Транснационализация производства и капитала

 

СУЩНОСТЬ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ. Эпоха глобализации характеризуется стремительным развитием процессов транснационализации производства и капитала. Ши­рокомасштабный выход производства за национальные границы, создание сети зарубежных филиалов, дочерних компаний, вы­воз капитала, установление международных долговременных контрактных связей продиктованы крупными технико-экономи­ческими сдвигами в производственной базе, в характере разделения труда на мировой арене.

Совершенствование средств связи и информации привело к сти­ранию пространственных и временных барьеров между странами и ре­гионами мира. Транспортные и коммуникационные издержки, а также затраты на координацию производственных процессов снизились до та­кой степени, что во многих случаях наиболее эффективным методом организации производства становится размещение отдельных его фаз в различных странах мира.

Резко сокращая экономическое расстояние между государствами, технологический прогресс, тем не менее, не в со­стоянии ликвидировать искусственные барьеры, препятствующие сво­бодному перемещению товаров, услуг, труда и капитала.

Это связано с осуществлением экономической политики на национальном и между­народном уровнях, со столкновением интересов отдельных государств, стремящихся максимизировать выгоды и минимизировать издержки интеграции национальных рынков в мировую хозяйственную систему.

 

 

Таким образом, важнейшей составляющей современного этапа интернационализации хозяйственной жизни становится транснаци­онализация, т.е. преобразование производства на основе вынесения отдельных звеньев производственно-технологических цепочек за национальные рамки. При этом стратегический контроль в международной организованной сети компаний не утрачивает своего национального характера.

Как следствие, национальные хозяйства экономически «рас­таскиваются» на отдельные части, становятся звеньями различных транснациональных образований (концернов, консорциумов, союзов и т.д.). Постоянно меняющиеся экономические границы не совпадают с наци­онально-государственными.

Это модифицирует традиционное международное разделение тру­да. Возникает новая его форма — межанклавное (межкорпоративное) разделение труда, которое характеризует специализацию хозяйствующих субъектов, сформировавшихся на транснациональной основе.

ТНК И МНК. Ведущую роль в процессах транснационализации производствен­ной деятельности играют транснациональные корпорации (ТНК). Они выступают в качестве особых международно опери­рующих субъектов с единой производственно-финансовой и на­учно-технической политикой, системой совершенствования пер­спективного планирования и менеджмента, разветвленной службой маркетинга, изучения настроения, мотиваций как боль­ших групп потребителей, так и индивидуальных потребностей тех или иных социальных групп.

В экономической литературе даются различные классификации транснациональных корпораций. В частности, в некоторых источниках ТНК подразделяются на интернациональные, многонациональные (мультинациональные) и глобальные корпорации. Например, извест­ный американский маркетолог Ф. Котлер выделяет именно эти типы   международных компаний (рис. 29.6).

Рис. 29.6.Типы международных компаний   

 

В других источниках предлагается следующее определение: ТНК — это национальные компании с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства. При этом подчеркивается, что не происходит смена собственника международно-перемещаемых ресурсов, осуществляются координация деятельности и стратегический контроль над всей транснациональной сетью капиталом одной страны. Хотя акции материнской и дочерних фирм доступны для приобрете­ния во всех странах, где действует ТНК, основное ядро собственности базируется на капитале страны расположения родительской компании. При таком подходе наряду с ТНК среди международных компаний выделяют как самостоятельную группу многонациональные корпорации (МНК), у которых головная компания принадлежит капиталу двух и более стран.

В качестве примеров таких многонациональных корпораций мо­гут служить англо-голландский химико-технологический концерн «Юнилевер», существующий с 1907 г., англо-голландский концерн «Ройал Датч-Шелл», англо-итальянски и резино-технический концерн «Данлоп-Пирелли» и т.д. В соответствии с рейтингами, опубликованными  газете «Financial Times» за 1999 г., в число 500 ведущих мировых ком­паний вошло только шесть со смешанным капиталом разных стран.

Следует отметить, что границы между группами международных компаний (ТНК и МНК) весьма подвижны, возможен переход одной формы в другую. О международном статусе фирмы свидетельствует такой показатель, как величина процента ее продаж, реализуемых за пределами страны базирования материнской компании. По этому по­казателю одним из лидеров является швейцарский пищевой концерн f «Нестле» (98%). Не намного отстают от него швейцарско-шведская компания «ABB» («Asia Brown Bovery»), специализирующаяся в области машиностроения, электронной инженерии (87%), и американская  нефтяная компания «Эксон Мобил» (80%).

Международную корпорацию характеризует также удельный вес  зарубежных активов в общей сумме активов. Самые большие загранич­ные активы среди ТНК имеют «Нестле», «Эксон Мобил», «Ай-Би-Эм». Одним из критериев отнесения компаний к разряду междуна­родных является доля занятых за рубежом в общей численности пер­сонала. По этому показателю лидируют «Нестле», «Дженерал Моторс», «Ай-Би-Эм», «Форд», «Филипс».

На наш взгляд, транснациональные корпорации являются меж­дународными компаниями по характеру своей деятельности, но они национальны по контролю за основными операциями. МНК — международны по всем параметрам. Хотя однозначной трактовки этих понятий нет. До сих пор идут споры по поводу того, что следует подразумевать под ТНК. Предлагается использовать следующие критерии отнесения корпораций к транснациональным:

• количество стран, в которых действует компания (в соответствии с различными подходами минимум составляет от двух до шести стран);

• пределенное минимальное число стран, в которых размеще­ны производственные мощности компании;

• определенный размер, которого достигла компания;

• минимум доли иностранных операций в доходах или прода­жах фирмы (как правило, 25%);

• владение не менее чем 25% «голосующих» акций в трех или более странах — тот минимум долевого участия в зарубежном акцио­нерном капитале, который обеспечивал бы фирме контроль над эконо­мической деятельностью зарубежного предприятия и представлял бы
прямые зарубежные инвестиции;

• многонациональный состав персонала компаний, в частности ее высшего руководства.

 

Так, согласно определению исследовательской программы Гар­вардского университета, в разряд транснациональных относятся ком­пании, имеющие более шести зарубежных дочерних фирм.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ООН. Учитывая, что формулировка понятия «транснациональная кор­порация» затрагивает интересы многих государств, Комиссия по транснациональным корпорациям ООН предложила следующий компромиссный вариант определения ТНК — это компания:

• включающая единицы в двух или более странах, независимо от юридической формы и поля деятельности;

• оперирующая в рамках системы принятия решений, позволя­ющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стра­тегию через один или более руководящих центров;

• в которой отдельные единицы связаны посредством собствен­ности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частно­сти, делить знания, ресурсы и ответственность с другими.

В настоящее время, по рекомендации ЮНКТАД (ЮНКТАД (UNCTAD) — Конференция ООН по торговле и развитию — международная организация, материалы исследований и статистика которой являются основным официальным источником по развитию ТНК.), к ТНК следу­ет относить компании, у которых не менее 10% активов размещено за ру­бежом (UNCTAD. World Investment Report. UN., N.Y. Geneva, 1999, P. 465.).

Исходя из этого критерия в мире насчитывается около 60 тыс. ТНК, имеющих 800 тыс. заграничных филиалов, В 2000 г. совокупные активы иностранных филиалов ТНК увеличились по сравнению с 1990 г. в 3,67 раза, достигнув суммы в 21,102 трлн дол. Объем продаж иностранных филиалов ТНК в 2000 г. по сравнению с 1990 г. увели­чился в 2,86 раза, составив 15,680 трлн дол., в том числе экспорт това­ров и нефакторных услуг — 7,036 трлн долл. Годовой объем произве-денныхТНК товаров и услуг оценивался по состоянию на 1999 г. в 36% мирового ВВП (UNCTAD. World Investment Report. UN., N.Y. Geneva, 2001.). В таблице 29.2 представлены данные по девяти круп­нейшим ТНК.

Таблица 29.2



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: