Методы и способы правового регулирования

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ -способ воздействия юридических норм. М.п.р. подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивный метод - это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером может служить административное или уголовное право. Диспозитивный метод - это способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Он предоставляет им возможность выбирать форму своих взаимоотношений, урегулированных нормами права. Этот метод включает в себя три способа регулирования: а) дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер; б) предоставление определенных прав; в) предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, право выбирать вариант своего поведения.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Он выражается в делегировании комплекса дозволений уп-равомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Второй способ — обязывание как предписание совершить какие-то действия (так, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Третий способ — запрет, т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

 

Процесс правового регулирования, его основные стадии

Процесс рег-ия начинается с того, что для решения тех или иных задач издаётся НА, вступают в действиеюр. Нормы, кот. общим образом регламентируют общ. отношения. Затем не основании норм и при наличии предусмотренных ими конкретных фактов у лиц возникают права и обязанности, т. е. правоотношения. И, наконец, достигается эффект правового рег-ия — права и обязанности реализуются.

Три осн. стадии МПР: 1. Стадия изм-ия нормы и её общего действия. 2. Стадия возникновения прав и обязанностей (правоотношения). 3. Стадия реализации прав и обязанностей.

Нередко возникает необходимость в особой, доп., факультативной стадии применения права. Эта стадия заключается в издании компетентным властным органом индивидуального акта, призванного облегчить процесс реализации.

 

Понятие и основные элементы механизма правового регулирования

МПР — это взятая в единстве с-ма правовых ср-тв, при помощи кот. обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

На каждой из стадий ПР исп-ются особые юр. ср-ва — эл.-ты МПР: норма права, НПА, юр. факт, правоотношение, акт применения права, акт реализации права.

Кроме указанных осн. эл-ов МПР особое значение в нем имеют правосознание, кот. пронизывает все его эл-ты, образует «субъективную среду» для их функ-ия, присоединяется к их действию. Законность, являющаяся основой, стержнем МПР.

 

 55 Эффективность действия механизма правового регулирования, её критерии и факторы обеспечения

Эффективность МПР - это отношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.

Эффективность правового регулирования зависит от многих обстоятельств, основными из которых являются соответствие права, всей правовой системы идеям справедливости и свободы, уровню и потребностям экономического развития страны, наличие совершенного законодательства, высокий уровень правовой культуры населения

 

 

Понятие и признаки правовой нормы

Правовая норма — это установленное или санкционируемое государством и обеспечиваемое его принудительной силой общеобязательное, формально-определенное правило поведения субъектов, содержащее меру их свободы и ответственности, регулирующее типовые общественные отношения.

Основные признаки правовой нормы.

1. Общеобязательность. Норма права - это государственно-властное предписание (требование) закрепляющее правило поведения обязательное для всех субъектов вне зависимости от особенностей их статуса (социального и материального положения, возраста, пола и т.д.).

2. Непосредственная связь с государством. Устанавливается или санкционируется государством, охраняется от нарушений и обеспечивается мерами государственного воздействия (в том числе, принудительного характера).

3. Правило общего характера. Регулирует определенный вид общественных отношений; представляет собой общий, типовой вариант поведения людей; действует постоянно; направляет свое воздействие на неперсонифицированный круг субъектов.

4. Формально-юридическое закрепление. Норма права излагается в статье нормативно-правового акта, который разрабатывается и принимается компетентным государственным органом в порядке, установленной законом процедуры.

5. Микросистемность. Выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из взаимообусловленных элементов - гипотезы, диспозиции, санкции.

 

Логическая структура правовой нормы

Юр. норма обладает логической структурой, кот. независимо от словестного изложения позволяет ей выступать в качестве общеобязательного правила поведения. Выделяют три эл-та: 1. гипотеза — указывает на условия, при кот. возникают права и обязанности и реализуется норма; 2. диспозиция — содержит само правило поведения, которому должны следовать участники правоотношения; 3. санкция — указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения деспозиции ПН. Модель: «если..., то..., иначе».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: