Классификация моделей рынка в зависимости от конкуренции

По степени развития конкуренции выделяются следующие модели рынка:

- Совершенная конкуренция (рынок свободной конкуренции) представляет собой идеальный образ конкуренции, когда на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правам. Условия совершенной конкуренции определяются следующими предпосылками: большое количество продавцов и покупателей, ни один из которых не имеет влияния на рыночную цену и количество товара; каждый продавец производит однородный продукт, который неотличим от продукта других продавцов; барьеры для входа на рынок либо минимальны, либо вообще отсутствуют; никаких искусственных ограничений спроса, предложения или цены не существует; ресурсы (факторы производства) мобильны; каждый продавец и покупатель владеет полной и правильной информацией о цене, затратах и спросе на рынке. Как следствие, для участников рынка в условиях совершенной конкуренции цена - заданная величина, продавец лишь определяет объём производства.

- Монополия (рынок одного производителя) – рынок единственного производителя продукта, не имеющего близких заменителей. Характерные его черты: продавец является единственным производителем данного товара; реализуемый продукт уникален - отсутствуют товары-субституты; как следствие, монополист обладает рыночной властью (контролирует цены, поставки на рынок), покупатель при заданной монопольно высокой цене определяет лишь объём покупок; на входе в рынок монополистом устанавливаются непреодолимые барьеры для конкурентов - как естественного, так и искусственного происхождения (патенты и лицензии). Факторами, ограничивающими рыночную власть монополии, являются уровень доходов покупателей и эластичность спроса на продукт монополии.

Монополия играет в рыночной экономике двоякую роль: с одной стороны, монополия прогрессивна (возможность создания, закупки и внедрения технических новаций, реализации позитивного эффекта масштаба и снижения издержек производства, высокого уровня организации и планирования производства и реализации); с другой – вредна (ограничение и уничтожение конкуренции, лишение других производителей возможности реализации товаров вследствие того, что потребители вынуждены тратить большую часть ограниченных доходов на покупку продукции монополиста по монопольно высоким ценам.) Результатом может стать отмирание целых отраслей. Поэтому государство проводит активную антимонопольную политику.

- Монополистическая конкуренция (рынок многих производителей). Если при совершенной конкуренции фирмы производят стандартизованную (однородную) продукцию, то в условиях монополистической конкуренции производится дифференцированная продукция: по качеству и потребительским свойствам продукта, по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы и т.п. Монопольный характер такой модели рынка в том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает монопольной властью над своим товаром: изменяет цену на него вне зависимости от действий конкурентов в пределах занимаемой ниши на потребительском рынке. Фирмы стремятся расширять её путем индивидуализации своей продукции с помощью товарных знаков и рекламы, что не исключает и ценовую конкуренцию. Доступ к рынку для новых продавцов затруднен в силу наличия и устойчивости покупательских предпочтений.

- Олигополия (рынок нескольких производителей) - относительно малое (в пределах десятка) число фирм господствует на рынке товаров или услуг, где могут производиться как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность чаще всего преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов; дифференциация - на рынках потребительских товаров. Немногочисленность фирм способствует возможности заключения монополистических соглашений по установлению цен и разделу рынков. Конкуренция на олигополистическом рынке тем интенсивней, чем ниже уровень концентрации производства. Основное отличие олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на совершенном рынке они пульсируют непрерывно и бессистемно, то при олигополии имеют тенденцию к устойчивой фиксации. Типично т.н. лидерство в ценах, когда их преимущественно диктует одна ведущая фирма. Доступ к рынку новым продавцам затруднен. В случае соглашения олигополистов по поводу цен ценовая конкуренция все больше смещается в направлении неценовой (качество продукта, его индивидуализация, реклама).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: