Виды и методы конкурентной борьбы

Тема 7

КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

П л а н

Конкуренция, ее сущность и функции в рыночной экономике.

Монополия: причины формирования, сущность, формы монополистических предприятий.

Антимонопольная политика государства.

     Одной из сущностных характеристик рынка является конкуренция. Экономические субъекты (производители, продавцы и покупатели), исходя из своих целей и интересов, стремятся вытеснить своих конкурентов, чтобы обеспечить себе наиболее выгодные условия купли-продажи как факторов производства, так и товаров и услуг. В результате конкуренции происходит дифференциация товаропроизводителей и расслоение покупателей. На основе конкуренции формируется монополия. Возникновение монополий существенно влияет на развитие рыночных отношений и экономической системы в целом.

Конкуренция, ее сущность и функции в рыночной экономике

Конкуренция - соперничество между хозяйствующими субъектами рыночной экономики за лучшие условия производства, продажи или покупки товаров.

Функции конкуренции:

регулирования -факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность;

мотивации - стимулирует технический прогресс, экономию ресурсов, поиск формата продукта (услуги), соответствующего требованиям рынка;

распределения - позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их вкладом в общественное производство, что отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам;

контроля - ограничивает и контролирует размеры каждого предприятия.

     Условиями победы в конкурентной борьбе являются:

     - снижение издержек производства;

     - улучшение качества продукции;

     - улучшение условий продажи и послепродажного обслуживания товаров, совершенствование маркетинговой деятельности фирмы;

     - развитие рекламной деятельности фирмы.

 

Виды и методы конкурентной борьбы

     Существуют различные критерии, по которым разграничиваются виды конкуренции.

     По субъектам конкурентной борьбы разделяют конкуренцию между производителями и потребителями (как однородной продукции, так и различных видов продукции); между собственниками капитала и рабочей силы; между собственника капиталов; между собственниками рабочей силы; между монополиями; между монополиями и немонополизированным сектором экономики; внутри монополий.

    В зависимости от объектов, за которые происходит конкурентная борьба, различают конкуренцию за ресурсы производства; за рынки сбыта; за информацию, за новые технологии и «ноу-хау».

     В зависимости от рыночных форм различают совершенную (чистую, или свободную) и несовершенную конкуренцию. Условиями совершенной конкуренции являются: наличие большого количества конкурентов-производителей, конкурентов-продавцов и конкурентов-потребителей; свободный доступ к любому виду деятельности и ресурсов. Несовершенная конкуренция происходит внутри монополизированного сектора, а также между монополиями и мелкими и средними производителями. Ее характерными чертами являются установление монопольных цен, разорение мелких фирм и присвоение монополиями монопольной прибыли и сверхприбыли.

      В зависимости от соответствия законам и этическим нормам различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Добросовестная конкуренция предполагает использование внутренних резервов и преимуществ фирмы. Речь идет о совершенствовании технологии, улучшении качества товаров, использовании высокопрофессиональных специалистов, хорошо организованной правдивой рекламы. Недобросовестная конкуренция основана на ложной информации о качестве и условиях обслуживания товара, на использовании товарного знака известных фирм и т.п.

     В зависимости от ценовых факторов различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция основана на возможном снижении цен на аналогичную продукцию и даже продукцию лучшего качества (что, в свою очередь, возможно на основе снижения издержек производства). Неценовая конкуренция предполагает как улучшение сервисных условий, та и использования рекламы.

     В зависимости от сферы конкуренции различают внутриотраслевую и межотраслевую, межрегиональную, межгосударственную (международную) конкуренцию.

     Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между производителями, действующими в одной отрасли. Результатом внутриотраслевой конкуренции является формирование на основе индивидуальных издержек производства общественной стоимости и рыночной цены одноименных товаров.

     Межотраслевая конкуренция происходит между производителями, занятыми в разных отраслях. Вследствие различных условий производства равновеликие капиталы (издержки производства) приносят неодинаковый прибавочный продукт (что выражается в неодинаковых прибылях). В результате происходит перелив капитала из менее прибыльных отраслей в более прибыльные. Следствием этого является сокращение предложения данного вида товаров, что ведет к росту цен, а, следовательно, и доходов. Путем перелива капиталов усредняется норма прибыли на равновеликие капиталы. Следовательно, межотраслевая конкуренция ведет к формированию цены производства (которая равна сумме издержек и средней прибыли на равновеликие капиталы).

 

     Что касается методов конкурентной борьбы, то они различаются в зависимости от видов конкуренции. При этом внутри видов возможно использование одинаковых методов.

     Методами конкурентной борьбы являются разнообразие ассортимента предлагаемых товаров, улучшение качества, функций и свойств продукции  и снижение издержек (что ведет к возможности снижения цен), улучшение сервисного послепродажного обслуживания товаров, улучшение условий труда и оплаты труда работников, правдивая реклама. Эти методы (как ценовые, так и неценовые) являются методами добросовестной конкуренции. В этом случае более высокие доходы фирма получает совершенно справедливо, на основе собственных усилий.

     Существуют также недобросовестные методы конкуренции. Это, как уже говорилось, ложная информация, использование товарного знака известных фирм, подкуп специалистов, промышленный шпионаж и т.п.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: