Монополия: причины формирования, сущность, формы монополистических предприятий

     Одной из негативных сторон рынка и рыночной конкуренции является тенденция к монополизации. Конкуренция ведет к дифференциации товаропроизводителей. Вследствие этого происходит концентрация производства и капитала. Возникает монополия.

     Концентрация капитала – это капитализация части прибавочного продукта, произведенного на данном предприятии. Успешно конкурирующее предприятие получает прибыль, часть которой вновь пускает в производство. В результате на данном предприятии происходит концентрация производства – сосредоточение средств производства, рабочей силы, рост объемов производства и масштабов предприятия. Крупное предприятие имеет большие возможности для внедрения новой техники и технологии, для модернизации производства, а значит, побеждает в конкурентной борьбе, разорив и подчинив себе неконкурентоспособные предприятия. Происходит централизация капитала и производства.

     Централизация производства и капитала – это увеличение масштабов предприятия, его капитала и объемов производства за счет объединения (поглощения или слияния) ранее самостоятельных фирм. Таким образом, появляются монополии.

    Монополизация производства и капитала – это экономический закон, обусловленный конкуренцией, концентрацией и централизацией капитала и производства, вследствие чего все меньшее количество предприятий производит все большую долю определенного продукта. Как и другие экономические законы, закон монополизации действует как закон-тенденция, т.е. при определенных факторах (антитрестовское законодательство, развитие общественного разделения труда, уменьшение размеров экономически эффективных предприятий под влиянием НТР) процесс монополизации замедляется и приостанавливается.

     Монополия (от греч. mono – один и poleo – продаю) – это предприятие (или объединение предприятий), которое изготавливает подавляющее количество продукции данного вида, вследствие чего господствует на рынке ресурсов и сбыта, влияет на процесс ценообразования и присваивает монопольно высокие прибыли. Следует подчеркнуть, что монополию нельзя отождествлять с крупной фирмой, так как не все крупные предприятия являются монополиями. Монополия – это исключительное господство на рынке ресурсов и сбыта товаров. Однако господство одной фирмы встречается редко. Чаще монополия встречается как сговор нескольких фирм, производящих однородную продукцию. Такую рыночную ситуацию называют олигополией (от греч. oligos – немного и poleo – продаю).

     Монополии классифицируются по различным признакам.

    1. По формам экономических отношений различают: картели, синдикаты, тресты, концерны и конгломераты.

     Картель – это объединение нескольких предприятий одной отрасли, участники которого сохраняют собственность на средства производства и изготовленную продукцию, производственную и коммерческую самостоятельность, но при этом договариваются о доле каждого в общем объеме производства, о цене и рынках сбыта. Как правило, это неустойчивая форма монополии, поскольку меняется число ее участников. В современных условиях картели существуют в форме патентных пулов, лицензионных договоров, объединений по осуществлению научно-исследовательских разработок и т. п.

     Синдикат – объединение предприятий одной отрасли, которые сохраняют производственную самостоятельность, собственность на средства производства, но теряют коммерческую самостоятельность, собственность на готовый продукт. Синдикаты  существуют преимущественно в торговой сфере.

    Трест – объединение предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и готовый продукт, т.е. объединяют производство, сбыт, финансы и управление.

     Концерн – наиболее распространенная в современных условиях форма монополии, объединяющая десятки и даже сотни промышленных, транспортных, торговых предприятий, которые теряют собственность на средства производства и готовый продукт, а главная фирма осуществляет контроль за другими участниками объединения. Возникновение концернов связано с процессом диверсификации – проникновения капитала той или иной компании в отрасли, которые непосредственно не связаны с основной сферой деятельности этой компании. Современные концерны включают предприятия от 11 до 50 различных отраслей. Среди 500 крупнейших концернов США 90% –  многоотраслевые. И только 5% этих гигантских концернов выпускают однопрофильную продукцию.

     Конгломерат – современная форма монополистических объединений, возникшая в 60-е годы вследствие поглощения прибыльных предприятий взаимосвязанных отраслей (например, гостиничное хозяйство, телефонная связь, автопрокатные станции и т.п.)

     Конгломерат по своей сути близок к концерну. Разница в том, что в конгломерате право на участие в общем управлении имеет еще более узкий круг участников, чем в концерне.

     Следует заметить, что существует и такая форма монополии, как скрытая монополия. В данном случае предприятия, входящие в объединение остаются формально независимыми, однако они связаны определенными контрактами. На основе контрактов создаются крупные промышленные группы, объединяющие множество мелких и средних предприятий – поставщиков и производителей отдельных деталей и частей сложного товара (самолета, автомобиля и т.п.).

    2. По степени защиты от конкуренции различают: закрытую, открытую и естественную монополию.

     Закрытая монополия – отрасль или предприятие, защищенное от конкуренции юридическими ограничениями – патентами, авторскими правами и т.п.

     Открытая монополия – это фирма, которая является единственным поставщиком определенного продукта или услуги.

     Естественная монополия – монопольное владение уникальными природными ресурсами.

 

         

     В теории монополии существуют и следующие понятия:

      монопсония (от греч. mono – немного и psono – покупаю) – монополия одного покупателя на рынке товара;

     олигопсония (от греч. oligos – немного и psono – покупаю)– монополия группы покупателей;

     дуополия  (от лат. duo – два и греч. poleo – продаю) – монополия двух поставщиков товара;

     билатеральная монополия (от лат. bi – приставка, означающая удвоение, и лат. lateralis - сторонний) противоборство единственного поставщика и единственного потребителя данного товара.

     Таким образом, монополия затрудняет конкуренцию, ограничивая ее свободу, но не уничтожает конкуренцию, а порождает ее новые формы. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: