Вопрос 4. Особенности Индийской философии

Вопрос 1. Смысл и значение философии, природа философских проблем,основной вопрос философии.

Философия – является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия. Философия как система миропонимания возникла из потребности людей в обобщенном и целостном представлении об окружающем мире, его наиболее общих свойствах структурных характеристик. Она является самой древней наукой, существовавшей около 3 тысячелетий. В отличие от мифологии, с ее фантастическими образами и ориентацией на традиции, и в противоположность религии, основанной на вере и апелляции к сверхъестественному, содержанием философии является осмысление результатов познавательной деятельности человека на основе принципов разума и данных науки. Термин “философия” имеет греческое происхождение от слов phileo – люблю, sofia – мудрость и получается как “любовь к мудрости”. Основной вопрос философии раскрывает соотношение между идеальным и материальным, сознанием и материей. Обоснование его дает ответы на два вопроса: что является первичным – сознание или материя? и познаваем ли мир? В зависимости от того, как философы отвечали на этот вопрос, они подразделялись на два лагеря: материалисты и идеалисты. Материалисты говорят, что первична материя и вторичны идеальные процессы, считают, что мир познаваем, тогда как идеалисты утверждают субстанциональность и первичность идеального фактора и в большинстве своем отрицают познаваемость мира. В 19 в. предметом философии становится изучение общих принципов развития природы, общества и человеческого мышления. Современная философия изучает окружающий мир как многомерную и многоуровневую систему.

Вопрос 2.Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и егоструктура.

Мировоззрение – система представлений, взглядов на мир в целом, место человека в нем, на многообразие отношений человека к этому миру, другим людям и самому себе. Мировоззрение – система освоения и изменения человеком окружающего мира. Основа мировоззрения – знания. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философии возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично. Философия - это теоретическое ядро мировоззрения. В структуру мировоззрения входят не только знания, но и их оценка. Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждения - это та призма, через которую видится действительность. В структуру мировоззрения входят и идеалы. Как правило, они обращены в будущее. Идеалы - основа духовной жизни личности. Философия отличается от других форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления. Уровни мировоззрения: мироощущение – наше ощущение мира по отношению к себе; мировосприятие - отражение мира в чувственных образах и представлениях; миропонимание - раскрывает сущность предметов, дает логическое обоснование процессов и явлений.

Вопрос 3. Исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение до философского периода представлено в форме: мифов, преданий, сказаний. Миф - священное придание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется о том, как устроен мир. Мифология - самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Позднее возникает религия - это форма общественного сознания, смысл которого заключается в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на существовании одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). После возникла философия. Философия унаследовала от мифологии и религии вопросы о происхождении мира, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире. Однакорешение мировоззренческих проблем в  философии происходило подиным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтомуможно сказать, что философия- это теоретически сформулированное мировоззрение.

Вопрос 4. Особенности Индийской философии.

Началом философского мышления в Древней Индии являются веды. Ведийский период характеризуется господством брахманизма, основанного на племенных верованиях и обычаях, которые были изложены в 4 ведах: самхиты - гимны; брахманы - ритуальные тексты; араньяки - правила поведения для отшельников; упанишады - философская часть «Вед». Веды называют «Первым памятником мысли древних индийцев». В ведах впервые делается попытка философского толкования окружающего человека мира, выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское предствавление о мире, человеке, нравственной жизни. Ортодоксальные школы (астика) остались верны философии «Вед». К ним относятся: веданта - школа делится на два направления «адванта» и «вишишта- адванта», философский смысл первого направления - нет ничего, кроме бога, все остальное лишь иллюзия, второе направление проповедует три реальности из которых состоит мир - это бог, душа и материя; санхья — эта школа учит признанию материального и духовного начал, материальные ценности находятся в постоянном развитии, духовное начало - вечно, материальное уходит вместе со смертью человека, духовное же начало продолжает жизнь; ньяя - учение школы - это вывод из ощущения, аналогии и свидетельства окружающих; миманса - школа основана на принципах логики, разумного объяснения, оно признает духовное и материальное существование; вайшешика - эта школа основывает свои принципы на знании того, что все окружающие человека, как и он сам, состоит из неделимых частиц, которые имеют вечное существование и управляются мировой душой, т.е. богом; йога - основана на принципах бесстрастия, созерцания и отрешенности от материального, к достижению гармоничного освобождения от страданий и воссоединения с богом ведут медитации. Альтернативные школы (настика) не берут древние «Веды» за основу своей философии. К ним относятся: буддизм - философия этой школы провозглашена официальной религией, в основе философии школы лежит путь просветления, достижение нирваны, это состояние полного покоя и невозмутимости, освобождение от причин возникновения страданий и боли, от внешнего мира и мыслей, с ним связанных; чарвака (локаята) - школа основана на мудрости учений о том, что все сущее состоит из воздуха, воды, огня и земли, после смерти, при распадении этих элементов они присоединяются к своим собратьям в природе, школа отрицает существование любого другого мира, кроме материального; джайнизм - главный тезис заключается в вере в Таттва, это сущность, материал для создания всего строения мира - душа (джива) и все, что ей не является (аджива) - материальное окружающее человека, душа вечна, и у нее нет создателя, она существовала всегда и она всемогуща.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: