Государственный строй. Центральное, местное управление

Сословно–представительная монархия имеет следующие черты:

1) власть монарха ограничена органами сословного представительства в центре и на местах; в центре – Земские соборы, на местах – органы губного и земского самоуправления;

2) эти органы отражают роль той социально–политической силы, на которую опирается царская власть – дворянство и верхи городского населения; при их поддержке царская власть боролась с дворянским сепаратизмом, препятствовавшим централизации государства;

3) сословно–представительная монархия представляет собой более высокую ступень централизации государственного аппарата, чем раенне-феодальная монархия.

Царь создает сильный бюрократический аппарат и постоянное войско. Во второй половине XVII в. сословно–представительная монархия постепенно перерастает в абсолютную монархию.

Носителем высшей власти по–прежнему остается царь (схема), сохраняется Боярская дума, слагавшаяся из 4–х думных чинов – бояр, окольничих, думных дворян, думных дьяков. Постепенно из общей думы выделяется “ближняя”, “комнатная” дума, узкое совещание царя с наиболее приближенными, доверенными лицами.

 

Схема. Система центральных и местных органов государственной власти и управления России в период сословно–представительской монархии.

 

Особое место в государственном механизме занимают Земские соборы. Первый Земский собор состоялся в 1549 г., последний – в 1653 г. Земские соборы состояли из двух основных элементов:

1) крупные светские и духовные феодалы в лице Боярской думы и Освещенного собора (собрание высших духовных лиц);

2) “люди всех чинов”, т.е. представители дворянства, купцов, других городских жителей. Свободные крестьяне созывались один раз – в 1613 году.

Земские соборы решали наиболее важные вопросы жизни государства – принятие законов, вопросы войны и мира, выделение финансов.

Во второй половине XVII века роль Земских соборов падает.

В системе органов централизованного управления наибольшее развитие получают приказы. Их число доходило до 80 (постоянных – 40). Это были бюрократически централизованные органы отраслевого управления. Кроме того, к каждому приказу приписывались определенные города и уезды, которыми они ведали “судом и данью”, т. е. собирали налоги и подати, осуществляли судебные функции. Во главе приказа стояли бояре, окольничьи или думные дьяки. Основную чиновничью массу, от которой зависело решение всех дел, составляли подъячие.

В середине XVI века была проведена реформа местного управления. Система кормления была заменена органами губного и земского самоуправления, в которых решающую роль играли дворяне и верхи посадского населения.

По мере укрепления государственной власти и перерастания ее в абсолютистскую с середины XVII в. были учреждены должности воевод, которых подбирал Разрядный приказ из числа бояр и дворян с последующим их утверждением царем и Боярской думой. В большие города назначались несколько воевод, один из них считался главным. В отличие от кормленщиков воеводы получали государево жалованье и не могли обирать местное население.

Одна из главных задач воевод состояла в обеспечении финансового контроля. Они производили учет количества земли и доходности земельных участков во всех хозяйствах. Собирали государственные налоги выборные старосты и целовальники под надзором воевод.

Важной функцией воевод был набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских. Воевода составлял соответствующие списки, вел учет, проводил военные смотры, проверял готовность к службе. По требованию Разрядного приказа воевода направлял военнослужащих на место службы. Он командовал также стрельцами и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей.

При воеводе была специальная приказная изба во главе с дьяком. В ней велись все дела по управлению городом и уездом. Общая численность аппарата местных учреждений страны во второй половине XVII в. стала приближаться к двум тысячам человек. По мере того как воеводы укрепляли свое положение, им все больше подчинялись губные и земские органы, особенно по военным и полицейским вопросам.

В XVII в. получают дальнейшее развитие разряды - военно-административные округа, возникавшие в пограничных районах. Первый из них – Тульский – был создан еще в XVI в. В XVII в. в связи с расширением границ на юг, запад и восток возникли Белгородский, Смоленский, Тобольский и др. разряды. Создавались они и в районах, находившихся в центре страны (Московский, Владимирский и др.), но они оказались недолговечными. Воеводами разрядов назначались бояре, им подчинялись воеводы уездов. Разряды являлись отдаленными предшественниками губерний петровского времени. Права и обязанности воевод разрядов не были определены. Их главная задача состояла в мобилизации сил для отпора неприятелю.

Судебная система представлена на схеме.

 

Схема. Судебные органы в русском централизованном государстве в XVI в.

 

2. Церковная организация и церковное право.

Высший церковный орган – Освященный собор входил в верхнюю палату Земского собора. Духовенство как особое сословие наделялось привилегиями и льготами: освобождением от податей, телесных наказаний, повинностей.

Церковь являлась субъектом земельной собственности.

Власть Патриарха опиралась на подчиненных церковным организациям людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, на участие представителей Церкви в сословно-представительных органах власти и управления.

Во главе каждой епархии стоял епископ. В его компетенцию входили: назначение поповских старост, утверждение священников, открытие новых монастырей, назначение архимандритов и игуменов.

В каждой епархии находилось несколько приходов и монастырей. Приходы возглавлялись священниками. Во главе монастырей стояли архимандриты и игумены. В компетенцию поповских старост входило наблюдать за церковным порядком, собирать венечные пошлины, надзирать за поведением священников.

Церковь опиралась на целую систему норм церковного права, содержащихся в Кормчей книге, Правосудье и Стоглаве.

Юрисдикция церкви и государства была разграничена, гос.власть признала неподсудность духовенства и церковных людей светскому суду.

В XVIв. Проходил ряд церковно-земских соборов, на которых обсуждались вопросы, одинаково важные как для церкви, так и для государства.

Основное содержание Стоглава составляли вопросы, относившиеся к церковному праву и внутрицерковным отношениям. Было постановлено: церковные земли не продавать, не отдавать, но крепко хранить и новых не просить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: