Ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых норм, так и затормозить, блокировать или нейтрализовать, исказить их действие. Не каждая норма права является социально полезной и эффективной, хотя она принята в установленном порядке. Выяснение действия ненормативных регуляторов позволяет установить, что конкретно влияет на бездействующую правовую норму, обеспеченную государственным принуждением, какие регуляторы оказались приоритетнее правовых. У ценностного регулятора, как известно, велика сила имитации, подражания массовому поведению ("поступай как все"). Это древнейший из всех регуляторов. Отсюда нормы права, не учитывающие сложившиеся в обществе ценностные ориентиры, не будут реальными, действующими. Директивный и информационный u1085 ненормативные регуляторы также имеют соответствующие материальные и моральные стимулы. Их влияние огромно, например, невыполнение директив КПСС грозило исключением из партии, наложением партийных взысканий, увольнением с работы и др.

Вопрос 17.

Социальные нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, которые регулируют отношения между людьми.

Основные виды социальных норм:

1) обычаи – это устойчивые правила поведения людей, которые исторически сложились в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются посредством общественного мнения;

2) религиозные нормы – это совокупность правил поведения, которые отражают определенное мировоззрение и мироощущение, основанная на вере в существование Бога и сверхъестественных сил;

3) корпоративные нормы – это система правил поведения, устанавливаемые определенной корпоративной организацией с целью регулирования отношений между ее членами, но только в пределах установленных государством полномочий;

4) политические нормы – это совокупность правил поведения общего характера, которые устанавливаются и санкционируются субъектами политической системы по поводу формирования и использования государственной власти;

5) организационные нормы – это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с производственными и организационными вопросами.

Также социальные нормы делят на следующие виды:

1) нормы морали;

2) этические нормы;

3) семейные нормы;

4) нормы традиций и привычек;

5) деловые обыкновения;

6) правила этикета.

Особенности социальных норм:

1) в качестве предмета регулирования выступают общественные отношения;

2) субъектами социальных норм выступают люди, являющиеся представителями социальной сферы.

Технические нормы – это правила поведения, которые регулируют отношение человека к природе и технике и возникают по поводу их наиболее целесообразного использования.

Технические нормы обеспечивают целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, технических достижений и орудий труда, так как определяют оптимальные методы, приемы и средства обращения людей с техническими объектами.

Особенности технических норм:

1) в качестве предмета регулирования выступают не социальные отношения, а технические;

2) субъектами технических норм выступают не только люди, но и природа, техника. Между техническими и социальными нормами осуществляется взаимодействие, так как некоторые технические нормы затрагивают существенные интересы определенных социальных общностей и становятся технико–социальными.

Технико–социальные нормы – это общеобязательные нормы, которые поддерживаются не только силой природы, но и правом и государством, их невыполнение влечет за собой юридические последствия.

Вопрос 18.

Вопрос 19.

Нормы права – это обязательное для всех и формально определенное правило поведения.

Нормы морали – это правила поведения, которые регулируют общественные отношения на основании исторически складывающихся представлений о добре и зле, честном и бесчестном, справедливом и несправедливом.

Право и мораль объединяют:

1) единая основа – общечеловеческая система социальных ценностей и представлений о добре, справедливости, честности, равноправии и т. д.;

2) нормативно–регулятивный характер – право и мораль выступают в качестве определителей границ поведения людей в типичных жизненных ситуациях:

а) единый объект регулирования – общественные отношения;

б) достижение одинаковых конечных целей – социально полезного развития общества;

в) фундаментальные общеисторические ценности и показатели уровня развития социальной и культурной жизни общественно–политической системы.

Различия между ними заключаются в:

1) разных способах и субъектах формирования (право создается в особом порядке государством непосредственно либо с его санкции, а мораль – стихийно всем обществом);

2) характере и способе воздействия на сознание, поведение людей (мораль выступают в качестве внутреннего регулятора поведения и духовной жизни личности, а право регулирует отношения по поводу субъективных прав и юридических обязанностей);

3) формах внешнего выражения (право официально и письменно закрепляется в юридических актах государства, а мораль существует только в сознании людей);

4) методах и средствах обеспечения реализации (право обеспечивается государством, а мораль – общественным мнением);

5) требованиях и оценочных критериях (право регулирует только внешние поступки людей, а мораль предъявляет более высокие требования и оценивают поступки с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости). Взаимодействие права и морали проявляется в схожем регулировании общественных отношений, формировании у населения должной юридической и нравственной культуры, ответственности, правосознания.

Мораль – нравственная основа права, которое влияет на формирование и защиту норм морали. Действия, поощряемые правом, поощряются и нормами морали, а любое противоправное поведение признается и противонравственным.

Противоречие между правом и моралью может выражаться:

1) в несовпадении интересов общества и государства;

2) в различных методах регулирования;

3) в разнице критериев оценки поведения;

4) в расхождении между правом и моралью вследствие развития общественной жизни и государства;

5) в неравномерном развитии норм морали и норм права и т. д.

В гражданском обществе важное место отводится духовно-культурной жизни. Ее составной частью является религия. Она традиционно, на протяжении многовековой истории человечества объединяла людей, оказывала прямое или косвенное влияние на жизнь государства и воспитание молодого поколения.

Как правило, в настоящее время основы взаимоотношений между церковью и государством в гражданском обществе регулируются нормами конституционного права, провозглашающими отделение церкви от государства. Это означает, что государственные органы и должностные лица не вмешиваются в сферу религиозных отношений, в том числе в деятельность религиозных объединений, и не поручают им выполнение государственных функций. Вместе с тем государство защищает законную деятельность религиозных объединений, занимая в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтральную позицию.

Согласно, например, ст. 13 Конституции Греции, свобода совести ненарушима. Пользование личными и политическими свободами не зависит от религиозных верований. Всякая признаваемая религия свободна, и ее культовые обряды осуществляются беспрепятственно и под охраной закона. Они не могут посягать на публичный порядок и добрые нравы.

В современном обществе существует и такой важный духовно-культурный институт, как религия. Ее влияние ощущается не только в духовной, но и в политической жизни общества. Свои религиозные потребности верующие удовлетворяют через церковь.

Современное государство, как уже отмечалось, строит свои отношения с церковью, как правило, на основе провозглашения отделения церкви от государства. В то же время, провозглашая невмешательство в ее дела, оно гарантирует равенство всех религиозных конфессий, допускает возможность добровольного религиозного образования.

Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т.е. не верить в Бога. Эта свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.

Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением. Эта свобода, таким образом, по своему содержанию уже первой. В субъективном смысле, т.е. как право человека, равнозначным является понятие свободы религии, но оно еще означает и право на существование всех религий и возможность каждой их них беспрепятственно проповедовать вероучение. Однако в обиходе очень часто все указанные термины употребляются как идентичные Ориу М. Основы публичного права. М., 1929. С. 361..

Вопрос 20.

Политика государства является средством оптимального решения задач, стоящих перед обществом, их определяет политика, которая имеет непосредственную связь с государством. С помощью политических решений общество реагирует на жизненные ситуации. Политика может быть реальной, когда отражает интересы всего населения государства и определяет объективные закономерности функционирования конкретной политико-правовой системы. Самые важные решения политики осуществляются через право, которое собирает в себе наиболее значимые политические интересы и, таким образом, становится инструментом их достижения.

Важным является также соотношение права и государства, которое выражается:

1) в единстве (право и государство – средства социальной регуляции, которые имеют общее происхождение и т. д.);

2) различии, выражающемся в различных социальных назначениях, форме, структуре и содержании;

3) взаимодействии, выражающемся в наличии разных форм влияния права и государства друг на друга;

Анализируя структуру системы права, нужно рассматривать ее в соотношении с внешней формой права – системой законодательства, что позволит правильно и полно определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Соотношение законодательства и права:

1) норма права является первичным элементом системы права, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт, который издается в определенной форме, содержит распределенные по группам нормы права;

2) система законодательства по объему представленного материала намного шире системы права, так как включает в себя содержание положений, которые не могут быть отнесены к праву;

3) в отличие от законодательства, деление права на отрасли и институты базируется на предмете и методе правового регулирования;

4) структура системы права не одинакова с внутренней структурой системы законодательства потому, что вертикальная структура системы законодательства построена, учитывая юридическую силу нормативно-правовых актов, компетенцию издающего их органа в системе субъектов нормотворчества;

5) система права имеет объективный характер, а система законодательства строится под влиянием субъективного мнения законодателя. Размежевание правом и системой законодательства вызвано также потребностями систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства.

Таким образом, определение оптимального соотношения между системой права и системой законодательства – это прежде всего система характеристик, которая позволяет различить два понятия теории права, выражающиеся в доступности и сокращении большого количества повторяющихся актов, реализации деятельности по их согласованию и правильному, эффективному применению на практике.

Связь права и культуры не так явна, как соотношение права и политики, права и морали. Но она существует, поскольку право является весомой частью общечеловеческой культуры. Серьезное, ответственное, сознательное отношение к правовому регулированию общественной и частной жизни, стремление совершенствовать социальную действительность посредством правовых механизмов есть яркое проявление цивилизованности общества.
Право определяет и специфический вид общей культуры общества - правовую культуру.
Правовая культура - это одновременно:
" определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности;
" состояние процессов правотворчества и реализации права;
" специфические способы правовой деятельности;
" результаты правовой деятельности в виде духовных и материализованных благ, созданных людьми.
Каждый из названных срезов правовой культуры может рассматриваться на личностном уровне, когда акценты смещаются в сторону личностных свойств и качеств, и на уровне универсалистских обобщений, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности. И в том, и в другом случае принимается во внимание деятельное творческое начало, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизованности. Такое понимание отвечает широкому взгляду на культуру вообще как на категорию, объединяющую все ценности, созданные человечеством в процессе его духовной и практической деятельности.
Основополагающей культурной ценностью являются само право и правовые законы. Закон как инструмент организации общественных отношений и как основной источник права является пока непревзойденным и всеобъемлющим среди всех средств социального регулирования и контроля. Конструирование правовых законов - важнейшее завоевание цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно, в свою очередь, как дитя культуры, в идеале проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания. И здесь следует особо подчеркнуть: законы способны, если они совершенные, формировать в том числе и право как одно из проявлений культуры. Одновременно упрочиваются и другие (обусловленные правом) юридические ценности.
В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах (способах) и формах правовой деятельности можно указать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего правопорядка.
Законом создаются исходные ценности процедурно-процессуального порядка. Об уровне правовой культуры свидетельствуют, например, такие процессы, как парламентские процедуры по принятию законов, порядок разрешения конфликтов между властями, отправление правосудия по уголовным или гражданским делам и т. д.

 











Вопрос 21.

В юридической науке проблему ценности права детально разработал проф. С,С. Алексеев. Он обосновал тезис о том, что право - это не только необходимость, но и социальное благо, социальная ценность. Оно обладает рядом высокозначимых свойств - общеобязательностью, нормативностью, высокой обеспеченностью и другими свойствами, раскрывающими его

социальную силу.

По мнению С.С. Алексеева, право обладает:

 социальной ценностью;

 инструментальной ценностью;

 собственной ценностью.

Социальная ценность права заключается в трех моментах:

а) право обладает возможностью обеспечивать устойчивый порядок в общественных отношениях. Оно позволяет добиться такого порядка в жизни общества, который действует по всей стране, постоянно, неизменно, непрерывно во времени;

б) право благодаря своим свойствам позволяет достигнуть определенности, точности в самом содержании общественных отношений. И здесь главная роль принадлежит формальной определенности права. Благодаря этому свойству права правовое регулирование общественных отношений имеет четкие границы, позволяет отделить правомерные поведение и действия от произвола и своеволия;

в) право позволяет достичь гарантированного результата, что обеспечивается опорой права на государственное принуждение и делает право высокообеспеченным.

Инструментальная ценность означает, что право:

а) представляет собой мощный регулятивный инструмент и выступает средством решения разнообразных задач, может использоваться как инструмент разными субъектами: государством, церковью, общественными объединениями, гражданами и др. Однако на первом месте стоит, конечно, государство, поскольку реализуется, охраняется с помощью государства;

б) является опосредствующим звеном при реализации товаро-рыночных институтов, институтов управления, демократии, морали, культуры, выступает средством их воплощения в жизнь;

в) устанавливает систему типовых масштабов поведения и действий. Благодаря этому право выступает главным инструментом обеспечения организованности общественной жизни. Инструментальная ценность права раскрывает его служебную роль в обеспечении функционирования других социальных институтов - государства, социального управления, морали и др.

Собственная ценность права состоит в том, что право представляет собой глубинный элемент цивилизации, культуры, который вбирает в себя важнейшие социальные ценности общества. Кроме того, право выражает важнейшие общечеловеческие ценности - свободу, справедливость и равенство людей. В этом своем качестве право способно:

1) дать простор для свободы личности посредством предоставления людям субъективных прав;

2) добиться активности в поведении и действиях;

3) сопоставить поступки и действия с требованиями морали;

4) выступать фактором прогресса, обновления общества, а также эффективным средством межгосударственного общения, решения планетарных проблем.

Таким образом, право обладает уникальной социальной, инструментальной и собственной ценностью, поскольку воплощает сплав фундаментальных устоев цивилизованного общества, противостоит произволу, очерчивает строгие рамки для поступков и действий. Приоритет права, правовых начал в организации общества, в деятельности государственной власти выражает в жизни торжество высокой нравственности, справедливости, необходимой организованности в единстве и свидетельствует о высокой общей и правовой культуре общества и его членов.

 

Правовые ценности - это прежде всего достижения непрерывно развивающейся юридической науки как предпосылки формирования на основе познанных принципов права, устойчивого прогрессивного правосознания, объективно необходимого правотворческого процесса, правового законодательства, форм его выражения, систематизации и реализации в соответствии с устоями законности и правопорядка.

Современные правовые ценности - это принципы:

- нравственно-правовые - справедливость, свобода, равенство, братство, безопасность, открытость, гуманизм, свобода совести, веротерпимость, свобода вероисповедания;

- политико-правовые - народовластие, самоуправление, политический плюрализм, разделение государственных властей, сочетание национального и интернационального;

- экономико-правовые - многообразие форм собственности и их паритетность, свобода предпринимательства, свобода конкуренции, антимонополизм;

- эколого-правовые - охрана окружающей среды, рачительное использование природных ресурсов;

- собственно-правовые - точность в определении круга субъектов правовых отношений, их юридических прав, обязанностей и гарантий; единство прав и обязанностей; презумпция невиновности; ответственность за вину; соответствие наказания тяжести содеянного; закон, усиливающий ответственность, обратной силы не имеет; неотвратимость ответственности за правонарушение; правозаконность и правопорядок в правовом упорядочении.

К правовым ценностям относится формирующаяся в соответствии с принципами права система его источников (форм), демократическая процедура их становления и реализации, своевременное опубликование, правильное их восприятие, рациональная система юридического образования и правового воспитания.

Правовые ценности выражаются и в осуществлении официальной систематизации законодательства, особенно его кодификации и консолидации, позволяющих правоприменительным структурам и всему населению оперативно находить соответствующие правовые нормы и успешно их реализовывать.

Вопрос 22.

В юридической науке используется два понятия - форма права и источник права. Под формой права принято понимать специфическое выражение правовых норм, придание им свойства общеобязательности. Можно считать формой права официальное закрепление содержания норм права в целях придания им общеобязательности как государственно-властных велений. Термин "источник права" имеет несколько смысловых значений - основание права; его исходное начало; письменный документ; причина, факторы, действия; сила права. В 60-х гг. XX в. в отечественной юридической литературе шел спор по поводу употребления терминов "форма" и "источник" права. Предлагалось использовать понятие "форма права" вместо "источник права" (проф. А.Ф. Шебанов). Однако эта позиция не получила поддержки в науке, а вместо этого предлагалось уточнить термин "источник права" и называть его "юридически формальный источник права" (проф. С.А. Голунский, проф. С.Ф. Кечекьян, проф. М.С. Строгович, проф. С.Л. Зивс). Одновременно предлагалось выделять источники права: 1) в материальном смысле; 2) в идеальном смысле; 3) в юридическом, или формальном, смысле. Под источниками права в материальном смысле понимаются материальные условия жизни общества или способ бытия людей. Иногда данные источники права называют социальной основой права.Источник права в идеальном смысле предполагает те философские идеи, которые легли в основу данной правовой системы. Источник права в формальном, или юридическом, смысле означает различные способы внешнего выражения норм права. Формальные источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права. В последующее время выделяется источник права в политическом смысле, под которым понимается государство как источник позитивного права. Как полагают авторы этого предложения, именно интеллектуально-волевая деятельность носителей государственной власти является связующим звеном между источниками права в материальном смысле и документальными источниками. В настоящее время термины "источник права" и "форма права" используются в юридической науке как тождественные. При этом чаще всего рассматриваются юридические источники, или источники в юридическом смысле. В литературе приводятся следующие определения юридических источников - это официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих в данном государстве (проф. А.В. Мицкевич). Или другое, но близкое определение: это официально-документальные и иные формы или способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значения (проф. В.И. Гойман).

Вопрос 23.

По виду регулируемых общественных отношений
(по отраслям права):

а) источники конституционного права;

б) источники уголовного права;

в) источники гражданского права;

г) источники трудового права;

д) и др.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: